Комплекс упражнений для регуляции своего самочувствия
Так как эмоциональное напряжение сопровождается напряжением мышц, то регулировать самочувствие можно, снимая мышечное напряжение. Чтобы лучше ощутить состояние расслабления, следует предварительно потренироваться в напряжении отдельных групп мышц и последующем их расслаблении.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Расслабление и напряжение мышц руки. Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (З—4 с). Не забудьте о мысленном действии при этом (вы хотите быть сильным, крепким, ваши мышцы сильно напряжены). А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникоообразные движения.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Использование слова для релаксации. Концентрируем внимание и даем самоприказы: «Внимание на руки… Мои пальцы расслаблены… Мои пальцы и кисти расслаблены… Мои предплечья и плечи расслаблены… Мое лицо спокойно и неподвижно…»
Нужно знать, напряжение, каких мышц вызывает та или иная эмоциональная реакция. Так, при эмоции страха в наибольшей мере напрягаются артикулярные и затылочные мышцы, на расслабление их и нужно обратить внимание, испытывая это состояние.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Использование представлений для расслабления. Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующие объекту ощущения и реакцию организма. Например, сильное волнение можно снять, если представить себя (желательно несколько раз) отвечающим на экзамене без волнения. Конечно, это трудно и не всегда удается, в таком случае могут помочь сюжетные представления на цветном фоне: луг, речка, море, гладь воды.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Контроль тонуса мимических мышц. Это упражнение помогает не только придать лицу спокойный вид, но и добиться внутренней гармонии, успокоения. Текст может быть следующим: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке. Мое лицо, как маска». Вместе с улыбкой мы ощущаем, как уходит напряжение в лице и во всем теле.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Контроль и регуляция темпа движения и речи.
Наряду с мышечной скованностью эмоциональное возбуждение может проявиться в возрастании темпа движений и речи, суетности. Избежать этого помогут следующие задания:
а) плавно и медленно сжимать и разжимать пальцы рук, плавно и медленно переводить взгляд с одного предмета на другой, так же писать, идти, говорить;
б) использовать в тренировке чередование быстрого и медленного, плавного и резкого темпа. Например, 2—З мин делать все (собирать разбросанные книги, писать на доске и т. Д.) замедленно и плавно, затем 1—2 мин – быстро и резко, имитируя суетливость и нервозность. Далее опять медленно и т. Д. Так же читать отрывки хорошо знакомых произведений.
Эти упражнения, построенные на темповом контрасте, помогают регулировать эмоциональное состояние, поскольку оно оптимизируется под влиянием размеренного и частого ритма.
УПРАЖНЕНИЕ 6. Контроль и регуляция дыхания. Так как наше дыхание и эмоциональное состояние взаимосвязаны, то контроль и регуляция первого могут способствовать саморегуляции второго. Наблюдения показывают, как меняется дыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание спящего, глубокое у задумавшегося, учащенное у волнующегося, «раздутые ноздри» у гневающегося.
Вдох при диафрагмальном дыхании производится через нос. Вначале воздухом при расслаблении и слегка опущенных плечах наполняются нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются рудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи, ключицы. Это стабилизирует эмоциональное состояние.
УПРАЖНЕНИЕ 7. Использование библиотерапии. Прочитать стихотворение, прозу. Обсудить, какие чувства вызывает данное произведение.
УПРАЖНЕНИЕ 8. Использование музыки в сочетании со зрительными образцами. Просмотреть слайдовую программу на музыкальном фоне. После просмотра описать свое состояние.
УПРАЖНЕНИЕ 9. Имитационная игра. Войти в класс в образе завуча, директора. Проследить, как меняется внутренний настрой.
3. УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ РЕЛАКСАЦИИ.
УПРАЖНЕНИЕ 10. «Поза» релаксации (поза кучера на дрожках). Необходимо сесть на стул, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом друг к другу. Предплечья свободно лежат на бедрах, кисти рук свободно свисают. Мышцы максимально расслаблены. Глаза закрыты. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках.
Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены. Начинать нужно с мышц лица, с освоения «маски» релаксации.
УПРАЖНЕНИЕ 11. «Маска» релаксации. Подаются команды (самоприказы): «мышцы лба расслаблены; все морщины на лбу разглажены (чтобы прочувствовать расслабление этой группы мышц, можно предварительно для контраста напрячь их, на вдохе подняв брови, как это бывает при удивлении, и на выдохе опустив); брови расслаблены (нахмурить брови и тут же расслабить); веки расслаблены; мышцы щек расслаблены; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены, на лице лежит печать глубокого сладкого сна».
Итак, между выражением лица и психическим состоянием существует прочная обратная связь, внешнее выражение расслабленности и покоя влечет за собой соответствующие изменения состояния.
УПРАЖНЕНИЕ 12. Полный физический покой. Цель — максимально расслабить мышцы тела, снять все мышечные зажимы.
Основные формулы: «Я расслабляюсь», «Полный физический покой». Подаются команды (самоприказы): «покой, полный физический покой; я расслабляюсь; мышцы шеи расслаблены; плечи расслаблены (плечи опускаются); мышцы рук расслаблены: предплечья, кисти рук…; руки кажутся плетями, брошенными на колени; мышцы спины расслаблены; живот расслаблен».
Круг внимания медленно скользит по телу, проверяя, все ли мышечные зажимы убраны, опускается по мышцам ног: «ноги расслаблены: расслабляются бедра, раскрепощаются коленные суставы, расслабляются мышцы голени, стопы…; каждый мой мускул расслаблен и вял; покой, полный физический покой».
В момент расслабления вообразите картину отдыха: вы отдыхаете на пляже (в саду…): «Я отдыхаю, мне приятно состояние полного физического покоя».
Вывод: с помощью самоприказов и представлений вы можете внушить себе состояние полного физического покоя, воздействуя через сознание на подсознание.
УПРАЖНЕНИЕ 13. Полный психический покой. Цель — максимально успокоиться, снять возбуждение и нервное напряжение. Основные формулы: «Полный психический покой», «Покой, как одеялом, укутывает меня». Подаются команды (самоприказы):
«отдых»; все мысли ушли; только покой; покой, как мягкое одеяло, укутывает меня; я совершенно спокоен; полный психический покой».
Вывод: на фоне общего физического расслабления вы можете с помощью самоприказов и представлений внушить себе состояние полного психического покоя.
УПРАЖНЕНИЕ 14. Тяжесть правой руки.
Цель – добиться максимального расслабления мышц, а для этого необходимо научиться вызывать ощущение мышечной тяжести в правой руке (потом во всем теле). Основная формула: «Правая рука тяжелая». Подаются команды (самоприказы): «моя правая рука тяжелая; я чувствую тяжесть в правой руке; кончики пальцев тяжелые; кисть правой руки тяжелая».
Можно использовать следующие образные представления: «рука наливается свинцом и постепенно тяжелеет; правая рука тяжело давит на колено; я чувствую тяжесть в предплечье, в плече; вся правая рука тяжелая».
Вывод: это упражнение еще раз демонстрирует, как с помощью самоприказов и представлений можно внушить себе самые различные состояния.
УПРАЖНЕНИЕ 15. Выход из состояния релаксации. Идет счет до 10, на каждый второй счет подаются команды (самоприказы): раз, два — вы хорошо отдохнули; три, четыре — тяжесть правой руки прошла; пять, шесть—бодрость во всем теле; семь, восемь— настроение бодрое; девять, десять — открыть глаза и улыбнуться».
Энергично дается команда: «Потянитесь, сядьте прямо! Сплести пальцы рук перед собой! Выверните кисти ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки». Это упражнение повторяется 2—3 раза.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ
Выберите 20 из предлагаемых ниже педагогических суждений, которые Вы принимаете безоговорочно.
1. Нет от природы идеальных детей.
