Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры.
В книге «Наука о культуре» (1949) Уайт ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук.
Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.
В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).
Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм.
Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.
Предмет культурологи:
1.Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Методы культурологи:
Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства.
Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок.
Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв.
Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы.
Задачи культурологи:
1. формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;
2. развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;
Привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.
Морфология культуры.
Морфология Культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов.
Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое - порождение и становление культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации); историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.
Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия.
К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз.
В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.
Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем.
Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.
Религия оперирует в основном коллективными представлениями, что определяет ее главное свойство - сплочение и связь единоверцев. Исторически религия развивалась от языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия и созданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам).
Религия устанавливает градации ценностей, придавая им святость и безусловность, или, наоборот, греховность и падшесть, а потому важным становится требование постоянного морального совершенствования человека.
Параллельно с мифом и религией в культуре существует искусство. В искусстве человек, прежде всего, тяготеет не к выражению чувственной оболочки бытия, а к надматериальным духовным сущностям, являющимся нам в форме искусства. Искусство является единственным морфом культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений.
Первоначально, наука существовала как эмпирическое знание, возникшее из необходимости понимания и освоения окружающего мира.
В отличие от остальных форм культуры наука развивается, исходя из принципа прогресса, что на современном этапе приводит к постепенному переходу науки из сферы культуры в сферу цивилизации.
К.-г. не следует представлять как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия.
Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику.
В настоящее время главное место в культурологии начинает занимать Д. к.: теория культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них. Д. к. — это ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов.
Причинами Д. к. являются:
адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; творческая инициатива отдельных личностей.
Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою — состоянию длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде.
Общество “консервируется”, ограждаясь от внешних воздействий “китайской стеной” изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т. д.
Материальная культура.
Она имеет вечную субстрацию. Эта та культура, которая отстаивается в предметном мире (часы, стол, стул).
К ней относится только то, что создано человеком, что можно потрогать.
Она создает уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения.
Однако к этой культуре относится не сам предмет, а связанный с ним образ.
Если сделать неустойчивый стол, то этим будет разрушен образ стола.
2. Духовная культура.
К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения идейного содержания), легенды, мифы.
Все, что связано с образом, относится к ней.
Духовная культура определяет связи людей.
В духовной культуре содержатся мораль, эстетика и позитивные знания.
3. Физическая культура.
Благодаря физической культуре социальный человек развивает свои двигательные возможности.
Она подготавливает человека к любому виду деятельности и потому является источником и основой педагогики. К ней относится культура тела, которое приспосабливается к реализации 1 и 2 форм культуры.
КУЛЬТУРА СПЕЦИФИЧЕСКАЯ
Во-первых, в качестве специфической может выступать т. н. “маргинальная культура”, которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жизни большинства людей.
Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни, (в связи с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную сферу).
Во-вторых, К. с. может выступать как субкультура — особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование.
В-третьих, К. с. выступает как контркулътура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в “ядро” срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими, претендуют на “срединный” характер.
КУЛЬТУРА СРЕДИННАЯ
К. с. формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта.
Миф как форма культуры.
Миф – это не рассказ, это не повествование, это форма культуры, это способ человеческого бытия.
Миф вечен, т.к. мифологическое представление присутствует во всех культурах, включая современную.
Изучением мифа как формы культуры занимались Гегель, Фрейд, Юнг, А.Ф. Лосев.
Способом выживания первобытного человека стало чувство его породнения с грозной природной стихией, он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. В мифе все свойства природы воспринимаются как смысловые, а связи между явлениями как причинно-следственные или причинно-обусловленные.
Миф– это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них.
И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы.
Культура древнего Египта
Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 веке до нашей эры.
История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство.
Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства.
Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы.
В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве.
О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса (146 м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м).
Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нефертити, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив.
Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас.
Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия.
Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас.
Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия.
В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина.
Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.
Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.
