Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога
Совокупность задач, средств и способов педагогичексой деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, напр., ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя.
Инновация –1) нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности;
2) инновация в обучении – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения, учащихся; изменения в стиле мышления.
Интериоризация (Интернализация) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности; переход социального содержания в индивидуальное, во
внутренние движущие силы поведения человека.
Интроверт— обращенный вниманием внутрь себя, замкнутый, необщительный.
Интуиция — способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Исследовательская деятельность — совокупность оригинальных разработок в области естественных или социальных наук, культуры или образования, предполагающие тщательные, упорядоченные изыскания, зависящие от
характера и условий поставленной проблемы (материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО).
Карта личности — краткая характеристика, содержащая систематизированный перечень основных элементов личности.
Качества личности — обобщенные свойства личности, отличающиеся
своей устойчивостью, хотя и поддающиеся формированию.
Квалификационные категории работников образования — соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма
и продуктивности педагогического и (или) управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи.
Квалификация профессиональная — ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем
профессиональной квалификации являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии.
Классификация методов воспитания — система методов воспитания, упорядоченная по единому основанию. Существуют различные классификации, но в силу сложности жесткого разграничения методов воспитания по определенному основанию большинство существующих классификаций не отличаются четкостью. В данном словаре представлена классификация методов воспитания на основе личностно-деятельностного подхода.
Классный воспитатель — педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.
Климат коллектива социально-психологический — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Климат зависит от степени сплоченности коллектива,
удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности и выполняет консолидирующую, стимулирующую, стабилизирующую и регулирующую функции.
Когнитивный— познавательный.
Коллектив (от лат. Collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью соц. Обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающий
более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов
координации деятельности. Коллективы бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив — более сложный по своему уставу, он состоит из ряда первичных коллективов.
Компаративистика— сравнительный анализ деятельности социальных институтов, службы помощи, педагогических систем поддержки и защиты личности учащихся, моделей поликультурного образования разных стран.
Компетентность общекультурная — уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.
Коммуникабельный(коммуникативный) – склонный, способный к коммуникации, т.е. установлению контактов и связей, легко устанавливающий их.
Компетентность –обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека. Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Компетенция –(латин. Competentia ) (книжн.) – 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом (Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции). 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросу, явлений (право). Между понятиями «компетентность» и «компетенция» есть существенная разница. Некоторые считают, что «компетенция» является производным от «компетентности» и обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, в то время как компетентность представляет собой некую совокупность, своего рода «багаж» знаний человека.
Ключевые компетенции
Всегда относятся к реальным и социально значимым объектам действительности – техническим устройствам, носителям информации, явлениям природы и культуры, общественным, политическим или иным процессам и т.д.
Пять групп ключевых компетенций (по М. Стобарту, зам. директора Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы.)
1. Политические и социальные компетенции, такие как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов.
2. Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение.
3. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
4. Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
5. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
Компетентность педагога профессиональная –владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков. Определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей. Идеалов и педагогического сознания.
Компетенция образовательная –уровень развития личности будущего педагога, связанный с качественной подготовкой к будущей профессиональной деятельности в школе, что определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника вуза.
Контроль (фр. Controle) — 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели; 2) функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Конфликт— столкновение сторон, мнений, сил: высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп и институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов сторон.
Конформизм— приспособленчество, пассивное восприятие существующих порядков и общественного мнения.
Концепции образования (от лат. Conceptio — понимание, восприятие, система) — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.
Концепция — система взглядов: ведущая мысль произведения или научного труда.
Концепция воспитания — это совокупность идей, раскрывающих цель и сущность воспитательного процесса, а также позиции и способы воздействия воспитателей и воспитуемых в педагогическом процессе.
Кредо — убеждения: взгляды, основы мировоззрения.
Критерий(от греч. Kriterion— мерило для оценки чего-либо) — средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т.д. Выделяют критерии оценки деятельности современного образовательного учреждения, критерии оценки деятельности преподавателя, критерии оценки деятельности студента, критерии оценки опыта творческой деятельности педагога и т.д.
Культура(от лат. Cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д.
Культура школы — система отношений, используемая для регулирования поведения педагогического коллектива и отдельных его членов в разных условиях и обстоятельствах; коллективное умонастроение, ментальность, общие для педагогического коллектива данной школы. Культура школы определяет стандартные пути решения проблем, способствует снижению количества трудностей в новых ситуациях, может быть ориентирована на роли, задачи, на человека, на власть (силу).
Культурологический подход — общий метод познания и проектирования личностно-ориентированного образования, предписывающий поворот всех его компонентов к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.
Личностное развитие — развитие ценностно-смысловой сферы сознания личности, обеспечивающее становление ее субъективности.
Личностный подход — принцип, предписывающий в качестве главной цели становление и развитие личности как субъекта собственной жизни, культуры и истории.