2. Наказание – испытание способ преодоления порочных наклонностей детей.
3. Школьникам свойственна справедливость в оценке знаний одноклассников.
4. Чтобы ученик не зазнавался, надо откровенно говорить о его недостатках в коллективе.
5. Терпимость, склонность к компромиссу с детьми профессионально необходимы учителю.
6. Уважать ребенка – значит предъявлять высокие требования.
7. Важно не столько регулировать поведение школьников, сколько побуждать их к саморегуляции.
8. В одобрении педагога больше нуждаются слабые, а не сильные учащиеся.
9. Без требовательности ни обучать, ни воспитывать нельзя.
10. Чем агрессивнее ребенок, тем больше он нуждается в требовательности учителя.
11. Ложь школьника должна разоблачаться публично.
12. Уступчивость учителя не вредит воспитанию сильного характера.
13. При рассаживании учащихся в классе нужно учитывать их успеваемость и поведение.
14. Чтобы мальчик рос мужественным, нужно стыдить его, когда он проявляет слабость.
15. Хотя у детей и небольшой жизненный опыт, учителю необходимо чаще с ним советоваться.
16. Школа и семья должны предъявлять к учащимся единые педагогические требования.
17. Любой педагогический конфликт может быть разрешен без насилия над ребенком.
18. Индивидуальная беседа предназначена для того, чтобы убедить школьника в допущенных ошибках.
19. Соблюдение дистанции в общении с детьми таит опасность их отчуждения.
20. Учитель, избегающий конфликтов со школьниками, проявляет профессиональную слабость.
21. В личностном плане учитель не лучше ученика.
22. Конфликт – способ закалки характера ученика.
23. Учителю нужно не послушание ребенка, а развитие способностей возражать.
24. За каждый серьезный проступок школьник должен быть наказан.
25. Уважающий ребенка учитель тот, кто считается с его потребностями, желаниями, настроением.
26. Главное на уроке – порядок и дисциплина.
27. Только равнопартнерский диалог побуждает ребенка самостоятельно мыслить.
28. Если не делать детям замечаний, добиться дисциплины затруднительно.
29. Учитель призван ограждать детей от дистрессов.
30. Нельзя потакать желанию учащихся носить в школу украшения.
31. Если ученик плохо учится, у него отсутствует положительная мотивация.
32. Необходимо требовать, чтобы все дети при входе учителя немедленно вставали.
33. Главное в гуманистической педагогике – это искусство диалога с ребенком.
34. Разболтанность школьников – следствие неумения учителя быть требовательным.
35. Все дети богато одарены природой, но каждый по-своему.
36. Педагог не имеет право на ошибки ни в учебной работе, ни в воспитательной работе.
37. Хороший учитель возвышает личность ребенка, укрепляя веру в свои силы, плохой – разрушает ее.
38. Чтобы ученик не рос эгоистом, он должен подчиняться коллективу.
39. Восприятие ребенка таким, каков он есть, помогает предвидеть развитие его личности.
40. Плохо посещают школу нерадивые, ленивые дети.
41. Насилие деформирует личность ребенка.
42. В процессе воспитания необходимо поощрять детей за хорошие поступки и наказывать за плохие.
43. Авторитарность учителя оборачивается рабской психологией ребенка.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
За каждое суждение с нечетным номером – 2 балла, с четным номером – 1 балл.
Если в сумме Вы набрали 15 и более баллов, налицо склонность к демократическому стилю, а если менее 15 – к проявлению авторитарности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный стили.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ («РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ»). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу детей. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. Даже резкая благодарность звучит как команда (оскорбление). За ошибку виновный высмеивается, но не объясняется, как ее исправить. В его отсутствие работа замедляется или прекращается.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ («ВОЗВРАЩЕНИЕ БУМЕРАНГА»). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании. Каждый ребенок поощряется. Оптимально распределяется нагрузка с учетом индивидуальных склонностей и способностей. Способы общения – просьбы, совет, информация.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ (АНАРХИЧЕСКИЙ, ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ «ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ»). УЧИТЕЛЬ старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности. Вопросы рассматривает формально, устраняется от ответственности. Об авторитете тут речи не может быть. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительные.
