Единство обучения и воспитания

Воспитательная работа осуществляется преподавателем-тре­нером прежде всего в самом процессе обучения. Б. С. Денисов, например, в своей тренерской практике не проводит резкой грани между обучением и воспитанием, считая, что процесс обуче­ния технике, продуманно и правильно поставленный, помогает воспитывать у боксера положительные качества и устранять, снимать отрицательные.

Б. С. Денисов уже вначале так ставит обучение, чтобы при­вивать ученику нужные для боя навыки и в этом же направле­нии воспитывать его эмоции и характер.

Здесь тренера ожидает своеобразное противоречие: с одной стороны, чтобы обучение стало на реальную почву и носило ха­рактер боевой подготовки, а не упражнений гимнастического характера, нужно как можно скорее дать ученику боевые перчатки, — оттягивать вольный бой нельзя. С другой стороны, у новичка инстинктивные защитные движения настолько резки, что при первом же бое могут совершенно смять едва наметив­шиеся, слабо усвоенные и еще не автоматизированные элемен­ты техники.

Б. С. Денисов считает, что устранить это противоречие не трудно. Для этого он следит, чтобы первое время ученики вели бой слабыми ударами и в замедленном темпе.

Замедленный темп и слабые удары, во-первых, не вызы­вают резких проявлений страха и нерешительности, во-вторых, если последние в известной степени и проявляются, ученик сра­внительно небольшим волевым усилием их подавляет. Тогда ра­зученные им удары и защиты не искажаются под влиянием от­рицательных эмоций, закрепляются в памяти ученика и от по­стоянных упражнений автоматизируются.

И все же в действиях учеников возможны многочисленные и разнообразные ошибки. Одни из них вызываются плохой коор­динацией движений, другие связаны с тем, что ученик плохо запоминает учебный материал, третьи возникают под влиянием страха и т. п. И хотя существует много приемов, обычных в преподавании бокса, чтобы исправлять эти ошибки, иной раз, однако, и солидного тренерского багажа недостает, чтобы сразу выправить какое-либо «оригинальное» искажение: всего преду­смотреть нельзя, в особенности же бесконечного разнообразия ошибок.

Тренер должен постоянно работать над своей педагоги­ческой техникой, искать приемы воздействия на ученика, на­капливать и разнообразить эти приемы, воспитывать в себе находчивость и такт, умение подойти к каждому ученику с особой меркой. Даже по отношению к типичным, наиболее часто встре­чающимся ошибкам следует применять разные приемы, так как имеешь дело с различными учениками. Иногда даже с од­ним и тем же учеником нужно поработать и так и этак, приме­нить к одному ученику и по поводу одной ошибки несколько приемов.

Такого рода приемов существует достаточно много, но прак­тика требует от тренера не канона, не стандарта для работы, а постоянных творческих поисков, постоянного обогащения бага­жа тренерской техники.

А. А. Гольдштейн подчеркивает значение правильного отбо­ра спортивно-технических средств, служащих целям воспитания боевых качеств боксера.

Для того чтобы с самого начала правильно формировать волю и характер боксера, нужно внимательно подойти к выбору спортивно-технических средств. Поэтому А. А. Гольдштейн ста­рается всем новичкам поставить правильный, точный и быстрый удар, добиться, чтобы они умели действовать обеими руками, выработать свободное и разнообразное передвижение по рингу, и, что особенно важно, разучить защиты.

Однако, кроме изучения общего для всей группы материала, с самого начала работа с новичками должна быть индивидуали­зирована. А. А. Гольдштейн тщательно изучает физические данные ученика, особенности его характера и темперамента и в со­ответствии с психофизической конституцией ученика выбирает для него те или иные спортивно-технические средства и манеру действий. Прежде всего, это относится к выбору боевой стойки. Будет ли это низкая собранная стойка, или выпрямленная стой­ка, или любая промежуточная форма — это зависит от личных особенностей ученика, и задача тренера — правильно эти осо­бенности определить. Поэтому тренер должен вырабатывать в себе своеобразный психологический глазомер: знания одних только физических данных ученика недостаточно, чтобы опреде­лить нужную ему манеру действий или, например, соответствую­щую им боевую стойку.