Личностно-педагогическая саморегуляция — это способность специалиста образования к постоянному самоконтролю, самооценке, самодисциплине с целью приведения их в соответствие с требованиями педагогической этики и морали.
Мастерство –высокая степень овладения определенным видом специализированной деятельности; основывается на глубоком понимании дела, сочетаемом с развитыми умениями осуществлять рациональные и эффективные действия
Материальные ценности культуры — предметы, готовые результаты человеческой деятельности, запечатленные в средствах существования человека.
Материальные педагогические ценности — разнообразные предметы, средства обучения и воспитания, все, что повышает их эффективность.
Медитация— серия мыслительных действий, цель которых — привести себя в психическое состояние более или менее полного отвлечения от внешних воздействий, достигаемого путем концентрации внутреннего внимания, возможно большего мышечного расслабления и эмоционального покоя.
Межкультурное взаимодействие — это процесс, обусловленный одновременно природными, этноландшафтными и социальными, стереотипными
поведенческими условиями взаимодействующих культур.
Метод –способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету; при этом универсального метода не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода
Метод самонаблюдения –получение эмпирических данных посредством наблюдения человеком за собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ними.
Методология (от греч. Methodos — путь, способ; logos — понятие) — научный способ установления основы, расстановки акцентов смысла понятий.
Методология— это наука, определяющая общее направление развития исследований, его цели, границы, принципы; учение о научном методе познания.
Методы изучения педагогической культуры — 1) методы изучения личности и деятельности учителя в естественных условиях учебно-воспитательного процесса (педагогическое наблюдение, изучение планов, документации учителя, метод независимых характеристик, беседа и т.д.), 2) методы специальной диагностики педагогической культуры: диагностические ситуации, анкетирование, рейтинг, тестовая карта и др.
Мониторинг— отслеживание какого-либо процесса или явления в процессе эксперимента или практической деятельности.
Мотив— побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; осознаваемая причина,
лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мультикультурализм— процесс воспитания, поддержки детей-мигрантов в поликультурном пространстве, оказание им помощи в культурной идентификации в иноязычной среде, в их адаптации к поликультурному образованию и социуму.
Навык – действие, автоматизировавшееся путем повторения, упражнения. Характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении.
Научная работа — процесс, посредством которого сотрудники образовательного учреждения готовят научные публикации по своему предмету, публикуют свои труды, совершенствуют свою деятельность в качестве преподавателей.
Нормы нравственные — вид социальных норм, регулирующих нравственное поведение и взаимоотношения людей, служащих основанием оценки их поступков.
Нормы социальные — совокупность норм, регулирующих поведение человека в обществе, в коллективе, его взаимоотношения с обществом и отдельными людьми.
Образование (от русск. — создание образа) — это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей.
Образование— это специальная сфера социальной жизни. В ней создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого и их взаимодействии, а также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры.
Образовательная деятельность –совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, преподавателями, мастерами производственного обучения и др. работниками образовательного учреждения для достижения результатов, предусмотренных образовательными программами
Обучение— упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Общение— взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности.
Педагог – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель школы, преподаватель училища и т.д.). Педагог воздействует на учащегося, сообщает ему знания, формирует его личность, является руководящей и управляющей стороной в отношении «педагог – обучаемый». В то же время педагог в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учащимися подвергается воспитательным воздействиям и стремиться к самосовершенствованию
Педагогика— наука, занимающаяся изучением вопросов обучения, воспитания, развития человека и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности в обществе.
Педагогическая культура — это часть общечеловеческой культуры, рассматриваемая в трех научных аспектах: аксиологическом, деятельностном и личностном. С точки зрения аксиологического подхода педагогическая культура — это совокупность педагогических ценностей, на которые опирается воспитание и педагогика как наука о воспитании. Эти ценности существуют в материальной и духовной формах. С точки зрения личностного подхода педагогическая культура — это актуальные свойства личности педагога-профессионала
как самореализующегося субъекта воспитательных отношений в педагогической деятельности. С точки зрения деятельностного подхода педагогическая культура — это совокупность специфических способов профессиональной деятельности преподавателя, обеспечивающих реализацию педагогических ценностей.
Педагогическая деятельность –деятельность, осуществляемая специально подготовленными профессионалами в образовательных учреждениях для достижения результатов, предусмотренных учебной программой или рядом программ, а также иными задачами образования и его социальными целями (экономическими, политическими, нравственными, эстетическими). Компетентность педагога, а, следовательно, эффективность его педагогической деятельности, оценивается следующими показателями: уровнем знания и понимания того, чему он намеревается обучить других; мерой владения технологией преподавания; умением добиваться одновременного выполнения задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием личности
Педагогическая система –организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами
Педагогический алгоритм –последовательность действий, операций, выполняемых педагогом с целью достижения поставленных целей, что включает в себя конструирование и реализацию педагогической деятельности
Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога. Основой саморазвития педагогического мастерства является сплав
знаний и профессиональной направленности, условием успешности — педагогические способности, средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности профессиональной деятельности педагога —
умения в области педагогической техники.