Лучший стиль руководства – демократичный. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякнет и в отсутствии руководителя.
В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный», «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует достижению цели. Второй тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленное поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общений. Если ученик чуть активнее других – он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников.
Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин (74) считают, что различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателей в общении с обучаемыми на занятиях (дополнительная информация)
1. СТИЛЬ: «МОНБЛАН» (гора в окрестностях Парижа)
Педагог поставил сам себя на пьедестал; говорит с классом, конкретно не глядя ни на кого, его не интересуют их интересы, он чувствует себя богом.
Недостатки: совершено отсутствует контакт с учащиеся, нет ответной связи, нарушается система педагогического воздействия, бездействия учащихся; активны только те, у кого высокая мотивация к обучению.
2. СТИЛЬ: «КИТАЙСКАЯ СТЕНА».
Педагог наглухо огорожен от учащихся, действует по принципу: «Я должен учить, вы должны учиться». Между педагогом и учащимся сильный психологический барьер, совершенно отсутствует эмоциональная составляющая из чувства, господствует или страх, или безразличие. Информация воспринимается только в созерцательном плане, работает только память (загрузка памяти).
3. СТИЛЬ: «ЛОКАТОР».
Педагог выбрал какую – то группу учащихся или 1 учащегося и контактирует только с ними (или с отличниками, или с неуспевающими, или с любимчиками).
4. СТИЛЬ: «РОБОТ».
Это когда педагог действует по заранее заложенной программе.
Совершенно без эмоций, ни на что не реагирует, во что бы то ни стало, должен выполнить то, что запланировал.
Недостатки: дети быстро приспосабливаются, творчество отсутствует (почти все становятся отличниками).
5. СТИЛЬ: «Я САМ»
Педагог старается все сделать сам (сам задает вопросы, сам отвечает, сам все делает). Учащиеся превращаются в зрителей в театре.
Недостатки: культивирует пассивность, безответственность, у воспитанников желание возложить какое – либо дело на другого.
6. СТИЛЬ: «ГАМЛЕТ».
Педагог во всем сомневается, постоянно обращается за советом, робок, осторожен, без творческого полета и фантазий, опирается только на давно устоявшиеся истины. Нестандартные поведения учащихся приводят его в состояние замешательства. Чаще всего идет на поводу у учащихся.
Недостатки: совершенно отсутствует энергия. Ведет к формированию заниженной самооценки у учащихся. Отучает от чувства профессионального риска, формирует позицию середнячка и невмешательства ни в какие дела (моя хата с краю, ничего не знаю).
7. СТИЛЬ: «ТЕТЕРЕВ» - ничего не вижу, ничего не слышу.
Совершенно не контролирует ситуацию, самоувлеченность забирает все остальное; если случайно переходит на другую тему, то на этом и заканчивает разговор.
Недостатки: он не приучает учащихся не только слышать, но и слушать, воспитывает невнимательное отношение к окружающим.
8. НОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: «СОЮЗ».
- для участников педагогического процесса основные понятия: СОДРУЖЕСТВО, СООБЩЕСТВО, РАВНОПРАВИЕ ОТНОШЕНИЙ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫХ И
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ТИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Критерии для сравнения | Типы взаимодействия | |
субъект-объектный | субъект-субъектный | |
Активность – пассивность во время коммуникативной атаки | ||
Характер регуляции взаимоотношений, культура общения | ||
Учебная мотивация (как создается) | ||
Личностное расстояние | ||
Основные педагогические методы, приемы | ||
Характер отметок | ||
Качества характера учителя | ||
Наличие у ребенка свободы выбора | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ З
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ РЕЧИ
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:
1.Упражнение: лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почувствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевельнулись мышцы брюшного пресса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать тоже самое – стоя. При этом необходимо следить, чтобы воздух в нижней части легких, не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо все время направлять книзу. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук – голос. Особенности голоса педагога – сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр, дикция.