А. А. Гольдштейн стремится научить боксера подавлять от­рицательные эмоции, сковывающие его действия. В первую оче­редь это относится, понятно, к проявлению страха и связанным с ним инстинктивным защитным движениям. Новичок, не умею­щий еще применять защиты, закрывает («жмурит») под влиянием страха глаза, делает беспорядочные защитные движе­ний руками и т. п. Здесь лучший метод воздействия на учени­ка — постепенность. Переходя мало-помалу от медленных дви­жений к более и более быстрым, от легких и слабых ударов к более сильным и резким, от простых к более сложным действи­ям, А. А. Гольдштейн вырабатывает у ученика умение приме­нять нужную защиту и контрудар, воспитывает в нем чувство уверенности, а отсюда — спокойствие и способность подавить, преодолеть чувство страха. На конкретных примерах он пока­зывает боксеру, что бояться совершенно нечего, укрепляет его веру в себя.

Тренер должен уметь пользоваться различными чертами ха­рактера своего ученика, чтобы снимать или подавлять те или иные отрицательные эмоции. Для борьбы с трусостью чаще все­го вполне удовлетворителен метод постепенного увеличения трудности материала, темпа и эмоциональной нагрузки, при ко­тором для вольного боя подбирается сначала более слабый про­тивник, а когда ученик приобретает уверенность — все виды на­грузки увеличиваются, и противник дается сильнее. Другое дело, когда ученик самолюбив или честолюбив; иной раз достаточно пристыдить такого ученика, чтобы получить положительный и устойчивый эффект. Верно направленные чувства гордости, спортивного честолюбия способны вытеснить такие вредные эмоции, как страх, озлобление, и помочь преодолеть нереши­тельность и инертность.

Чрезвычайно важно выработать в боксере способность к зна­чительному волевому усилию.

А. А. Гольдштейн успешно применял следующий метод при случайных нокдаунах во время вольного боя. Он немедленно поднимал упавшего боксера, не давая ему отдыхать, и застав­лял его, продолжая бой, обязательно идти вперед, нападать на партнера. В то же время А. А. Гольдштейн быстро давал по­нять второму боксеру, чтобы он не наносил ударов в голову и переходил к защите. А. А. Гольдштейн наблюдал в таких слу­чаях, что у боксера, сумевшего резким усилием преодолеть сла­бость и неуверенность, вызванные нокдауном, волевые качества резко повышались.

Задача тренера — обращать внимание на каждого из учени­ков, следить и за их техническим совершенствованием, и за формированием их боевых качеств, и за особенностями прояв­лений воли и характера. Во время занятий тренер должен хоро­шо изучить свою группу, следя за способностями и успевае­мостью каждого занимающегося, обращая внимание на разви­тие его боксерской индивидуальности.

Добиваясь высокой эмоциональности занятий, тренер во гла­ву угла должен ставить требования дисциплинированности, веж­ливости и аккуратности. В своих действиях и советах тренеру нужно быть чутким и гибким, находить для каждого случая особое решение, поощряя и «подхлестывая» одних и сдерживая других. Тренер должен бережно относиться к своему коллективу, помня, что в ряде случаев формирование боксера протекает очень медленно и от тренера требуется большая выдержка, тер­пение и педагогический такт. Так, например, К. В. Градополов советует, если тренер видит, что ученик трусоват, главное вни­мание обратить на усвоение им приемов защиты. Чем свобод­нее будет ученик владеть защитой, тем скорее он приобретет уверенность, нужную ему в боевой обстановке.

Если все же, несмотря на указания тренера, у ученика остается слишком много инстинктивных защитных движений, инстинкт самосохранения довлеет над ним, а чувство страха его сковывает — нужно резко сменить обстановку: замедлить темп, ослабить силу и резкость удара, чтобы выработать необходи­мый навык в спокойной обстановке. Лишь когда навык будет приобретен, нужно постепенно обострять обстановку боя.

ПОДГОТОВКА НОВИЧКА К БОЮ

Первый бой — событие, остро воспринимаемое и переживае­мое новичком. Поэтому подготовка новичка к бою требует, что­бы тренер-педагог внимательно и продуманно избирал средства воспитательного воздействия на своего ученика.

