Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в
ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
75) Роли музыки в жизни человека
В. Астафьев «Домский собор»
Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас
от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.
К. Паустовский «Старый повар»
Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую
картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые
события своей жизни.
В. Короленко «Слепой музыкант»
Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-
настоящему талантливым пианистом.
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия,
изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет
сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не
было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен,
никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того,
что обижал окружающих.
Л.Н. Толстой «Альберт»
Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе
играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают
навек утраченное, что их души согреваются.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в
человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая
после того, как он проиграл большую сумму денег.
76) Роли художественной литературы в становлении личности
М. Горький «Мои университеты»
Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли
ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…
77) Роли чтения в жизни человека
Р. Брэдбери ««451 по Фаренгейту».
Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может
увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он
познает через книгу.
Р. Брэдбери «Воспоминания»
«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам,
а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в
колледже».
78) Нравственной ценности художественной литературы
Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»
В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были
побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать.
Костры из художественных произведений символизируют гибель
человеческой духовности, превращение людей в заложников
примитивной массовой культуры.
Ю. Бондарев «Редкий дар»
В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи
Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие
качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко
злу, трусости, жестокости.
В. Шукшин
«Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит.»
79) Роли живописи в жизни человека
Б. Екимов «Музыка старого дома»
Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику
увидеть красоту земли, людей, жизни.
80) Роли искусства в жизни человека
В. Тендряков «Свидание с Нефертити»
В романе автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих
средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.
81) Сохранения культуры
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти
к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям,
библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры
должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней
истоки нравственности, без которой немыслим человек.
Р. Брэдбери «Улыбка»
Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя
жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он
хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит,
что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.
82) Взаимоотношений власти и личности, власти и художника
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его
обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым
превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших
«литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они
бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них,
приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек
внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они
стараются его уничтожить.
А.И. Герцен «Сорока-воровка»
Главная героиня повести Анета — талантливая крепостная актриса
богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя
Я. Голованов «Этюды об ученых»
Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это
суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие
проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в
чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась
помощь властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия.
ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ
83) Личности и власти
М. Замятин «Мы»
Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность
в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на
запрограммированных людей.
84) Господства зла в мире (справедливого возмездия)
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его
разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно
не является сторонником идеи непротивления злу насилием,
напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в
зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что
эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести
себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе
принцип справедливости, возмездия.
85) Добра и зла
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том
или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди
человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть
счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего
утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть
неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма,
недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако
окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие:
именно их призывает положить в основу человеческих отношений и
общественного устройства Булгаков.
В. Тендряков «Суд»
Охотник Тетерин, человек мужественный. совершает нравственное
предательство. Он уничтожает единственную улику, которая
свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено
крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным.
Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и
единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не
сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести
86) Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей
(опасности непродуманных экспериментов)
М. Булгаков «Собачье сердце»
Главный герой повести - профессор Преображенский - задумывает
своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент
фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части
человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется
безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый
должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть
последствия своих действий, понимать разницу между
эволюционными изменениями и революционным вторжением в
жизнь.
М. Булгаков «Роковые яйца»
Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова,
использованные в практической деятельности Рокком, дали
непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к
жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и
пожирающих его.
Р. Брэдбери «И грянул гром»
В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле
организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит
подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев,
рассуждает о том, что подобное безрассудство не только
недопустимо, но и катастрофически опасно: «...Допустим, мы
случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что... всех будущих
потомков этой мыши уже не будет..., уничтожается миллион мышей...
Не хватит десяти мышей — умрет одна лиса... Сгинет... множество
форм жизни... И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть
целая цивилизация, уничтожен...»
Ж. Берн «Вверх дном»
Завязкой романа является «безобидный» замысел героев: замена
старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось. Но последствия
этого изобретения были бы ужасными: часть территорий ушла бы под
воду вместе с людьми, другая — стала горами, где всё погибло бы .от
отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения, люди
погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство человека в
устройство окружающего мира обернулось бы бедой для него самого.
87) Бесчеловечности и бессмысленности войны
В. Быков «Одна ночь»
Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в
подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение
сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро
пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них
оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье,
ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась
утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и
Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял
войну.
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
«Война — противное человеческому разуму и всей человеческой
природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и
зле.
К. Воробьев «Убиты под Москвой»
Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада,
в котором нет места ничему живому.
М. Шолохов «Бахчевник»
Гражданская война разрушила все представления о морали и
нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима
Петровича, спасая брата- красноармейца.
М. Шолохов «Родинка»
Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет
отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не
узнав его в красном комиссаре.
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
Лейтенант Генри понимает, что война — это убийство еще более
жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди
уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным
инстинктом.
88) Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории)
В. Распутин «Прощание с Матерой»
Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с Матерой,
наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к
своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле.
А.П. Чехов «Студент»
Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии,
рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о
предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция
женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист
понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим
непрерывной цепью событий.
В. Распутин «Поле Куликово»
На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как
самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько
близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад.
Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые
фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в
саду, который они возделывали, в вещах, которые им
принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит
старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,:— значит у него
нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам
истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей
стране».
В. Солоухин
«Человек — явление социальное, национальное, историческое,... у
него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих
слагаемых... его просто нет».
В. Солоухин «Черные доски»
Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по
архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь
здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место,
где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В
этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и
прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших
родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого
один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами».
Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем
человеческий облик.
В. Солоухин «Письма из Русского музея»
Рассуждая о" реконструкции Москвы, автор говорит, что «на месте
большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных
по историческому значению древних памятников архитектуры теперь
незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве
уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда
обрываем свои исторические корни, память о прошлом.
89. НТР и будущее
Р. Брэдбери «Электрическое тело пою!»
Электрическая бабушка — это машина, созданная, чтобы нести добро,
заботу. Она оказалась нравственнее живых людей, борясь с
действительностью, откровенно враждебной гуманизму.
Р. Брэдбери «451 ° по Фаренгейту»
В книге изображены два символа «механизации» человечества.
Первый — «механический пёс» — кибер, предназначенный для
вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй —
модернизированное телевидение, символ людского безразличия,
атрофии души и интеллекта человека будущего. Люди в этом
техническом мире разучились думать. И это состояние приводит к
душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам агрессии.
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
В романе образ идеальной подводной лодки «Наутилус» капитана
Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы
она не исходила. Верн считал, что путь к прогрессу прокладывают
открытия науки и достижения техники и что именно они в конце
концов приведут человечество к идеальному будущему.
Г. Уэллс «Война миров»
Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но
организованное сопротивление продолжалось всего несколько дней.
Потом исчезли государство, общество, цивилизация. Остались лишь
обезумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под
нашествием марсиан подразумевается не только это событие, но и
разрушительные войны, научные открытия, которые приведут к
гибели человечества.
90) Социальной ответственности ученых за их изобретения
Г. Уэллс «Человек-невидимка»
Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое
тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни
ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение,
помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. Попытка
Гриффина реализовать свое открытие сразу же привело его к
конфликту с окружающими, в результате которого ученый погибает.
91) Важность процесса познания в жизни человека
И.А. Гончаров, «Обломов»
Примером неотделимости познания от человека может служить
произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии
Наук, И.А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей
Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои
знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание
мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать
человеком действия, который может без проблем найти решение
любого вопроса.
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в
произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его
увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины
помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью
познания он стал человеком твердого и глубокого ума.
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе
познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в
произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» Главный герой Митрофан
представлен перед светским обществом человеком, который учится и
познает мир. А на деле он лишь находился под постоянным
покровительством своей матери госпожи Простаковой, оберегающей
его от проблем окружающего мира.