Основные элементы УВП в уроке
Цели урока: образовательные, воспитательные, развивающие.
Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
§ Сформировать на уроке новое понятие
§ Обеспечить усвоение учащимися ...
§ Обучить новому способу действий
§ Устранить пробелы в знаниях
§ Обобщить и систематизировать знания о ...
§ Отработать навыки ...
§ Закрепить способы действий...
§ Сформировать у учащихся представления о ...
§ Обучить выполнению задания по образцу
§ Научить делать выводы ...
§ Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений
§ Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
§ Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
§ Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.
Воспитательная цель
§ Формирование интереса к будущему страны
§ Формирование чувства гордости за Родину
§ Воспитание гуманного отношения к людям
§ Формирование ответственности
§ Развитие требовательности к себе и другим
§ Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
§ Воспитание мотивов труда
Развивающая цель
§ Развитие аналитического мышления
§ Развитие познавательных умений
§ Развитие умений учебного труда
ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА И КОНЕЧН РЕЗУЛЬТАТ
ТЦУ состоит из образовательной, развивающей и воспитательной.
Варианты конструирования образовательных целей
· Сформировать новые понятия на уровне…;
· обеспечить усвоение учащимися особенностей приемов труда, трудового процесса…;
· обучить новому способу действия, новым рабочим приемам, новым трудовым операциям…;
· устранить пробелы в знаниях о… Обобщить и систематизировать знания о…
· отработать навыки. Закрепить известные способы действий…;
· обучать выполнять задания по образцу или переносу знаний, умений в новую ситуацию…;
· научить самостоятельно оценивать результаты работы…;
· Научить делать выводы…
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Урок как целостная система
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.
6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
МО- это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.