Педагогическое мышление — это мышление педагога с позиции учащегося, проявляющееся в том, что преподаватель понимает мотивы поведения, стержневые интересы, потребности учащегося, его внутренний мир. С этих позиций педагог принимает решения, которые всегда должны быть в пользу учащегося, устанавливает с ним педагогическое сотрудничество. Педагогическое мышление — это мышление диалектическое, когда педагог видит в учащемся
ростки нового, направляет свою деятельность на выяснение противоречий развития личности учащегося, на их разрешение.
Педагогическое прогнозирование –специально организованное междисциплинарное исследование, которое должно проводиться непрерывно, систематически, в целях получения непрерывно обновляющейся информации о развитии как внешней социально – экономической, научно – технической и производственной сферы, так и конкретных профессионально ориентированных систем. Речь, по сути, идет о своеобразной службе слежения за развитием профессионального образования с обязательным учетом тенденций в инфраструктуре меняющегося производства, в объектах, содержании и характере труда рабочих и специалистов соответствующего уровня и профиля
Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов: разработка конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов. Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы. Использование педагогического проектирования сводит к минимуму рутинную работу и оставляет больше места для конструктивного творческого поиска
Педагогическая позиция — интегративный компонент педагогической культуры, определяющий процессы самодетерминации и самоактуализации личности в культуре и являющийся условием успешности профессиональной
самореализации личности педагога в общении с учащимися в педагогической деятельности. Структура педагогической позиции включает: изначальную индивидуальную позицию, мировоззренческий компонент, творчески-рефлексивный компонент.
Педагогические способности — индивидуально-психологические особенности преподавателя, являющиеся условием успешности выполнения профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическое творчество — активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания
учащихся. Это такая педагогическая деятельность, когда преподаватель ничего не принимает слепо, на веру, а все проверяет, исследует и на основе уже достигнутого проектирует и создает собственный опыт, совершенствует свое педагогическое мастерство, когда у педагога появляется потребность работать нестандартно, на основе последних достижений педагогической науки и практики, современных требований общества, планомерно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышая его эффективность и качество.
Педагогический такт — мера педагогически целесообразного воздействия педагога на учащихся, умение педагога устанавливать продуктивный стиль общения с учащимися. Педагогический такт — профессиональное качество преподавателя, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего такта тем, что обозначает не только свойства личности педагога (уважение и любовь к учащимся), но и умение выбрать правильный индивидуальный подход к учащемуся, т.е. является воспитывающим, действенным средством влияния на учащихся.
Педагогическая этика — своеобразный кодекс поведения и мироощущения преподавателя, совокупность этических требований и предписаний, основывающихся на общечеловеческих нравственных ценностях и ценностях педагогической деятельности и позволяющих педагогу ориентироваться в поведении и деятельности в выборе между добром и злом. Сущность педагогической этики может быть определена словами Е.Н. Ильина: «Деятельность учите-
ля — это человековедение, человековидение и человековедение».
Передовой педагогический опыт –новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения, стабильность и возможность творческого применения другими педагогами, оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе. Выделяют два вида передового опыта – педагогическое мастерство и новаторство. Внедрение передового педагогического опыта в практику происходит через базовые и экспериментальные школы, шефство педагогов – мастеров, а также путем изучения опыта и его обобщения
Перцептивный— восприимчивый.
Профессиограмма - оформленный результат профессиографии.
Профессиография— описание и классификация существующих профессий по различным критериям.
Профессионал –мастер своего дела; человек, избравший работу в какой – либо области постоянным, основным своим занятием, обративший это занятие в профессию и обладающий необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями. В ряде стран профессионалами называют лиц свободных профессий, дипломированных специалистов и высших должностных лиц в промышленности или коммерции.
Профессионализм –высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение, приобретенные в ходе учебной и практической деятельности. Профессионализм рабочего проявляется в совмещении в одной профессии целого комплекса специальных знаний и трудовых функций, а также в расширении видов деятельности. Главное в этом процессе не объем усваиваемой информации, а умение творчески пользоваться ею, находить ее, усваивать и применять в практической деятельности .
Профессиональная ориентация –1) деятельность работников системы образования и социальных работников, направленная на оказание консультативной помощи лицам, потерявшим работу или намеревающимся сменить профессию, сделать осознанный выбор нового поприща;
2) комплекс педагогических мероприятий по содействию молодежи в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах и ситуацией на рынке труда.
Профессиональная подготовка–процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и не подразумевает повышение образовательного уровня обучающегося. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего, начального профессионального и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки в образовательных учреждениях разного уровня
Профессиональная пригодность— диагностическая и прогностическая оценка личности и организма человека по взаимодействию его профессиональных способностей и социальных условий деятельности.
