Анализ предложения событийных туров на региональном рынке
Событийный туризм - направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена к какому либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность. Событийный туризм - это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Главная особенность событийного туризма - множество ярких неповторимых моментов. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма. Такие туры становятся все более популярными, все больше появляется людей, которые хотят максимально интересно провести свой отпуск или выходные дни.
Событийный туризм набирает популярность среди энергичных, современных людей, которые знают, чего хотят и сами планируют свой отпуск. Ведь каждый день на планете происходит столько интересного. Событийный туризм - это праздник, выбранный непосредственно туристом и подготовленный специально для него.
Как правило, целевая аудитория событийного туризма - это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар.
Событийный туризм - вид отдыха для тех, кто хочет провести свой отпуск максимально интересно, насыщенно и ярко, насладиться новыми впечатлениями. Событийный туризм - это уникальная возможность стать не только свидетелем, но и активным участником неповторимых событий культуры, искусства и спорта.
Многие туроператоры занимаются продвижением туров в тех или иных странах как раз за счет событийного туризма. Например, ни для кого не секрет, что в феврале традиционно возрастает интерес к Бразилии и Италии, так как именно в это время можно стать участниками двух самых знаменитых карнавалов - Бразильского и Венецианского соответственно. Франция притягивает красоток на Неделю высокой моды в Париже, а истинных ценителей кино - на Каннский фестиваль.
Но в России, как уже говорилось выше, особенной популярностью пользуются туры на спортивные мероприятия. Так что истинные болельщики особенно рады тому, что ближайшие годы Россия станет хозяйкой нескольких крупнейших спортивных мероприятий: Всемирной Универсиады 2013 в Казани, Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи и Чемпионата Мира по Футболу 2018, который пройдет на стадионах 11 городов от Калининграда до Екатеринбурга.
Для организации событийных туров большое значение имеет использование календаря праздников и знаменательных событий. Такие туры вызывают интерес туристов к тем или иным датам, праздникам, а личное участие в анимационной программе делает их незабываемыми.
В России событийный туризм, приносящий прибыль, широкого развития еще не получил. В стране пока не сформировалось сколько-нибудь периодически повторяющихся общественно значимых мероприятий, привлекающих большие массы российских и зарубежных туристов. К событийному туризму можно отнести Авиакосмический салон МАКС, Широкую Масленицу в Москве, будущие олимпийские игры в Сочи.
Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Потребительский спрос значительно превышает предложения. Наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие народного творчества.
Показатель в 3 млрд. долларов очень хорош, но для нашей страны это мало, и поэтому туристической отрасли России есть куда развиваться. Для сравнения, доходы Франции от иностранного туризма ежегодно составляют около 30 млрд. долларов в год. Конечно, динамика не может не радовать. В 2002 году Россию посетило 22 млн. иностранцев, в том числе 7,5 млн туристов (в 2001 - 7,4 млн., а в 1995-м - 4,6 млн). если российская туристическая отрасль не будет целенаправленно развиваться совместными усилиями госчиновников и туроператоров, рассчитывать на дальнейшее увеличение числа приезжающих такими же темпами не придется.
Главная сегодняшняя проблема России с точки въездного туризма - это даже не отсутствие нормальных дешевых гостиниц, а проблемы с имиджем. Хотя сегодня уже на Западе мало кто верит в то, что по улицам Москвы разгуливает «русская мафия» с автоматами Калашникова, негативный в целом настрой западных СМИ по отношению к России делает свое дело. По мнению участников рынка, государство должно отдавать приоритетное значение созданию позитивного образа страны - прежде всего, в Европе.
