Основные закономерности психического развития
1Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер . Детское развитие имеет свой ритм, не совпадающий с ритмом времени.
Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций (несогласованность сроков биологического, социального и психического развития; несовпадение темпов развития отдельных подсистем у одного и того же индивида).
2. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды . Развитие представляет собой процесс разнонаправленных изменений. выделяют два типа качественного преобразования объекта в процессе развития – прогресс и регресс. Прогресс развития не есть простое продвижение в направлении все большей эффективности функционирования и совершенствования системы. На протяжении всего интервала жизни развитие состоит из сочетания приобретений и потерь. (кризисы)
3. Сензитивность развития . Сенситивные периоды развития – это периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям , особенно к воздействию обучения и воспитания .
4. Кумулятивность психического развития . Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример – последовательное становление и развитие наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического мышления , когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя .
5. Дивергентность–конвергентность хода развития . В данном случае дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция – его свертывание , усиление избирательности .
6. Закон метаморфозы. Детское развитие есть цепь качественных преобразований: растущий ребенок имеет психику, качественно отличающуюся от взрослой.
7. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции, присваиваемые ребенком, фигурируют сначала как функции между людьми (интерпсихические), затем как собственные психические функции (интрапсихические).
8. Процесс развития естьединство процессов дифференциации и интеграции. Развитие представляет собой движение от общего к частному, от форм однообразных, целостных, глобальных к формам разнородным. Это – процесс разделения, дифференциации объекта. Дифференциация приводит к возникновению различных функций: перцептивных, мнемических, мыслительных, креативных. Одновременно развитие – это процесс координации, соединения, интеграции отдельных составляющих объекта в целостные структуры.
В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов Л.С. Выготского А.Н. Леонтьева
принципы, характеризующих процессы психического развития человека в детском, подростковом и юношеском возрасте:
1. Главным является неудержимость и творческий характер развития. Наиболее демонстративно порождение младенцем знаков, понятных взрослому (плач, улыбка, движение). Высказывания Н. А. Бернштейна о том, что упражнение – это повторение без повторения. Ни ребенок, ни взрослый не могут дважды совершенно одинаково осуществить одно и то же движение, произнести одно и то же слово.
2. Ведущая роль социокультурного контекста или социальной ситуации развития. Она обнаруживается уже в младенческом возрасте при восприятии родного языка.
В преддошкольном и дошкольном детстве социокультурный контекст оказывает решающее влияние на овладение простейшими орудиями и предметами. В более позднем возрасте социокультурный контекст оказывает влияние на процессы формирования образа мира, на характер сенсорных эталонов, перцептивных единиц восприятия, схем памяти – вплоть до общего стиля поведения и деятельности. Программы обучения должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.
3. Ориентация обучения на сензитивные периоды развития, т.е. периоды, наиболее чувствительные к усвоению языка, способов общения, предметных и умственных действий.
4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития.
5. Ведущая деятельность, законы ее смены как важнейшее основание периодизации детского развития. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов на большом материале показали, что психологические новообразования каждого периода в жизни ребенка определяются осуществляемой им ведущей деятельностью.
6. Определение зоны ближайшего развития – метод диагностики способностей, понимаемых как способы деятельности. «Зона ближайшего развития ребенка – это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами». Выготский считал, что понятие зоны ближайшего развития раскрывает «природу» сензитивных периодов в обучении.
7. Амплификация (обогащение, усиление, углубление) детского развития как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка. Особенно велико значение богатства возможностей на ранних ступенях детского развития (А. В. Запорожец ).
8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития.
9. Принцип единства аффекта и интеллекта или близкий к нему принцип активного деятеля. Объединение обеих частей означает рассмотрение всех психических явлений сквозь призму их возникновения и становления в деятельности человека.
10. Опосредствующая роль знаково-символических структур в формировании предметных действий , знаний , становления личности . Л . С . Выготский придавал этим структурам статус осознаваемости и сознательности ( в подлинном смысле слова ), вводил материю сознания в ткань психического . Символизация играла при этом роль средства осмысления
11. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и обучения . Здесь важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему . Например , переходы от внешнего предметного действия к предметному и операциональному значениям , к образам , мыслям
12. Неравномерность ( гетерохронность ) развития и формирования психических действий.
11.2 Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, предпосылками и движущими силами. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.
I Факторы психического развития личности. Это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.
1 Внешними факторами выступают природно-географическая среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная деятельность.
Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности..
Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности.
Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека.
2 Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические особенности личности и ее психики (анатомо-физиологические и задатки).
Анатомо-физиологические особенности личности- это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы.
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.
II Движущие силы психического развития личности составляют следующие противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Предпосылки психического развития личности. Это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровни ее психического, актуального и ближайшего развития.
Движущей силой психического развития выступают противоречия, которые возникают на каждой возрастной ступени развития.
Исходное, основное противоречие составляют процессы обособления-отождествления.
Обособление – это отделение (физическое, психологическое, социальное и т.п.) ребенка от взрослого (вообще одного человека от др.).
Отождествление – это связывание, единение ребенка и взрослого (людей друг с другом).
В психологической литературе процессы обособления-отождествления чаще обозначаются терминами индивидуализация-социализация.
При этом индивидуализацияопределяется как процесс оформления уникального и неповторимого Я, приобретения индивидом все большей самостоятельности, относительной автономности.
Социализация определяется как врастание индивида в мир человеческой культуры и общественных ценностей.
Таким образом, ребенок и взрослый должны быть способны одновременно кооперироваться друг с другом и др. людьми и обособляться, в противном случае возможность личностного роста исключается. Единство и противоположность социализации и индивидуализации есть постоянное противоречие, задающее развитие человека.
В ходе развития ребенка возникает ряд противоречий, например, между новыми потребностями, стремлениями ребенка и возможностями их удовлетворения старыми, ранее сложившимися способами; между требованиями взрослых и возможностями ребенка; между самими возможностями (психическими, социальными, физическими и др.).