Профессиональная самостоятельность –активная деятельность учащихся, их настойчивость и целеустремленность в практическом овладении профессией или специальностью, применение на практике полученных теоретических знаний, самооценка своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Профессиональная самостоятельность реализуется в способности самостоятельно выбирать способы выполнения работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; в умении самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение; в умении самостоятельно планировать и контролировать выполняемую работу.
Профессионально- ориентировочное мышление –показатель профессионального мастерства, проявляющийся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий, в способности к критическому самоанализу и самоконтролю.
Профессионально- педагогическая культура –способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных формах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
Профессия –род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы; является обычно источником существования.
Профессионально значимые качества педагога — включают: направленность личности педагога, отношение к педагогическому труду, профессионально-нравственные качества, интересы и духовные потребности, саморегуляцию личности педагога.
Профессионально-педагогические знания педагога — это знания, вычлененные на основе следующего концептуального подхода: педагог должен обладать системой профессиональных знаний основ развития и саморазвития учащегося. На основе этого подхода профессиональные знания делятся на методологические, теоретические, методически и технологические.
Поликультурное образование — процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирования
готовности и умения жить в многокультурной, полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей, отличных от их собственных.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний
Профессиональная компетентность учителя — владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности
учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Психодиагностика— отрасль психологии личности, предмет которой — оценка потенциальных способностей конкретных личностей или их типов к определенным видам деятельности.
Развитие —качественное изменение субъектов и объектов, появление новых форм бытия, инноваций и нововведений, преобразование их внешних и внутренних связей.
Репрезентативный —статистически представительный.
Респондент —лицо, отвечающее на вопросы анкеты.
Рефлексия —самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями.
Рефлексия педагогическая –способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе пед. общения. В центре Р. П. — осознание того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя.
Самоактуализация –1) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей и способностей; 2) самостоятельная учебная деятельность, направленная на то, чтобы привести знания, умения в соответствие с современными требованиями
Самоанализ –способ самоорганизации духа, чувства, разума, воли и поведения; оценка своего конкретного поступка, формирование собственного мнения о своем поведении, о положении в коллективе, об отношениях с окружающими, родителями, преподавателями. Самоанализ укрепляет верховенство разума над эмоциями, комплексами, инстинктами в поведении
Самоанализ педагогической деятельности- изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических. Явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции педагогического. Анализа: диагностическая, познавательная, преобразующая, самообразовательная.
Самовоспитание –разновидность самосовершенствования; стремление индивида приобрести новые или изменить к лучшему сложившиеся черты характера и социальные качества, а также действия, предпринимаемые в этой связи. В процессе самовоспитания учащиеся анализируют свои поступки, выделяют положительные качества и недостатки, от которых нужно избавиться; ставят цели и разрабатывают программу деятельности по совершенствованию одних и устранению других качеств; участвуют в учебной, трудовой деятельности по достижению поставленных целей; осуществляют саморегуляцию этой деятельности: самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректировку целей и задач.
Самовоспитание –сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств
Самоконтроль –свободное, сознательное, лишенное внешнего принуждения регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений. Способность к самоконтролю складывается в процессе освоения нравственно-этического опыта, в том числе и через систему образования, уровень развития которой зависит от убеждений, знаний, привычек, а также от самооценки своих действий, побуждений, моральных качеств. Самоконтроль укрепляет волю и дух, обеспечивает удержание себя в рамках принятых и внутренне одобренных правил.
Самоконтроль- одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленными целями, предъявляемым требованиям, правилам, образцам.
Самокритика –способность критически оценивать себя, свои отношения в обществе, коллективе, семье. Критическая самооценка у подростков и юношей бывает эмоциональной, изменчивой, недостаточно объективной: у одних она практически отсутствует, вытесняется самомнением, гордыней; у других, напротив, преобладает комплекс неполноценности, самоунижение. Молодые люди подвергают критическому осмыслению свое поведение и внутренний мир, как с помощью внутреннего монолога, так и в доверительных беседах с друзьями, в высказываниях о себе в кругу товарищей, на собраниях, диспутах. В результате самокритики совершается сложный духовный процесс приближения индивида к объективной самооценке.
Самонаблюдение– непосредственное изучение собственного сознания, психических проявлений. Трудность самонаблюдения заключается в том, что тот, кто наблюдает самого себя, является одновременно субъектом и объектом наблюдения, следовательно, лишь при постоянном осциллировании (колебании) между этими двумя состояниями могут быть достигнуты результаты (которые поэтому всегда являются неточными)
Самообладание –форма психической саморегуляции через сознательное управление психическими процессами и волевое воздействие на них. С. Проявляется в двух основных формах — сдержанности (умеренности) и мужестве. Первая о<