Однако еще более эффективной для привлечения в страну туристов является технология организации «событий», широко применяемая в последние годы на правительственном уровне. Технология, в принципе, достаточно проста - сначала турист приезжает в новую для себя страну, привлеченный каким-то зрелищным шоу или мероприятием. Потом, ощутив «все прелести» поездки именно в данную страну, он возвращается сюда на следующий год или через 2-3 года уже в качестве обыкновенного туриста, пытаясь узнать больше о самой стране (в первый раз его привлекало именно какое-то событие). Неудивительно, что в мире сегодня идет отчаянная борьба за проведение различного рода зрелищных событий глобального значения. Так было, например, в случае с Кубком мира по футболу 2002 года - Япония и Корея, соревновавшиеся за его проведение именно у себя, в итоге стали «ко-хозяевами» чемпионата. Однако юбилеи туристических столиц случаются далеко не каждый год, поэтому, по мнению туроператоров, России необходимо уже целенаправленно заняться организацией ежегодного событийного туризма по примеру развитых туристических держав. В мире есть немало мест, прославившихся не памятниками архитектуры или климатом, а именно мероприятиям, которые там регулярно - как правило, ежегодно - проводятся. Например, это теннисный турнир вРоланГарросе, «Парад любви» в Берлине, карнавал в Рио-де-Жанейро, авиашоу в Ле-Бурже и т.д. В Лондоне существует даже определенный календарь подобных «туристских событий», позволяющих привлекать туристов не только весной-летом, но и в холодный сезон. В Санкт-Петербурге наплыв туристов наблюдается лишь в период белых ночей.
Например, это может быть международная авиавыставка, подобная французской в Ле Бурже, - потенциал в ее проведении в нашей стране весьма велик. Кроме того, пока совершенно не реализованы возможности в проведении ежегодных крупных народных праздников, таких, как святочные гуляния, проводы зимы и т.д. Иными словами, чем экзотичнее будет событие и чем неожиданнее будут предложения турфирм, тем больше большего числа иностранных туристов можно ожидать.
Россия - огромная страна, поэтому крупных ежегодных мероприятий может быть не менее десятка. Организовывать яркие события и проводить pr-кампании в их поддержку - это, безусловно, роль государства, а турфирмы должны обеспечивать грамотный сервис. Из-за того, что западные туристы в большинстве своем планируют поездку задолго до нее, не менее чем за год до события должна начинаться серьезная информационная кампания в его поддержку.
Сегодня на рекламу туристических возможностей страны (издание рекламных буклетов, участие в международных выставках, создание интернет-порталов) из госбюджета планируется выделять порядка 4 млн долларов в год. Правда, пока речь не идет об организации и финансовой поддержке «туристических событий», которые, конечно, потребуют вложений, на порядок больших. Но перспективность такого финансирования очевидна, ведь по данным Мировой туристской организации, 1 доллар, вложенный государством в индустрию туризма, приносит целых шесть.
В нашей стране практически нет качественной аналитики и исследований по вопросу экономической эффективности событийного туризма. Можно констатировать, что и реальной индустрии событийного туризма в настоящее время в России нет. Хотя в России существует огромное количество городов и поселков, обладающих богатым культурным, историческим и природным потенциалом.
В современных туристских центрах регулярно проходят культурные и спортивные мероприятия различного масштаба и тематики. Это могут быть события мирового значения (Олимпийские игры, конкурс красоты «Мисс мира»), регионального (чемпионаты Европы по футболу), национального (музыкальный или кинофестиваль, спортивные соревнования какой-либо страны), а также локального (воспроизведение исторических сражений, дни культуры Средневековья). Они обеспечивают приток туристов и дополнительные поступления от них.
Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Потребительский спрос значительно превышает предложения. Наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие народного творчества.
Для удачного развития событийного туризма в России нужно:
· своевременное формирование туроператорами качественного турпакета на событийные мероприятия, обеспечение ведения ежегодного событийного календаря всех регионов;
· возможность объединения ряда фестивалей и событий в крупные мероприятия краевого (городского) масштаба для придания им туристской привлекательности, зрелищности, что будет способствовать повышению посещаемости курортов в межсезонье;
· разработка системы мониторинга и контроля качества услуг предприятий инфраструктуры (проживание, общественное питание, транспорт, экскурсии и т.д.) для предоставления участниками событийных туров современных высококачественных услуг.
На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.
В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.
Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве.
Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.
Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.
По прогнозам в ближайшие 10 - 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
Если рассмотреть событийный туризм с точки зрения внутреннего туризма, то, таким образом, событийный туризм способен влиять на экономику страны, на хозяйственную, социальную и гуманитарную сферы общественной жизни.
