С) творческие (поставить сказку или снять свой фильм)

Для формирования интереса к обучению необходимо создавать на уроке следующие условия:

· вносить элемент новизны, связывать известное и понят­ное содержание учебного материала с новой информацией;

· опираться на сложившиеся у ученика побуждения;

· отрабатывать изучаемое содержание на практике, привыч­ной и понятной для ученика, соотносить его с вопросами повседневной жизни, окружающей средой, перспективами;

· организовывать самостоятельную и активную деятельность учащихся;

· отмечать любые успехи в учебной работе.

Взаимодействие учителя и ученика должен предполагать обмен содержанием, опытом познания. На­ пример:

· перед изучением программной темы учитель предлагает уча­щимся записать на листе бумаги свое видение и понимание предложенной для изучения проблемы. Собранные затем листы остаются у учителя вплоть до заключительного уро­ка по теме, в конце которого учащимися делается сравни­тельная характеристика их первоначальных и приобретён­ных знаний. Они сами оценивают себя и свою работу;

· учащиеся в парах озвучивают друг другу свой субъектный опыт, обсуждают его и в конце урока снова возвращаются к нему, определяют изменения в своих знаниях по теме;

· в группе учащихся каждый ученик по возможности представ­ляет известную ему информацию по изучаемой теме. Руко­водитель группы из числа сильных учеников класса обоб­щает полученную информацию и представляет ее классу. (Мы считаем это высшим уровнем)

Учитель создает условия для усвоения учеником общепри­нятого содержания. Ученик должен понять предмет усвоения (что?). А для этого отделить от хаотической массы впечатле­ний главное, выделить существенные свойства, связи, взаимо­действия, то есть совершить определенные мыслительные действия. Это: ----восприятие (непосредственное и опосредованное) изучаемо­го материала;

· осмысление (понимание изучаемого материала, создание новых понятий, нахождение взаимосвязей, выработка суж­дения, умозаключения);

· запоминание (первичное закрепление и последующее повто­рение изученного материала, перевод его из кратковремен­ного хранилища памяти в долговременное);

· применение (выработка умений и навыков через систему упражнений);

· обобщение и систематизация знаний (укрупнение информа­ционных единиц: представлений, понятий, закономерностей, выход на систему знаний, формирование мировоззрения);

· рефлексия (самоанализ и самооценка уровня приобретенных знаний).

Главная идея отобранного на урок содержания учебного ма­териала должна проходить через все этапы урока и присут­ствовать во всех его компонентах .

Как только ученик начнет оперировать знаниями: исполь­зовать их в мышлении с целью переработки вновь поступа­ющей информации для решения какой-то задачи, ситуации, для образования новых умозаключений, это новое личност­ное знание прочно войдет в уже имеющиеся у ученика знания.

На любом этапе урока можно легко и быстро выявить ре­зультативность усвоения главной идеи содержания учебного материала. Например, учитель в конце урока просит поднять руки тех, кто может ответить на подобранные им разноуровневые вопросы. Первый вопрос способствует выявлению уровня знаний стандарта. Если все учащиеся подняли руки для ответа на него, то это уже свидетельство результата урока. На второй воп­рос (повышенный уровень), допустим, десять учеников не подняли рук; на третий вопрос (творческий уровень) руку подняли толь­ко пять человек. Этот прием обратной связи хорошо стимулирует деятельность учащихся: они знают, что отсутствие работы на уро­ке будет обнаружено. А для выявления уровня первичного усвое­ния знаний можно спросить одного - трех учеников устно.

В настоящее время содержание урока наполнено новым смыслом. Знания, умения и навыки учащихся должны приобретаться в процессе собственной деятельности. Учителю остается только организовать и направить эту деятельность.

В процессе работы нашей группы мы столкнулись с проблемой оценивания разноуровневых заданий и принципа их отбора. Поэтому предлагаем создать проблемную группу по данному вопросу.

Формы организации познавательной деятельности

ФОПД делятся на фронтальную, бригадно-звеньевую и индивидуальную.

Наши рекомендации