2. Сила – активность работы органов речевого аппарата: проговорить согласные с силой выталкивая звуки – П, К, Х; Г, Б, Д.
3.Полетность – способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость: крикнуть растянуто «А – ле- нуш- ка! «И-ва-нуш-ка», «Э – во- лю –ци-я!».
4. Гибкость, подвижность, диапазон, тембр – умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Чтение стихотворения – с последовательным понижением регистра голоса, выразительно. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса – процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строгой индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса может повлиять на изменение его тембра. Экспериментально доказано, что низкие голоса лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют.
Чтоб овладеть грудным регистром
Полезно стать аквалангистом.
Я опускаюсь ниже, ниже,
А дно морское ближе, ближе.
И вот уж в царстве я подводном. Хоть опустился глубоко.
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом
5. Дикция, ритмика (скорость) – четкое произношение звуков, соответствующее фонетической норме данного языка. Чтение скороговорок:
• У тети Тины тесто, а у дяди Димы чудесные дети.
• Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
• Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
• Осип охрип, Архип осип.
• Побежали поросята по росе, потерялись поросята да не все.
• Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон.
• Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
«НАСОС». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте – вдох, а наклоняясь – выдох. Теперь делайте то же самое, но со звуком: с силой выдыхая воздух «фффуу!»
«ВЕЖЛИВЫЙ ПОКЛОН». Позиция первая – поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая –медленно наклоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. Склонившись, произнесите растянутое на звуке «с» слово «Здрассссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо, для чего сохраните для него полновесную порцию воздуха.
«ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ». Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, тонкий звон комара, жужжание пчелы, карканье вороны, рокот мотора и т.п.
«НА ОДНОМ ДЫХАНИИ». Произнесение большого по объему речевого периода «на одном дыхании»? глубоко вздохнуть и на выдохе проговорить текст.
«Гневно его прервав, отвечал Ахиллес благородный: Робким ничтожным меня справедливо бы все называли, если б во всем, что ни скажешь, тебе угождал я, безмолвный…»
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА
«САМОЛЕТ». Изобразите звук взлетающего, летающего и приземляющегося самолета (использование громкости – тихо, громко; высоты звучания – низко, высоко).
«СТОП». Сядьте прямо и вообразите, что у вас болит горло, голова, зуб и т.д. Необходимо стонать с помощью различных звуковысотных тонов и громкости.
«ЭХО». Произнесите дважды «Ау!». Первый раз – зовете. Второй – отдаленное эхо.
ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«ВЗРЫВАЮ». Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их – П! Пь! Т! Ть! К! Кь!
Произнесите следующее: к бдительности; к птице; об ткацкий станок; абстракция; обструкция; обстрелять; взбежал; вправил; вкрадчив; на ум взбрести; о нем вздыхать; курок взвел.
«ИМИТАТОР». Займитесь имитированием звуков: стук колес поезда, пулеметная очередь, цокот подков, быстрое звяканье ножниц, падающие капли дождя, чириканье воробья, кваканье лягушки
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ОБРАЗНОСТИ, МЕТАМОРФИЧНОСТИ РЕЧИ.
«ДИКТОВКА». Продиктуйте (медленно, четко артикулируя каждое слово, подчеркивая ясность произнесения окончаний слов, ярко интонируя знаки препинания) текст скороговорки:
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Второй раз диктуйте по – быстрее, а третий раз — еще быстрее. Помните, чем быстрее произносятся слова текста, тем ярче должен звучать интонационный рисунок мысли, тем точнее и четче должна быть дикция.
«РАССКАЗ». Расскажите жителю пустыни о русской зиме, расскажите чукче о цивилизации, расскажите ребенку о море.