Культура древней Индии
Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в 3 веке до н.э.
Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии.
Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их дивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной их других древних культур.
Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность.
Яркой особенностью культуры Хараппы был ее необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских мест не изменялось, а новые дома строились на местах старых.
Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой.
Среди них выделяются основные — брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам.
Идеи, характерные для религиозных верований древних индийцев, вдохновляли творчество в архитектуре, культуре и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, кот. вызывают удивление своими колоссальными размерами.
Культура древнего Китая
Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ.
Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.
Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.
Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас, спидометр, сейсмограф.
Позже были изобретены книгопечатание и порох.
Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике — пушки и стремена. Также был изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткатства.
Китайские строители прославились грандиозными сооружениями — Великой китайской стеной и Великим каналом.
В Древнем Китае впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем.
Эллинская культура.
Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям — мифическим предкам племен и родов, основателям городов.
В мифах сохранились наслоения разных эпох — от древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма — обожествления человека.
Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука.
Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.
Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука.
Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.
Архаический период
В истории Древней Греции 8-6 в. до н.э. характеризуются большими переменами в хозяйственной деятельности, социальной жизни, культуре.
Греческие художники пытаются овладеть правильным построением тела человека, научиться передавать движение.
Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда количественных закономерностей в мире.
Классический период
В классический период развивается драматургия, риторика. Возникновение греческого театра было связано с культом бога виноделия Диониса.
Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегреческий лекарь Гиппократ.
В 5 веке до н.э. — время перелома в греческой живописи, перехода к объемному изображению. Чертой греческой культуры является состязательность. Греческий агон — борьба, состязание - олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры.
Эллинизм
Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания Римом Египта назван эллинским.
Для него характерно расширение взаимосвязей и взаимовлияний греческой и восточной культур.
В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.
Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих государств содействовали развитию арактеры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий — мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома.
Античная культура.
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний.
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология.
Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение.
Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени.
Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру.
При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.
Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),
- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),
- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),
- классический (V - IV вв. до н.э.),
- эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).
Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.
Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.
Богами греческого пантеона являлись: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес и.т.д.
Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса.
Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр.
Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса.
В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, Софокл, Еврипд.
Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время.
Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей.
Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.
Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы.
Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.
Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:
- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),
- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),
- период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).
Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима.
Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д.
Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер - бог неба, богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва - покровительница ремесла, Диана - богиня рощ и охоты, Марс - бог войны.
Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки).
Понятие нормы как понятие культуры складывается уже в эпоху Древней Греции, но получает завершённость, целиком расцветает в римский период античности.
Понятие классики означает общественное состояние или тип искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального равновесия.
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.
Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.
Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.
Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве.
Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Культура эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично- христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры. Основная цель исследования автора показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический. Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как: — расцвет культуры; — переворот в культуре; — переходный культурный этап; — восстановление античности.Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их комплекс образует качественно новую ступень культуры.С XVII в. и до наших дней продолжается “новый период” в развитии русской культуры — период “европеизации” и одновременно “универсализации”, неуклонного нарастания секуляризма (вплоть до “атеизации” культуры в советское время) и возврата к христианству и православной духовности.
КУЛЬТУРА РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ актуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре.
Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: культурная экспансия Запада — в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных цивилизациях перед лицом “модернизации” и “вестернизации”.
Российская культура в новое время и особенно в советскую и постсоветскую эпохи испытала на себе подобное же воздействие, обнаружив значительное стремление к принятию стандартов “западничества” и “модернизма”, что уже дважды привело к краху исторически сложившейся государственности и к историческому разрыву между православием и культурой.
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Человеческое общество– это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.
Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом.
Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития, их взаимоотношения строились так, что общество выступало доминирующей стороной.
Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных потребностей.
Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры.
В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменилось: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры.
Общество– это система отношений и способов объективного воздействия на человека.
Внутренняя жизнь человека не заполняется социальными требованиями.
Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе.
Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.
Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура.
Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой.
Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.