Используя материалы диагностики игровой деятельности, опишите последовательность действий по проектированию и организации сюжетно-ролевой игры в группе.
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. В игре основное – субъективная удовлетворенность от самого процесса.
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.
В сюжетно-ролевой игре происходит социально-личностное развитие ребенка (тематика игр – семья, магазин, почта и пр.) . Основным содержанием сюжетно-ролевой игры в данном возрасте являются социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра имеет свои особенности: замысел игры более устойчивый, развивающийся, динамичный; дети совместно обсуждают замысел игры, намечают общий план; также присутствует планомерность, согласованность, импровизация; роли содержательны; соблюдают правила.
Диагностика игровой деятельности детей предполагает наблюдение за детьми и беседу с ними:
1. Наблюдение за детьми.
Цель: выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
Критерии наблюдения:
- преобладающие виды игр, в которые играют дети;
- наличие сюжетных игр;
- кто выступает инициатором игр;
- время, отведенное для игр;
- наличие самостоятельных игр;
- распределение ролей, характер игровых действий, развитие сюжета;
- использование атрибутов, предметов необходимых для организации игры;
- характер взаимодействия детей в игре;
- самостоятельное создание новых сюжетов;
- самостоятельная организация игрового пространства;
- продолжительность игрового действия;
- тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
- действия, направленные на построение игрового сюжета;
- действия, направленные на выполнение роли или создания образа игрового персонажа в режиссерской игре;
- все обращения детей друг к другу, эмоциональный фон общения, адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением тем игры, аргументация замыслов и предложений для партнеров.
2. Беседа с детьми.
Цель - выявление удовлетворенности ребенком участием в игровой деятельности.
Вопросы к детям:
- Любишь ли ты играть?
- У тебя есть любимые игры? Назови их?
- Ты начинаешь игры сам?
- Ты придумываешь новые игры?
- Ты ссоришься во время игры с другими детьми?
- Нравиться ли тебе играть с другими детьми? Почему?
- Кем ты чаще бываешь в играх?
- Кем бы ты хотел быть?
- В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удается? Почему?
- Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?
На основе анализа беседы с детьми и наблюдения можно определить уровни развития позиции субъекта игровой деятельности детей:
1 уровень, низкий: использование игрушки, в качестве партнера по игре, вместо общения со сверстниками. Построение сюжета на основе предметно-действенного замещения. Контактов между играющими нет.
2 уровень: дети, которые играют в сюжетно-ролевые игры и отражают в них традиционные бытовые, профессиональные темы. Используются замещающие и изобразительные игровые действия. Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует. Дети копируют действия друг друга. Ролевые диалоги короткие с обозначением игровых событий. Характерно разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре.
3 уровень: построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор. В игре появляется замысел. Широко представлен ролевой диалог. Роли постоянно меняются, что позволяет разворачивать сюжет. Переход от сюжетно-ролевой игры к режиссерской, слияние этих игр. Появляются различия в играх и мальчиков и девочек. Часто выдвигается лидер-организатор. Недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре.
4 уровень: появление предварительного обозначения не только темы игры, но и 1-2 игровых событий. Снижение числа конфликтов внутри игровых объединений. Согласованность в игровой деятельности своих интересов с интересами партнеров. Дети умеют объяснить замысел и адресовать обращение партнеру.
Комплексный план руководства сюжетно-ролевой игрой «Цирк».
• Обогащение жизненного опыта детей. Цель: создать основы для развития и обогащения игры. Поход в цирк. Беседа о цирке. Рисование на тему «Я в цирке». Чтение книг и рассматривание иллюстраций («Каштанка», стихи Маршака и т. д.) . Совместная организация пространства, изготовление атрибутов игры. Конструирование из бумаги весёлых атрибутов (колпачки, носы и т. д.) .
• Обогащение игрового опыта детей. Цель: развивать умения детей передавать жизненный опыт в условиях игры. Имитационные игры, типа «Изобрази животное», экспериментирование с природным материалом (для проведения «фокусов» в условиях игры, физические игры-упражнения, типа «Удержи равновесие», «Кто быстрей, кто сильней, кто выше» и т. п.
• Проектирование предметно-игрового пространства. Цель: создание условий, соответствующих уровню развития игровых умений детей, содержанию игр. Создание билетов, программ выступления, афиши и т. д.
• Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.)
• Развитие навыков общения со сверстниками. Цель: Развитие у детей навыков общения со сверстниками. Беседа с детьми о том, что они видели в цирке, что знают о нем. Игра-имитация «Волшебные слова» для развития навыков культурного общения.
• Игровое сотрудничество родителей и детей. Цель: педагогическое просвещение родителей. В вечернюю прогулку совместная игра детей и родителей. Беседа с родителями на тему «Мир игры - мир ребенка».
3. Организация сюжетно-ролевой игры «Цирк».
Первое знакомство.
Показ и изготовление атрибутов для игры совместно с детьми. Беседа, для чего они предназначены.
Организация игры.
Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.) . Воспитатель исполняет роль конферансье, если вводится роль кассира, воспитатель берет ее на себя, демонстрирует ее проигрывание. В процессе освоения игры детьми возможно поменяться ролями.
Вопросы по ходу игры (Как ты купишь билет? Что нужно отдать кассиру? Как поблагодарить артистов за понравившееся выступление)
Помощь в затруднительных ситуациях, напоминание.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ
Старшая группа
Сюжетно-ролевая игра
1) Ф. И. ребенка
2) Уровень развития игры как деятельности:
• Умеет самостоятельно выбирать тему для игры
• Развивает сюжет на основе полученных знаний
• Самостоятельно распределяет роли
• Способствует установлению в игре ролевого взаимодействия
• Принимает участие в изготовлении необходимых атрибутов в игре
3) Уровень взаимоотношений
• Умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре
• Умеет объективно оценивать действия партнеров
• Стремится к выполнению правил в совместной игре
• Устанавливает дружеские взаимоотношения
• Совместно планирует игру
4) Уровень развития творческих способностей
• Создание и использование условий
• Создание новых персонажей (новые роли)
• Придумывание новых сюжетов
• Ярко выражает себя через мимику, жесты, интонации голоса