Используемые сегодня показатели развития внутреннего туризма отражают количественный объем реализации туристских услуг, их качественную сторону, а также производственно-обслуживающую деятельность туристских хозяйствующих субъектов. Система показателей развития туризма включает:
объем туристского потока;
состояние и развитие материально-технической базы;
Показатели финансово-экономической деятельности туристских фирм.
Эти показатели не позволяют полностью оценить социально-экономическую эффективность событийного туризма. Туристы потребляют услуги, а не вывозят из региона материальные ценности в виде леса, полезных ископаемых, на что сегодня направлена деятельность многих совместных предприятий. Туризм создает спрос на товары местного производства, сувенирную продукцию, увеличивает доходы оказывающих услуги предприятий. Рост внутреннего туризма связан с увеличением поступлений доходов в местный бюджет, обеспечением занятости, способствует повышению образованности и культуры местного населения.
Возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений о ресурсах событийного туризма- непременное условие успешного развития этого вида туризма. В этой связи необходимо отметить заметное улучшение качества обеспечения заинтересованных сторон соответствующей базой данных, в первую очередь, ресурсами Интернета. Поиском и комплектованием информационных источников по тематике событийного туризма занимаются многие отечественные научные институты. В частности, ключевую роль в подготовке и координации усилий в этой сфере играют государственные университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, созданные в ряде городов центры поддержки, центры стратегических исследований при федеральных округах.
Важнейшая задача развития событийного туризма в ближайшие десятилетия - необходимость расширения потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями. Сфера туризма в нашей стране переживает фазу становления, вопросы ее развития являются актуальными как с точки зрения повышения эффективности экономики государства, привлечения инвестиций в развитие туристской отрасли. Рассматривались многие идеи по развитию событийного туризма в разных регионах страны, такие как фестивали, ярмарки, карнавалы под открытым небом, но возникает основная проблема о финансировании. Для привлечения финансовых средств, безусловно, необходимы инициатива граждан, руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, инвестиционные программы, координация усилий и средств различных ведомств и организаций, в том числе средств массовой информации. Необходима государственная поддержка в виде материальных стимулов для проживания населения в особо сложных географических и природно-климатических условиях.
Взаимоотношения органов самоуправления с общественными организациями коренных многочисленных народов и СМИ по развитию событийного туризма должны строиться на принципах паритетности, взаимной открытости и поддержки. Органы самоуправления должны уделять необходимое внимание:
проведению разъяснительной работы по вопросам государственной политики, работе органов власти с руководителями общественных организаций;
привлечению общественных организаций и СМИ к проведению социологических исследований.
Предстоит многое сделать для достижения главной цели социальной политики Российской Федерации, провозглашающей создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг и гарантий необходимого жизненного уровня.
В России имеется множество возможностей для развития событийного туризма. При правильной организации рекламной кампании, народные праздники и фестивали способны стать центром притяжения не только для российских, но и для иностранных гостей. Мы сохранили бережное, трепетное отношение к своим источникам, самобытности, коренного населения, традициям, истории и культуре народа.
Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет. Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны.
Туристская деятельность коммерческого характера осуществляется в республике (по данным 2013 года) порядка 100 туристскими организациями, имеющими лицензию на ведение турагентской и туроператорской деятельности. Из них 70 % сосредоточено в г.Улан-Удэ. Ежегодно в республике регистрируется 1-3 новые туристские организации, что характеризует туристский бизнес как молодой, но развивающийся медленными темпами по сравнению с другими отраслями экономики.
Доля местного рынка Республики Бурятия, которым владеют туристские организации, организующие прием на ее территории, составляет 14,7% всего рынка, остальные 85,3 % рынка функционируют в неорганизованной форме. Из данных 14,7 % организациями Иркутской области охватывается 38,3 %, организациями Республики Бурятии - 33 %, организациями Москвы - 9,5 %, организациями Новосибирской области - 4,8 %, организациями Омской области - 4,8 %, организациями Читинской области - 4,8 %, организациями Республики Саха-Якутия - 4,8 %. Организации из других регионов, а также из зарубежных стран владеют незначительной долей рынка. Доля рынка туризма республики, которой владеют организации, зарегистрированные в Республике Бурятия, при этом составляет 4,8 %.
