Отбор фактического материала для работы
В практической части курсовой или дипломной работы проводится анализ материала, содержащегося в источниках. Перед началом самогó анализа необходимо набрать достаточное количество примеров. Для этого следует тщательно изучить источник и методом сплошной выборки выделить все примеры рассматриваемого явления. Недопустимо пропускать примеры, как бы трудны они ни были для классификации – это приведет к подтасовке фактов и недостоверности работы.
Вид и объем примера зависит от предмета исследования. Примером может быть как отдельная лексема, так и синтаксическая конструкция, и даже целое предложение (например, если это работа по стилистике). Если предметом описания является какая-либо субкультура, то примером будет служить некий набор феноменов, присущих данной субкультуре.
Примеры также могут собираться с помощью проведения опроса или анкетирования. В этом случае студенту необходимо самостоятельно составить такой опросник (или выбрать уже существующий), по результатам которого можно сделать выводы по исследуемому вопросу, и предложить его респондентам.
После того, как корпус примеров отобран, их необходимо классифицировать. Следует выявить признак, на основе которого будет производиться противопоставление примеров. Простейшая классификация строится на бинарной оппозиции, например, зоонимы с положительной коннотацией – зоонимы с отрицательной коннотацией. В реальности, как правило, таких признаков больше двух, и классификация получается разветвленной. Так, можно рассмотреть упомянутые зоонимы с точки зрения семантики, словообразования и стилистики, и выделить внутри каждой классификации свою систему оппозиций, например:
Семантическая классификация: 1) отрицательная семантика; 2) положительная семантика; 3) нейтральная семантика; 4) многозначные лексемы.
Структурная классификация: 1) корневая модель; 2) определительные сложные слова; 3) суффиксальная модель; 4) полуаффиксальная модель; 5) префиксальная модель; 6) звукоподражательная модель.
Стилистическая классификация: 1) молодежное, 2) шутливое; 3) ласкательно-уменьшительное; 4) переносное; 5) грубое.
Таким образом, получатся три самостоятельные классификации.
Далее необходимо произвести количественный подсчет. Следует подсчитать количество примеров в каждой выделенной группе и их общее число, возможно, посчитать процентное соотношение данных групп, в некоторых случаях (если источник включает ограниченное количество единиц, например, это – словарь) – выявить долю данного явления от общего числа слов. Полученные результаты надо сравнить и проанализировать. На основании количественных данных можно делать выводы о частоте употребления и о характерности/нехарактерности данного языкового явления для данного источника, например:
Языковое явление А встретилось в исследуемом материале 15 раз, а явление B – 30 раз. Из этого следует, что явление В более типично для этого материала, и является более характерным способом языкового выражения рассматриваемого концепта.
Полученные сведения необходимы для иллюстрации и подтверждения теоретических выкладок. Как правило, Введение и Заключение пишутся в последнюю очередь. Таким образом, заявленные во Введении цели и задачи формулируются на основании данных, полученных в результате анализа примеров. Если материал противоречит теоретическим положениям – возможно, их следует пересмотреть.
Язык и стиль работы
Язык работы должен быть нейтральным, научным с использованием специальной терминологии. В тексте выпускной работы необходимо соблюдать единство стиля. Следует избегать канцелярских штампов или публицистического стиля (за исключением цитат из журналов и газет). Применение оборотов разговорной речи также недопустимо. Стиль выпускного сочинения исключает употребление образных сравнений, ярких эпитетов, риторических вопросов и других выразительных средств художественной литературы.
Можно согласиться или не согласиться с чужим мнением, но делать это следует корректно, например:
Точка зрения А.А. Иванова по данному вопросу кажется неубедительной, поскольку результаты настоящего исследования [укажите, какие именно] опровергают её.
Вместе с тем, к используемой информации необходимо подходить здраво и критически. Не стóит цитировать чужую работу, если она содержит неадекватный материал. Если вполне разумное мнение другого исследователя подается в некорректной форме, следует изложить его своими словами. В частности, при цитировании старой советской научной литературы особенно рекомендуется нейтральный стиль изложения.
Необходимо внимательно отнестись к выбору терминологии. Определения ключевых терминов нужно давать со ссылкой на словари. При неоднозначной трактовке термина автор работы должен обосновывать выбор определенной трактовки. Во всей работе необходимо пользоваться принятыми терминами, не допуская разнобоя.
В работе предпочтительнее безличный модус повествования: «В ходе исследования было выявлено/установлено….»; «Как упоминалось выше…»; «Вряд ли можно согласиться…», «Можно с уверенностью утверждать, что…», «Представляется, что…» и т.п. вместо «Мы выявили, упоминали…» и т.д.
Абсолютно недопустимо употребление местоимения первого лица единственного числа. Если существует необходимость подчеркнуть личностный характер суждения, изредка можно называть себя автором: «По мнению автора…».
Следует избегать повторений общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях, не существенной для данного исследования информации, категоричных оценок и суждений. В рамках научной этики рекомендуется отказаться от оценок чужих работ. Можно согласиться или не согласиться с чужим мнением, но делать это следует корректно.
8. Требования к оформлению работы
Курсовая и дипломная работа должны быть представлена в отпечатанном виде (компьютерный набор).
Основные параметры:
• текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А 4 (размер 210x297 мм);
• при компьютерной печати используется гарнитура шрифта Times New Roman, размер шрифта 14, полуторный междустрочный интервал (28-30 строк на одной странице), ширина строки - 60-65 знаков (считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак), с использованием автоматического переноса;
• выравнивание по ширине строки;
• абзац равен пяти знакам.
Параметры страницы:
верхнее поле – 2 см, нижнее поле – 2,5 см, левое поле – 3,5 см, правое поле – 1 см.
В курсовой работе все страницы нумеруются кроме Титульного листа. На второй странице печатается Реферат(ставится цифра 2).
В дипломной работевсе страницы нумеруются кроме Титульного листа и Задания. На третьей странице печатестся Реферат(ставится цифра 3).
В конце любых заголовков (на титульном листе, в названии частей работы, таблиц, графиков) точка не ставится.
Все части курсовой/дипломной работы (реферат, аннотация, содержание, введение, главы (кроме подразделов глав), заключение, список использованной литературы) начинаются с новой страницы. Выводы по главампечатаются после окончания текста главы (не выносятся на отдельную страницу).
Рекомендуется выделять заголовки глав и разделов полужирным шрифтом или подчеркиванием.