Для проверки текущей успеваемости

1. Существуют ли различия между культурой и цивилизацией?

2. Что понимается под предметом социологии культуры?

3. Определите функции повседневной, массовой и высокой культур общества.

4. Дайте характеристику субкультуры современной российской молодежи.

5. Что понимается под диалогом культур?

6. В чем заключается сходство и различие культур Востока и Запада?

7. Опишите основные черты творческой личности.

8. Какие факторы обусловливают творчество в сфере науки и искусства?

9. Что такое парадигма?

10. Опишите этос научного сообщества.

11. Опишите историческую эволюцию основных парадигм в искусстве.

12. Опишите модели государственной поддержки развития искусства.

13. Попробуйте сформулировать понятие «интеллигенция».

14. Что составляет инфраструктуру науки?

15. Дайте определение научного сообщества.

16. Перечислите требования этоса научного сообщества.

17. Каковы общемировые тенденции в развитии науки?

18. Раскройте понятие «образование».

19. Назовите формулу Лассуэлла, предназначенную для анализа функционирования СМИ.

20. Что значит «манипуляция сознанием масс»?

21. Попробуйте определить понятие «духовность».

22. Можете ли Вы дать характеристику российской ментальности?

23. Что измеряется в социокультурном исследовании?

24. Что такое ценность и как установить ценностную ориентацию респондента?

25. В чем отличие лидера от социального образца?

26. Что Вы понимаете под виртуализацией общества?

27. Опишите блоки информации в примерном этнокультурном исследовании.

Контрольные вопросы

Для проверки остаточных знаний

1. Предметное поле социологии культуры.

2. Социальное бытие специализированной (высокой) культуры как объект дисциплины.

3. Институты культуры.

4. Интеллектуальная собственность и проблемы ее защиты в условиях России.

5. Понятие социодинамики культуры.

6. Динамика социокультурных изменений.

7. Парадигмы социально-гуманитарных наук.

8. Мировоззрение: структура и типы. Формы общественного сознания.

9. Формы, характер и проблемы взаимодействия повседневной и высокой культуры в современных условиях.

10. Общество как социокультурная система (культура, функции, институты).

11. Понятие духовной жизни общества.

12. Повседневная культура.

13. Высокая культура.

14. Массовая культура.

15. Субъекты специализированной культуры. Понятие интеллигенции.

Литература

Основная литература

Американская социологическая мысль. М., 1994.

Американская социология. М., 1972.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов: В 2 ч. М., 1994.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 1994.

Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.

Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Основы социологии / Под ред. А.Г.Эфендиева. М., 1993.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002.

Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама: теория и практика / Пер. с англ. Общ. ред и вступ. ст. Е.М.Пеньковой. М., 1989.

Смелзер Н. Социология. М., 1994

Социология. М., 1990.

Социология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общ. ред Ф.И. Минюшева, В.Н.Иванова. М., 1994.

Дополнительная литература

Адибекян О.А. Философско-социологические проблемы социологии науки. Ставрополь, 1990.

Активность личности в обучении / Под ред. В.М.Кузнецова. М., 1986.

Алексеев В.П., Панин А.В. Диалектический материализм. М., 1987.

Андреев И.Д. Пути повышения эффективности научного труда . М., 1987.

Арутюнов С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики. М., 1979.

Беклашов Д., Самусев Р. Реклама. Ее функции, цели и методы создания. Киев, 1974.

Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.

Бореев Ю.В., Коваленко А.К. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1993.

Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

Гончаренко Н.Ф. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

Гудков Л. Дубинин Б. Литература как социальный институт. М., 1994.

Гуревич П.С. Психология имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.

Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение. СПб., 1994.

Дейян Арман. Реклама. М., 1993.

Жабский М.И. Социология кино: предмет, перспективы. М., 1991.

Житинов В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. М., 1990.

Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М., 1993.

Зиммель Г. Конфликт современной культуры. М., 1923.

Ильина Т.В. История искусства. М., 1989.

Ионин А.Г. Понимающая социология. М., 1978.

Искусство и действительность. М., 1992.

Карцев В.П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М., 1984.

Католицизм // Наука и жизнь, 1993, № 7.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Азии. М., 1987.

Козлов О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования, 1993, № 10.

Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1989.

Культура. Художник. Общество. М., 1992.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Кухтевич Т.Н. Социология воспитания. М., 1991.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001.

Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. Ростов-на-Дону, 1997.

Манаев О.Т. Включенность личности в сфере влияния средств массовой информации // Социологические исследования, 1990, № 1.

Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки. М., 1994.

Минюшев Ф.И. Институциональная культура. Культурология. М., 1993.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1979.

Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. М., 1984.

На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ века. М., 1994.

Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.

Наука и ценности. Новосибирск, 1987.

Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988.

Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калининград, 1994.

Перегудов С.П. Институты гражданского общества и государства // Социологические исследования, 1995, № 3.

Поликарпов В.С. История нравов России. Ростов-на-Дону, 1995.

Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социологические исследования, 1995, № 9.

Протестантизм // Наука и жизнь, 1993, № 8.

Развитие школы: модели и изменения. Калуга, 1993.

Разлогов К. Коммерция и творчество. М., 1992.

Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Современное искусствознание: методологические проблемы. М., 1994.

Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М., 1990.

Социокультурное исследование. М., 1994.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Стоунс. Психопедагогика. М., 1984.

Суханов И.В. Обычай, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

Факторы и механизмы динамики культуры. М., 1984.

Фейнберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М., 1990.

Фриче В.М. Социология искусства. М., 2003.

Хейзинга Й. Homo ludens (человек играющий). М., 2001.

Школа в условиях рынка // Социологические исследования, 1994, № 3.

ЮНЕСКО и образование в мире. Париж, 1995.

Наши рекомендации