Данное соотношение выражает особенности туристского процесса на территории республики и определяется тем, что она входит в состав Байкальского региона, где туристский рынок формирует спрос и предложение, относящиеся ко всему региону, независимо от его разделения на административные единицы. Особым фактором является наличие крупных природных и историко-культурных ресурсов, рассредоточенных по территории всего региона, но вместе с тем представляющих наибольший интерес в своей совокупности. При этом деятельность туристских организаций из других регионов России и зарубежных стран имеет тенденцию к активизации, что обуславливается увеличением привлекательности озера Байкал как объекта туризма.
Туристская деятельность некоммерческого характера осуществляется рядом организаций, осуществляющих эту деятельность за счет бюджетных, спонсорских, а также собственных средств. В основном эта деятельность направлена на реализацию экологических, спортивно-оздоровительных и социальных программ.
Динамика туристского потока, характеризующаяся резким спадом в с 1987 по 1994 год (400 тысяч туристов и экскурсантов в 1987 году, 20 тысяч туристов в 1994 году), с 1995 году имеет положительную тенденцию, что связано с действием ряда рыночных и организационных факторов. Ежегодное увеличение туристского потока в области внутреннего туризма составило 15 %, въездного туризма - 6 %. В структуре туристского потока внутренний туризм составляет 85 %, въездной туризм 10 %, выездной туризм 5 %. Соотношение видов туризма указывает на преимущественное развитие внутреннего туризма, что является положительным фактором для экономики Республики Бурятия, так как это стимулирует создание и модернизацию материальной базы и инфраструктуры туризма на ее территории, а также развитие производства товаров и услуг в смежных с туризмом областях.
Основную долю потока в 2012 году составили граждане России - 58,2%, из них, жители Бурятии - 60,6%, жители Иркутской области - 25,3%, жители Читинской области - 2,2%, жители других регионов и городов - 11,9%.
Доля иностранных туристов в объеме туристических прибытий в Бурятию составляет 11,4 процента. География въездного туризма обширна и охватывает более 60 стран. Наибольший удельный вес составляют туристы, прибывшие из Монголии (25,8 процента), Китая (24,6 процента), Германии (14,5) и США (14,4 процента).
По структуре турпотока наиболее перспективными направлениями продвижения турпродукта Бурятии и привлечения туристов стали США, страны Центральной Европы (Германия, Франция, Италия, Великобритания), государства АТР (Китай, Монголия, Япония, Южная Корея), европейская часть РФ, Сибирь и Дальний Восток. В связи с этим Бурятия ежегодно планирует участие в 5-6 российских и международных туристических выставках, ярмарках и биржах в Иркутске, Новосибирске, Москве, а также на объединенном стенде России - в Лондоне, Берлине, Токио, Шанхае.
В Республике Бурятия функционирует 1 аэропорт федерального значения, но его реконструкция не произведена, нет оборудованного контрольно-пропускного пункта, что препятствует организации международных туристских авиаперевозок. Остановлена деятельность большинства районных аэропортов. Недостаточно комфортабельных самолетов, приспособленных для организации воздушных путешествий и перевозки туристов на местных линиях, отсутствуют вертолеты туристского класса и малые самолеты.
В Республике Бурятия функционирует несколько железнодорожных путей, связывающих ее с западными, восточными регионами России, а также с Монголией. 21,9% туристов пользуется услугами железной дороги, преимущественно для поездок в республику и из республики. Внутренние железнодорожные перевозки в ее границах развиты слабо, в тоже время потребность в данного рода перевозок достаточно высокая.
В настоящее время нет специализированных пассажирских водных перевозчиков, выполняющих рейсы по рекам и озерам и инфраструктуры пассажирских водных перевозок. Нет пассажирских портов, недостаточна база моторного и парусного флота, без которой невозможна организация водных путешествий, в том числе, круизов. Это ограничивает возможности разработки водных маршрутов связывающих г.Улан-Удэ с оз.Байкал и Монголией. Следствием этого является низкий уровень развития водных видов туризма, лишь 1,1 % туристского потока использует водный транспорт.
