Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
Цель:формирование у ребёнка необходимых нравственных чувств, представлений, понятий и на их основе поступков, соответствующих нормам поведения. .
Задачи нравственного воспитания:
- формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения,
- основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.
- формирование эмоциональной отзывчивости
Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения к действительности к своему собственному поведению.
Развитие чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Существенными признаками, характеризующими собственно волевое поведение, являются “преодоление препятствий”, состояние напряжения, момент волевого усилия.
Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменения мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов.
Среди нравственных мотивов поведения большое место занимают общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения - стимул - поступок.
Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культуройповедения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:
· культура деятельности,
· культура общения,
· культурно-гигиенические навыки и привычки.
К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делится игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т.д.), об уважительном отношении к взрослым.
Содержание нравственного воспитания дошкольников определенно программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя воспитание любви к Родине, уважения к ним и их труду, коллективизма и гуманизма, дисциплинированности и культуры поведения, волевых черт характера и положительных моральных качеств личности.
Принципы нравственного воспитания.
- принцип гуманизма, идеи морали: идеями дружбы, мира и сотрудничества между народами, солидарности и взаимоуважения.
- принцип воспитания детей в коллективе.
- принцип требовательности к ребёнку в сочетании с уважением к его личности.
- Принцип единства воздействий на чувства, целостности процесса развития личности.
- Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребёнка.
Методы:
1. Беседа.
2. Чтение и анализ художественных произведений,
3. Игра
4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда.
6.2 Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам.
Главная цель труда – в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.
Задачи:
- укрепление физических сил, здоровья ребенка.
- умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.
- развитие мышления – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
- приобщение к простейшим формам планирующей деятельности.
- формирование знаний о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
- нравственное воспитание.
- воспитание устойчивости поведения, дисциплинированность, самостоятельность,
- развитие инициативы, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу.
- формирование первоначальных коллективистических.
По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:
- самообслуживание
- хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи;
- труд «в природе»: выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;
- ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.
формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Ребенок растет, и по мере его роста труд может усложняться; может становиться более широким круг задач, которые решаются трудовым воспитанием.
Для детей до четырех лет характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд – самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей.
В среднем и старшем дошкольном возрасте расширяются физические возможности детей, увеличивается сила и ловкость движений, возрастает осознание общественной значимости труда. Основное место отводится уже хозяйственно-бытовому труду всей семьи (а в детском саду – для коллектива группы), труду в природе, вводится ручной труд.
Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, соблюдая некоторые важные педагогические требования.
Пусть родители глубоко осознают, что их добросовестное отношение к своим собственным трудовым обязанностям, уважение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, постоянное воздействие примера взрослых – это для ребенка важный побудительный стимул. Видя, как работают старшие, он с радостью примет участие в уборке помещения, в стирке, приготовлении пищи, в различных работах в саду, на огороде.
Условия труда:
- специальное время,
- оборудование, соответствующее их силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки и другое оборудование – для труда в природе; молотки, клещи, ножницы – для ручного труда).
- воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность
- гигиенические условия: помещение хорошенько проветрите, посмотрите, правильно ли освещено рабочее место ребенка, удобно ли ему.
Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.
«Программа воспитания в детском саду»раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
7.2 Принято понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
задачи:
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Виды принциповДоступность, Гуманистичность, Прогностичность, Деятельностность
Интеграция Целостность Конструктивизм Регионализм Системность
Преемственность
Различные направления экологии в содержании экологического образования:
: биоэкология (классическая экология), социальная экология (в том числе и экология человека) и прикладная экология (охрана природы). Все эти направления должны быть в той или иной степени отражены и в содержании экологического образования дошкольников как первой ступени единой непрерывной системы экологического образования.
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
- пониманию самоценности природы;
- осознанию ребенком себя как части природы;
- воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
- пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
- усвоению азов экологической безопасности;
- усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Результат: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности».
8.2. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.
Педагогов семья интересует как источник знаний о ребенке, соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности и т.д.
Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их воздействия.
Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
Взаимодействие – это так же процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, переживаниями, это деятельность, общение.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.
И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения.
Позитивные способы общения - способы, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию, но не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции.
Поворот к взаимодействию с каждой семьей - предпочтение индивидуальным формам работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).
Дифференцированный подход - взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания. Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.
Ведущими факторами в формировании личности ребенка выступают:
- Нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль - это социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.
– желание и умение родителей практически осуществлять задачи воспитания, организуя индивидуальную и совместную со старшими членами семьи деятельность детей.
Социально-психологическая культура воспитателя- наличие определенных педагогических взглядов и убеждений, коммуникативных навыков и умений, установки на эмоционально-положительное отношение не только к ребенку, но и к родителям, коллегам.
В настоящее время в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л.М. Кларина).
Сущность взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи - объединение усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей
Высокий уровень подготовленности у родителей - совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов «педагогической рефлексии».
«Педагогическая рефлексия» – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации
Методы формирования у родителей «педагогической рефлексии»:
- разбор педагогических ситуаций;
- решение педагогических задач;
- анализ собственной воспитательной деятельности.
Основные направления педагогической помощи:
- организационно-педагогическая работа с родителями;
- осуществление педагогического просвещения родителей и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания учащихся.
- консультирование
Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
- индивидуальная работа с семьей,
- День открытых дверей,
- экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.
- Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые
- Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
- практические занятия
- Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения).
- Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания.
- Семейные клубы,клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.
- библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей.
- изготовление папок передвижек;
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является:
- библиотека игр.Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
- "Очумелые ручки". Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
9.2. Игра- явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра,в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость.. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. важное средство эстетического воспитания дошкольников. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.