Характеристика роста исследуемых культур
Признаки колоний | колония 1 | колония 2 |
Макроскопические: прозрачность размер форма характер поверхности цвет | ||
Микроскопические: характер края структура | ||
Консистенция |
Приготовление мазков из колоний, окраска по Граму
Колония 1
Колония 2
Оставшуюся часть колонии пересевают на скошенный агар для выделения чистой культуры. Посевы на сутки в термостат при 37°С.
Методика пересева из колоний на скошенный агар и МПБ
а) Пересев из колоний на скошенный агар
Приоткрывают крышку чашки, прокаленной остуженной петлей снимают часть отдельной колонии. Открывают пробирку со стерильным скошенным агаром, держа ее в левой руке в наклонном положении, так, чтобы можно было наблюдать поверхность среды. Переносят петлю с культурой в пробирку, не прикасаясь к стенкам, растирают по питательной среде, скользя по поверхности от одного края пробирки к другому, поднимая штрихи до верхушки среды – посев штрихом. Пробирку закрывают и, не выпуская из рук, подписывают название посеянного микроба и дату посева.
б) Пересев из колонии на мясо-пептонный бульон
Техника пересева на МПБ в основном такая же, как и при посеве на плотную среду. При посеве на МПБ петлю с находящимся на ней материалом погружают в среду. Если материал вязкий и с петли не снимается, его растирают на стенку сосуда, а затем смывают жидкой средой. Жидкий материал, набираемый стерильной пастеровской или градуированной пипеткой, вливают в питательную среду.
5. Подведение итогов занятия – 5 минут
ЗАНЯТИЕ 8
ТЕМА. Методы выделения чистых культур (продолжение). Ферментативная активность бактерий и методы ее изучения
Цель занятия. Ознакомить студентов с характеристикой бактериальных ферментов, использованием их для идентификации возбудителя, а также в практической деятельности человека
Методические указания к практической работе
Продолжительность занятия: 3 академических часа (135 минут)
Место проведения занятия: учебная аудитория
Материально-техническое оснащение – таблицы, стенды, микроскопы, микропрепараты
Хронометраж практического занятия:
1. Вводное слово преподавателя – 5 мин
2. Проверка исходного уровня знаний (тест-контроль) – 15 мин
3. Разбор теоретических вопросов по теме – 80 мин
a. Классификация ферментов, образуемых микробами: по химическому составу, по механизму действия, по месту действия
b. Роль ферментов в идентификации патогенных микробов
c. Изучение ферментов микробов:
- при посеве на среды Гисса;
- при посеве на желатину, молоко, свернутую сыворотку, пептонную воду;
- при посеве на «жировой» агар
d. Определение ферментов патогенных микробов (гемолизина, лецитиназы, плазмокоагулазы, фибринолизина)
e. Углеводы в средах «пестрого ряда»
f. Цвет углеводной среды с индикатором Андреде в случае ферментации углевода
g. Цвета углеводной среды с индикатором ВР, если бактерии потребляют углевод
h. Определение способности бактерий ферментировать углеводы с образование газа
i. Определение индола в среде
j. Определение уреазной активности бактерий
k. Определение способности бактерий образовывать Н2S
4. Выполнение практической работы – 35 мин
Практическая работа
1. Изучение чистой культуры на скошенном агаре (продолжение протокола):
а) макро- и микроскопическое изучение чистой культуры;
б) пересев культуры на пестрый ряд.
Третий этап
Идентификация выделенной культуры. Идентификация микробов – определение систематического положения выделенной из материала культуры до вида и варианта. Первым условием надежности идентификации является безусловная чистота культуры. Для идентификации микробов используют комплекс признаков: морфологические (форма, размеры, наличие жгутиков, капсулы, спор, взаимное расположение в мазке), тинкториальные (отношение к окраске по Граму или другим методам), химические (соотношение гуанина+цитозина вмолекуле ДНК), культуральные (питательные потребности, условия культивирования, темп и характер роста на различных питательных средах), ферментативные (расщепление различных веществ с образованием промежуточных и конечных продуктов), серологические (антигенная структура, специфичность), биологические (вирулентность для животных, токсигенность, аллергенность, влияние антибиотиков и др.).
Пробирки с посевами вынимают из термостата, изучают характер роста на скошенном агаре, убеждаются, что в пробирках получен рост одной культуры, отмечают характер налета по цвету, прозрачности.
Рост на скошенном агаре может быть сухим, влажным, ползучим, складчатым, пигментированным. Чтобы убедиться в чистоте культуры из культуры готовят мазок и окрашивают по Граму.
Пересев культуры на пестрый ряд
Для биохимической дифференциации изучают способность бактерий сбраживать углеводы с образованием промежуточных иконечных продуктов, способность разлагать белки и окислительно-восстановительные ферменты.
Для изучения сахаролитических ферментов выделенные культуры засевают в пробирки с полужидкими средами, содержащими лактозу, глюкозу. На полужидкие среды посев делают уколом в глубину среды. При посеве уколом пробирку со средой держат под наклоном, вынимают пробку, обжигают край пробирки. Материал забирают стерильной петлей и прокалывают ею столбик питательной среды почти до дна.
Для определения протеолитических ферментов выделенную культуру засевают на пептонную воду или МПБ. Для этого в руку берут пробирку с посевом ближе к себе, а пробирку со средой - дальше от себя. Обе пробирки открывают одномоментно, захватив их пробки мизинцем и краем ладони, обжигают края пробирок, прокаленной охлажденной петлей захватывают немного культуры и переносят во вторую пробирку, растирают в жидкой среде на стенке пробирки и смывают ее средой.
При посевах и пересевах внимание должно быть обращено на соблюдение правил стерильности для того, чтобы не загрязнять свои посевы посторонней микрофлорой, а также не загрязнять окружающую среду. Пробирки маркируют и помещают в термостат 37о для инкубирования на сутки.
2. Изучение пестрых рядов с посевом и без посева микробов (зарисовать)