Создание фирменного стиля предприятия.
Фирменный стиль является составным элементом бренд-стратегии предприятия (фирмы, компании) на рынке. Он представляет собой композицию из товарного знака, логотипа, поясняющих надписей, фирменного лозунга, фирменной цветовой гаммы, фирменного полиграфического стиля, а также способов нанесения знаков на изделия, использования их в оформлении помещений, рекламе и т д.
Основными целями фирменного стиля являются, во-первых, идентификация изделий предприятия и указание на связь их с предприятием; во-вторых, выделение товаров (услуг) предприятия (фирмы, компании) из общей массы аналогичных товаров его конкурентов.
Наличие фирменного стиля свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя. Фирменный стиль косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг. Формирование и воплощение фирменного стиля осуществляется по двум основным направлениям: создание единства формы (внешнего образа) компании и единства стиля поведения во внешней среде, прежде всего на рынке.
Внешний образ компании призван не только «работать» на ее идентификацию и дифференциацию по отношению к аналогичным субъектам рынка и конкурентам, но и служить средством формирования уникального позитивного образа в сознании покупателей, конкурентов и контактной аудитории. Эта задача решается с помощью следующих инструментов.
Товарный знак — центральный элемент фирменного стиля. Служит для идентификации и отличия товаров и услуг одной компании от товаров и услуг другой.
Фирменный блок представляет собой графическую композицию, состоящую из названия компании, товарного знака, ее адреса (банковских и почтовых реквизитов), рекламного слогана.
Фирменный лозунг (слоган) — это краткое словесное обозначение компании или товара, отражающее их преимущества и отличительные качества.
Фирменный цвет (цвета).
Фирменные. Зачастую шрифты, применяемые в логотипах, в дальнейшем используются компанией как фирменные.
Деловая документация представляет собой набор фирменных деловых атрибутов, таких как бланки, визитные карточки, конверты, папки и др.
Иногда в рекламных целях используется фирменный персонаж.
Оформление офиса — не менее важная составляющая фирменного стиля, в особенности если он открыт для посетителей.
Исходной предпосылкой служит внутрикорпоративная культура, под которой понимается совокупность морально-этических норм и деловых качеств сотрудников, определяющих внутренний «климат» и рабочую атмосферу организации.
Стиль поведения, созданный под влиянием внутрикорпоративной культуры, оформляется с помощью инструментов и атрибутов внешнего образа, находит воплощение в рекламных кампаниях, PR-акциях, в мероприятиях по стимулированию сбыта и т.д.
Взаимосвязь фирменного стиля и цены вполне очевидна. Затраты на разработку атрибутов фирменного стиля учитываются в цене товара.
Затраты на брендинг могут еще более увеличить цену товара, поскольку они включают расходы, связанные, например, с продвижением, распределением и мерчандайзингом.
Элементы комплекса маркетинговых коммуникаций достаточно тесно связаны с атрибутами фирменного стиля компании. Максимальный эффект, скорее всего, могут дать коммуникации, интегрированные по каждому каналу распределения.
При проведении рекламных кампаний, мероприятий по стимулированию продаж, PR-акций фирма должна выдерживать единство стиля поведения.
Можно сказать, что составляющие фирменного стиля в значительной мере взаимосвязаны с элементами комплекса маркетинга, как с «классическими», так и с дополнительными. Поскольку комплекс маркетинга является сердцевиной всей маркетинговой деятельности компании, маркетологи должны уделять необходимое внимание разработке и поддержанию фирменного стиля, а учредителям и высшему менеджменту не следует экономить на этом.
Брендбук (Brandbook) — это свод правил, регламентирующих использование элементов фирменного стиля компании. Он создается в процессе формирования фирменного стиля и представляет собой своеобразный справочник, инструкцию по применению.