Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в

ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

75) Роли музыки в жизни человека

В. Астафьев «Домский собор»

Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас

от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.

К. Паустовский «Старый повар»

Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую

картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые

события своей жизни.

В. Короленко «Слепой музыкант»

Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-

настоящему талантливым пианистом.

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия,

изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет

сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не

было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен,

никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того,

что обижал окружающих.

Л.Н. Толстой «Альберт»

Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе

играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают

навек утраченное, что их души согреваются.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в

человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая

после того, как он проиграл большую сумму денег.

76) Роли художественной литературы в становлении личности

М. Горький «Мои университеты»

Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли

ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…

77) Роли чтения в жизни человека

Р. Брэдбери ««451 по Фаренгейту».

Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может

увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он

познает через книгу.

Р. Брэдбери «Воспоминания»

«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам,

а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в

колледже».

78) Нравственной ценности художественной литературы

Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»

В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были

побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать.

Костры из художественных произведений символизируют гибель

человеческой духовности, превращение людей в заложников

примитивной массовой культуры.

Ю. Бондарев «Редкий дар»

В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи

Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие

качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко

злу, трусости, жестокости.

В. Шукшин

«Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит.»

79) Роли живописи в жизни человека

Б. Екимов «Музыка старого дома»

Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику

увидеть красоту земли, людей, жизни.

80) Роли искусства в жизни человека

В. Тендряков «Свидание с Нефертити»

В романе автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих

средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.

81) Сохранения культуры

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти

к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям,

библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры

должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней

истоки нравственности, без которой немыслим человек.

Р. Брэдбери «Улыбка»

Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя

жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он

хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит,

что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

82) Взаимоотношений власти и личности, власти и художника

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его

обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым

превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших

«литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они

бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них,

приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек

внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они

стараются его уничтожить.

А.И. Герцен «Сорока-воровка»

Главная героиня повести Анета — талантливая крепостная актриса

богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это

суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие

проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в

чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась

помощь властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия.

ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ

83) Личности и власти

М. Замятин «Мы»

Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность

в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на

запрограммированных людей.

84) Господства зла в мире (справедливого возмездия)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его

разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно

не является сторонником идеи непротивления злу насилием,

напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в

зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что

эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести

себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе

принцип справедливости, возмездия.

85) Добра и зла

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том

или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди

человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть

счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего

утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть

неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма,

недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако

окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие:

именно их призывает положить в основу человеческих отношений и

общественного устройства Булгаков.

В. Тендряков «Суд»

Охотник Тетерин, человек мужественный. совершает нравственное

предательство. Он уничтожает единственную улику, которая

свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено

крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным.

Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и

единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не

сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести

86) Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей

(опасности непродуманных экспериментов)

М. Булгаков «Собачье сердце»

Главный герой повести - профессор Преображенский - задумывает

своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент

фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части

человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется

безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый

должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть

последствия своих действий, понимать разницу между

эволюционными изменениями и революционным вторжением в

жизнь.

М. Булгаков «Роковые яйца»

Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова,

использованные в практической деятельности Рокком, дали

непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к

жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и

пожирающих его.

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле

организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит

подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев,

рассуждает о том, что подобное безрассудство не только

недопустимо, но и катастрофически опасно: «...Допустим, мы

случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что... всех будущих

потомков этой мыши уже не будет..., уничтожается миллион мышей...

Не хватит десяти мышей — умрет одна лиса... Сгинет... множество

форм жизни... И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть

целая цивилизация, уничтожен...»

Ж. Берн «Вверх дном»

Завязкой романа является «безобидный» замысел героев: замена

старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось. Но последствия

этого изобретения были бы ужасными: часть территорий ушла бы под

воду вместе с людьми, другая — стала горами, где всё погибло бы .от

отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения, люди

погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство человека в

устройство окружающего мира обернулось бы бедой для него самого.

87) Бесчеловечности и бессмысленности войны

В. Быков «Одна ночь»

Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в

подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение

сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро

пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них

оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье,

ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась

утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и

Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял

войну.

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

«Война — противное человеческому разуму и всей человеческой

природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и

зле.

К. Воробьев «Убиты под Москвой»

Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада,

в котором нет места ничему живому.

М. Шолохов «Бахчевник»

Гражданская война разрушила все представления о морали и

нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима

Петровича, спасая брата- красноармейца.

М. Шолохов «Родинка»

Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет

отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не

узнав его в красном комиссаре.

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Лейтенант Генри понимает, что война — это убийство еще более

жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди

уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным

инстинктом.

88) Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории)

В. Распутин «Прощание с Матерой»

Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с Матерой,

наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к

своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле.

А.П. Чехов «Студент»

Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии,

рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о

предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция

женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист

понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим

непрерывной цепью событий.

В. Распутин «Поле Куликово»

На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как

самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько

близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад.

Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые

фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в

саду, который они возделывали, в вещах, которые им

принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит

старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,:— значит у него

нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам

истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей

стране».

В. Солоухин

«Человек — явление социальное, национальное, историческое,... у

него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих

слагаемых... его просто нет».

В. Солоухин «Черные доски»

Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по

архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь

здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место,

где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В

этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и

прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших

родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого

один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами».

Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем

человеческий облик.

В. Солоухин «Письма из Русского музея»

Рассуждая о" реконструкции Москвы, автор говорит, что «на месте

большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных

по историческому значению древних памятников архитектуры теперь

незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве

уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда

обрываем свои исторические корни, память о прошлом.

89. НТР и будущее

Р. Брэдбери «Электрическое тело пою!»

Электрическая бабушка — это машина, созданная, чтобы нести добро,

заботу. Она оказалась нравственнее живых людей, борясь с

действительностью, откровенно враждебной гуманизму.

Р. Брэдбери «451 ° по Фаренгейту»

В книге изображены два символа «механизации» человечества.

Первый — «механический пёс» — кибер, предназначенный для

вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй —

модернизированное телевидение, символ людского безразличия,

атрофии души и интеллекта человека будущего. Люди в этом

техническом мире разучились думать. И это состояние приводит к

душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам агрессии.

Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

В романе образ идеальной подводной лодки «Наутилус» капитана

Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы

она не исходила. Верн считал, что путь к прогрессу прокладывают

открытия науки и достижения техники и что именно они в конце

концов приведут человечество к идеальному будущему.

Г. Уэллс «Война миров»

Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но

организованное сопротивление продолжалось всего несколько дней.

Потом исчезли государство, общество, цивилизация. Остались лишь

обезумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под

нашествием марсиан подразумевается не только это событие, но и

разрушительные войны, научные открытия, которые приведут к

гибели человечества.

90) Социальной ответственности ученых за их изобретения

Г. Уэллс «Человек-невидимка»

Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое

тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни

ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение,

помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. Попытка

Гриффина реализовать свое открытие сразу же привело его к

конфликту с окружающими, в результате которого ученый погибает.

91) Важность процесса познания в жизни человека

И.А. Гончаров, «Обломов»

Примером неотделимости познания от человека может служить

произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии

Наук, И.А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей

Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои

знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание

мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать

человеком действия, который может без проблем найти решение

любого вопроса.

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в

произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его

увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины

помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью

познания он стал человеком твердого и глубокого ума.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе

познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в

произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» Главный герой Митрофан

представлен перед светским обществом человеком, который учится и

познает мир. А на деле он лишь находился под постоянным

покровительством своей матери госпожи Простаковой, оберегающей

его от проблем окружающего мира.

Наши рекомендации