«РИСОВАНИЕ СЛОВАМИ». Для развития умения ярко «рисовать словами», завораживать своей речью полезно такое упражнение: подробно расскажите о каком-нибудь важном событии вашей жизни, точно опишите течение дня, передайте содержание фильма, спектакля и т.д., постарайтесь при этом находить красивые, образные выражения, использовать метафоры, афоризмы.
ПРИЛОЖЕНИЕ И
ОЦЕНКА СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ (К. Н.ТОМАС)
Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, в школьном классе или студенческой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности. Применительно к педагогической деятельности с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с учениками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.
По каждому пункту надо выбрать только один, предпочтительный для вас вариант ответа «а» или «б».
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задевать чувства другого человека.
5. а) Улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у других,
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей лично для себя,
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего, б) Я первым делом стараюсь определить суть спора.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора.
б) Я стараюсь успокоить других и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю окружающим возможность в чем-то остаться при своем, если они также идут навстречу.
13. а) Я предлагаю промежуточную позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другим свою точку зрения и спрашиваю об их взглядах,
б) Я пытаюсь доказать другим логику и преимущества моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить других и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств окружающих.
б) Я обычно пытаюсь убедить окружающих в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает окружающих счастливыми, я дам им возможность настоять на своем.
б) Я дам партнеру возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора,
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к партнеру.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая устраивает и меня, и партнера.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я стараюсь, чтобы все остались довольны.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь уговорить другого на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если я знаю, что это доставит большую радость другому человеку или в данной ситуации ему необходимо выглядеть лидером, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. По каждому из пяти разделов опросника подсчитайте количество ваших ответов, совпадающих с ключом.
КЛЮЧ ОПРОСНИКА
Соперничество: За, 66, 8а, 96,10а, 136, 146,166 ,17а, 226, 25а, 28а.
Сотрудничество: 26, 5а, 86,11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.
Компромисс: 2а, 4а, 76,106, 126, 13а, 186,206, 22а, 246,26а, 29а.
Избежание: 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176,196, 21а, 236, 27а, 296.
Приспособление: 16, 36, 46, 6а, 116,15а, 16а, 18а, 24а, 256, 276, 30а.
ПРИЛОЖЕНИЕ К
ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Оцените собственное поведение в конфликтной ситуации с помощью предлагаемого теста.
Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно Вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто - 3 балла, от случая к случаю - 2, редко - 1 балл.
В конфликтной ситуации я:
Угрожаю или дерусь.
Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
Ищу компромисс.
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
Избегаю противника.
Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
Иду на компромисс.
Сдаюсь.
Меняю тему.
Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
Пытаюсь найти исток конфликта. Понять с чего все началось.
Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
Предлагаю мир.
Пытаюсь обратить все в шутку.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
КЛЮЧ К ТЕСТУ: А (1, 6, 11), В (2, 7, 12), С (3, 8, 13), Д (4, 9, 14), Е (5, 10, 15).
Определите, в какой колонке сумма баллов оказалась самой высокой, это и есть Ваш стиль разрешения конфликтов.
А - «жесткий стиль разрешения конфликтов». Вы до последнего стоите на своем, защищая свои позиции, и во что бы то ни стало стараетесь выиграть. Вы уверены, что всегда правы.
Б - примиренческий стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться, во время спора пытаетесь предложить альтернативу, ищете решение, которое удовлетворило бы обе стороны.
В - компромиссный стиль. С самого начала Вы согласны на компромисс.
Г - мягкий стиль. Своего противника Вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на его сторону, отказываясь от своей точки зрения.
Д - уходящий. Ваше кредо - вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
Образец оформления титульного листа контрольной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
Филиал «Псковский государственный университет»
В г. Великие Луки
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики и гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»
Вариант_______
Выполнил:
студент(ка) направления подготовки 44.03.01
___ курса, ____ группы
заоч. формы обучения,
___________________________________
(ф.и.о. студента)
Проверил: _____________________________
(ф.и.о. преподавателя, должность)
Регистрация контрольной работы_________
Принята к защите ______________________
Результат защиты_______________________
г. Великие Луки, 201_ год