Инвестиционное обеспечение развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия осуществляется через механизм государственной поддержки и рыночные механизмы, влияние которых на туристский процесс увеличивается. Обеспечение из бюджетов осуществляется за счет финансирования целевых программ развития туризма и курортов.
Система подготовки кадров для сферы туризма в республике развивается с 1995 года. Участие в формировании кадровой базы туризма принимают высшие и средние специальные учебные заведения, а также общественные организации, осуществляющие курсовое обучение. По данным Комитета государственной статистики Республики Бурятия за 2012 год численность работников, работающих в сфере туризма, составила 4492 чел.
Ежегодно высшее и среднее специальное образование в области туризма и гостиничного бизнеса получают около 60 человек, около 40 человек проходят курсовую подготовку. В результате этого происходят качественные изменения кадровой базы, а также ротация работников, не имеющих специального туристского образования, на дипломированных специалистов. Более 20% работников туризма и гостиничного бизнеса имеют специальное образование.
Вместе с тем, развитие кадровой базы сопряжено с рядом проблем. В Республике Бурятия пока нет достаточного количества квалифицированных преподавателей туристских дисциплин. Программы обучения мало адаптированы к местным условиям. Обучение в сфере туристского и гостиничного бизнеса часто осуществляется на коммерческой основе. Рост количества квалифицированных специалистов, играющий положительную роль в расширении предложений на рынке туризма и повышении качества услуг, пока кардинально не изменил ситуации в целом. Кадровая база туризма формируется без определения потребности в специалистах, так как рынок труда в сфере туризма не изучен, на нем не проводятся маркетинговые исследования. В высших учебных заведениях готовятся менеджеры-управленцы, тогда как отрасли необходимы в первую очередь менеджеры низшего и среднего звена, а также обслуживающий персонал. Не сформирована единая республиканская система подготовки и переподготовки кадров для туристского и гостиничного бизнеса. Отрицательную роль играют такие факторы, как низкая средняя заработная плата персонала в туризме, недостаток заинтересованности владельцев объектов размещения туристов, относящихся к категории ведомственных, к привлечению дипломированных специалистов.
В этом году в Бурятии прошли два тематических фестиваля - праздники огурца «Иволгинская долина» и «Фофановский огурец». Но это не главная кулинарная «фишка» региона. Бурятия - республика мясоедов, здесь хорошо развито скотоводство. В зимнее время в рационе бурят преобладает говядина и конина, а в летнее - баранина. Также активно используются дичь и рыба, в том числе ценных пород (сиг, таймень и знаменитый байкальский омуль). На гарнир подают картофель, свежую и тушеную капусту, рис и лапшу. Все это будет интересно попробовать туристам.
Последние два года в Республики Бурятия происходит все больше массовых мероприятий и праздников с целью приобщения населения к культурно-развлекательному и познавательному отдыху. Так, помимо традиционных праздников, как Сагаалган, традиционными новыми событиями стал праздник Молока, который прошел 6 сентября 2013 года. На театральной площади Государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева будет установлен рекорд России по наполнению молоком самой большой кружки. Также во время праздника прошла ярмарка молока, где любой желающий мог попробовать молочные продукты, такие как творог, сметана, молоко и сыр, привезенных с разных районов Республики, и приготовленных по особым и индивидуальным рецептам.
Также, в Республике Бурятия на площади Советов в городе Улан-Удэ в феврале этого года пройдет еще одно незабываемое событие - праздник бууз (бурятское национальное блюдо), который будет организован в рамках праздника Сагаалган - бурятского национального праздника Белого месяца (Нового Года по лунному календарю). Цель праздника бууз - привлечение туристов, популяризация туристических возможностей Республики Бурятия и озера Байкал зимой, отмечают в комитете по туризму администрации Улан-Удэ. В этом году в кулинарном конкурсе на празднике принимало участие десяток юрт, в следующем планируется, что участников станет больше. В нем примут участие бурятские и шэнэхэнские землячества, предприятия общественного питания Улан-Удэ и пищевой промышленности Республики Бурятия, отметили в комитете по туризму администрации Улан-Удэ. На празднике буузы гостям можно будет попробовать их на главной площади города в юртах, а презентации и продукцию, как и творческие программы участников праздника, оценят гости и члены жюри. Победители на празднике буузы в Республике Бурятия получат призы и грамоты. В программе праздника: национальные игры, выступление творческих коллективов, ярмарка сувениров Бурятии.
