Обучающиеся культуры и обучающиеся лидеры.

Характеристика обучающейся культуры:

1) Отношение «организация—окружающая среда». Варианты: Доминирует среда - Симбиоз - Доминирует организация. - Обучающаяся культура должна содержать базовое общее представление о том, что состояние среды, в которой существует организация, в некоторой степени поддается управлению. Если организация считает, что должна стремиться к симбиозу, то с развитием турбулентности в среде обучаться ей будет все сложнее. Адаптация к медленно меняющейся среде также является жизнеспособным процессом обучения, но темпы развития мира оставляют для такого подхода все меньше и меньше места. Чем выше турбулентность среды, тем важнее для лидеров заявлять и демонстрировать, что определенный контроль над средой необходим и возможен.

2) Природа человеческой деятельности – Варианты: Реактивная - Гармоничная -Проактивная, прогнозирующая события.

Обучающаяся культура должна содержать базовое общее представление о том, что поведению людей присуще проактивное, опережающее решение проблем и обучение. Если культура построена на реактивном представлении и пассивном принятии своей участи, то по мере ускорения перемен в среде, обучение будет даваться все тяжелее. Особенно важно продемонстрировать убежденность в том, что помогает именно активное обучение, а не найденные решения. Частью культуры должен стать процесс обучения, а вовсе не конкретные решения конкретных проблем

3) Природа реальности и истины – Варианты: Моралистическая, авторитаристическая–Прагматическая.

Обучающаяся культура должна содержать общее для всех представление о том, что решения проблем находятся в процессе прагматичного поиска истины и что найти эту истину можно где угодно, в зависимости от характера проблемы. Самая сложная проблема обучающихся лидеров состоит в том, чтобы примириться с нехваткой собственного опыта и мудрости.

4) Сущность человеческой природы - Варианты: Люди по определению плохие, Человеческая природа неизменна- Люди по определению хорошие, Человеческая природа изменчива.

Обучающиеся лидеры должны верить в людей и считать, что человеческая природа, по сути своей, не так уж плоха или, во всяком случае, подвержена изменениям. Обучение подразумевает некоторое стремление к выживанию и совершенствованию.

5) Природа отношений между людьми - Варианты: Группизм, Авторитаризм/патернализм – Индивидуализм, Коллегиальность/партисипативность, соучастие.

Здесь необходимо иметь представления, обосновывающие обе позиции, а также прагматическую ориентацию, стимулирующую менеджеров менять свой стиль управления в соответствии с характером решаемой задачи.

6) Природа времени – Варианты: Ориентация на прошлое, Короткие периоды, интервалы времени – Ориентация на настоящее, Средние периоды времени - Ориентация на близкое будущее, Долгие периоды времени.

Нужно учитывать далекую перспективу, чтобы иметь возможность оценить системные последствия разных способов действия, но одновременно и ближайшую, чтобы выяснить, работают ли вообще предложенные решения. Для каждой конкретной задачи обучающийся лидер должен определить это среднее время, которое, к тому же, будет меняться в зависимости от ситуации.

7) Информация и коммуникации - Варианты: Низкий уровень связей - Большое количество связей

Коммуникации и информация играют центральную роль в процветании организации, а потому в ней должна существовать многоканальная система, позволяющая поддерживать всеобщую связь. Одной из основных ролей обучающегося лидера будет выдача указаний для каждой конкретной задачи относительно минимально достаточной системы коммуникации и типа информации, имеющих ключевое значение для эффективного решения проблемы и обучения.

8) Единообразие или разнообразие субкультур - Варианты: Высокая степень единообразия - Высокая степень разнообразия.Обучающийся лидер должен стимулировать разнообразие и пропагандировать представление, что оно необходимо и на индивидуальном уровне, и на уровне подгрупп.

9) Ориентация на задачи или отношения - Варианты: Ориентация преимущественно на задачи - Ориентация на задачи и на отношения - Преимущественно ориентация на отношения.

В стабильной среде безопаснее полная ориентация на задачи. В сложной, турбулентной среде, когда велика технологическая и прочая взаимозависимость, следует больше ценить отношения: только так создаются доверие и общение, необходимые для совместного решения проблем и внедрения решений.

10) Линейная или системная логика - Варианты: Линейное мышление - Системное мышление.

Чем более сложным и взаимозависимым становится мир, тем важнее для обучения умение мыслить системно, анализировать действующие силы и причинно-следственные связи между ними, а также отказ от линейной логики в пользу сложных умственных моделей.


Наши рекомендации