К. В. Градополов, готовя новичка к первому бою, воспитывает в нем корректность по отношению к противнику, судьям, зрителям, как основу поведения боксера; инициативу, решитель­ность, при которых боксер не ждет, как сложится боевая обста­новка, а действует сам, не боясь риска и создавая, так сказать, собственный «рисунок боя»; умение действовать по-разному в различной обстановке находить и осуществлять нужные решения не смущаясь неожиданностями и случайностью. Наконец, чувство дистанции и времени, соединенное с умением свободно двигать­ся в боевой стойке, завершает круг качеств, воспитание кото­рых К. В. Градополов ставит основной целью своей работы.

Если учесть, что технические средства новичка довольно ог­раничены, то станет ясным, что воспитание боевых качеств, — главное в работе тренера при подготовке новичка к первому бою.

Средства воспитательного воздействия тренера очень разно­образны. И анализ действий отдельного боксера, и общая бе­седа, и показ тех или иных приемов, — все должно быть устремлено в одном направлении: формировать качества, нужные в боевой обстановке. Здесь большую роль играет наглядность учебного материала. Наблюдая за тренировкой мастеров, глядя на матчевые встречи на ринге, начинающий боксер осмысли­вает собственный технический багаж, приобретает определенные спортивные вкусы, избирает ту или иную манеру действий, К. В. Градополов в этих случаях умело направляет новичка, по­могает ему аналитически разобраться в том, что он видит, под­сказывает ему, что для него хорошо и что непригодно. Напри­мер, чрезвычайно важно показать молодому боксеру, как мастер, применяя ту или иную защиту, использует ее для активных действий. Новичок должен понять, что какую бы защиту ни применял боксер, он всегда одновременно с ней наносит встреч­ный или ответный удар, причем движение защиты всегда под­чиняется движению контрудара. Защита ради защиты, без контрудара, должна характеризоваться как нецелесообразная и
вредная. Такими указаниями поощряется всякое, проявление инициативы и решительности. Тем более важно подчеркнуть новичку ценность активного и решительного ведения боя, с энер­гичными и разнообразными атаками, проникнутого стремлением и волей к победе.

Коллективные посещения матчей под руководством тренера приносят неоценимую пользу начинающим боксерам.

А. А. Гольдштейн, при подготовке новичка к первому бою,, стремится, чтобы он понял, что первый бой для него — это, прежде всего технический экзамен. Неважно, выиграет он или про­играет бой. Но важно, чтобы он действовал на ринге смело, уве­ренно, технически правильно. Если новичок проиграл бой, нуж­но его ободрить, показать, что при хорошем техническом веде­нии боя незначительное поражение может быть лучше победы, достигнутой грубой силой. Во всяком случае — важно следить, чтобы острые переживания, связанные с первым боем, не трав­мировали новичка, а, наоборот, вызвали в нем стремление к дальнейшему росту и совершенствованию.

При подготовке новичка к бою особенно важно правильно организовать тренировку и внимательно регулировать бой на ринге.

Каковы здесь задачи тренера? Б. С. Денисов указывает на следующие:

Бережно относиться к ученику, давая ему всегда партнера по силам. Не ставить ученика все время в невыгодные условия, а регулировать вольный бой так, чтобы, если у ученика сегодня более сильный партнер, в следующий раз дать партнера слабее: Такая тактика не травмирует ученика, оставляет его всегда уверенным в себе.

Не ставить также ученика всегда в более выгодную обста­новку, что часто случается по отношению к лучшим учени­кам. Это может привести к переоценке учеником своих сил, и тогда неожиданная встреча с более сильным противником мо­жет совершенно деморализовать его.

В вольном бою никому не позволять подавлять партнера. Только при спокойном, товарищеском ведении боя растут волевые свойства боксера.

А. А. Гольдштейн считает основой воспитания новичка — большую требовательность к нему и приучает боксеров к дис­циплине с первого же дня занятий. Тот, кто опоздал на занятия на одну минуту, не допускается на урок. Слово тренера — за­кон для ученика. Посторонние разговоры, пререкания во время Занятий воспрещаются.

«Суровый закон суворовской выучки «трудно в ученьи — легко в бою» мы применяем с успехом в спортивной работе», — говорит А. А. Гольдштейн.

Наши рекомендации