февраля 2011 года в селе Баргузин проходил праздник бурятской кухни «Солнечный саламат», посвященный 20-летию официального признания национального бурятского праздника «Сагаалган». Организаторами праздника выступали Баргузинское районное культурно-досуговое объединение и клуб бурятской национальной культуры «Тоонто». В праздновании принимали участие жители Баргузинского и Курумканского районов. В программу праздника входило обрядовое взаимное приветствие баргузинцев и курумканцев, молебен в честь Сагаалгана, выставка национальных блюд, национальные игры и конкурсы, концертная программа, зажжение ритуального костра и праздничный ёхор. После дегустации блюд бурятской кухни все желающие принимали участие в национальных играх и конкурсах: «hэершаалга» - ломание кости, «шагай харбаха» - стрелять бабками, «хорло» - круг и «юроолы» - благопожелания. Завершающим этапом праздника стало награждение победителей и яркий фейерверк.
Как мы видим, в Республике Бурятия предостаточно различных праздников и событий, основывающихся на национальных традициях, национальной кухне, играх и одежде.
Сделаем вывод, что событийный туризм в Бурятии очень развит и популярен.
В течение последних четырех-пяти лет поток туристов в Бурятию увеличился в 2,4 раза. Для достижения подобных результатов в Республике была развернута многообещающая компания по созданию благоприятных и привлекательных условий для туристов. Однако это лишь малая часть задумки - 2013 год в Бурятии объявлен Годом туризма, что непосредственно повлияет на продвижение туристических возможностей республики не только на внутреннем рынке спроса подобных услуг, но и на мировом.
Предполагаемый Год туризма в Бурятии начался 11 февраля - в день празднования Нового года по лунному календарю. Согласно традиции, на главной площади Улан-Удэ происходит театрализованное представление, в котором участвуют давно полюбившиеся персонажи. Встречал гостей праздника Белый старец СагаанУбугун в сопровождении народного ансамбля с хадаками. В завершении раскинувшегося праздника произошел флешмоб под названием «Глобальный ёхор», который поддержали в 18 городах России и 12 городах мира.
В 2013 году туризм в Бурятии начнет развиваться в нескольких особо важных направлениях. Во-первых, это строительство множества объектов туристской инфраструктуры. Подобные объекты появятся на территории восьми районов республики, в первую очередь в зонах экономического благоприятствования для создания рекреационного кластера «Подлеморье». Позднее строительные работы будут связаны с сетями водоснабжения, реконструкциями водоводов, ремонтом и возделыванием подъездных автодорог. Во-вторых, места массового посещения туристов требуют полного обустройства. На реализацию поставленной задачи выделено более 30 млн. рублей. В-третьих, республиканское агентство по туризму стремится расширить и довести до ума событийный туризм. К числу подобных мероприятий можно отнести Сурхарбан <http://www.baikal-raduga.ru/baikal/tourism-buriatia/60/>, Сагаалган, Новый год по гуннскому календарю.
Наряду с этим власти Улан-Удэ намереваются начать благоустройство созданных туристических маршрутов. Предполагается замена адресных аншлагов с указанием об исторических названиях, к тому же, в некоторых местах планируется установка табличек с QR-кодом, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию владельцам смартфонов и планшетов. Железнодорожный вокзал и аэропорт будет обустроен интерактивными информационными терминалами. К выходу также подготавливается электронная версия путеводителя на различных языках, которая подойдет для владельцев продукции на операционных системах IOS и Android. Наряду с грядущими изменениями подготавливается экологическая пешеходная тропа, протяженностью 7040 метров, от лыжного комплекса «Снежинка» и до крупного Этнографического музея.
По прогнозам Бурятских властей, проводящийся Год туризма это огромный шаг к созданию благоприятных туристических зон и развитой инфраструктуры, что позволит превратить Бурятию в крупный и важный туристический регион. Помимо этого, активное участие на международных туристических выставках позволит привлечь внимание иностранных туристов со всего света.