Модуль 3. правосознание и правовая активность

Тема 3.1. Правосознание как составная часть правовой культуры

Общества

Понятие правосознания: виды, соотношение с нравственным и политическим сознанием. Структурные элементы правосознания, их характеристика и соотношение.

Правосознание и государство. Значение правосознания в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Профессиональное сознание государственных таможенных служащих и его роль в обеспечении и повышении эффективности правового регулирования таможенного дела.

Правотворчество: понятие, принципы, виды. Стадии законотворческого процесса.

Правотворчество и законодательство как элемент правовой культуры

Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь. Систематизация законодательства.

Тенденции развития современного российского законодательства. Спецификация и унификация российского законодательства.

Законность и правопорядок как элементы правовой культуры

Проблема понимания законности, её определение и функции. Принципы законности. Роль законности в жизни общества. Законность как принцип организации и функционирования органов государства, создания и деятельности общественных объединений. Субъекты законности. Законность и демократия. Законность и целесообразность. Механизм реализации законности. Правопорядок: понятие, содержание, функции. Правопорядок и общественный порядок. Связь правопорядка с законностью. Гарантии законности и правопорядка.

Тема 3.4. Правовая культура в деятельности органов государства

Значение правовой культуры для эффективности деятельности органов государственной власти: общая характеристика.

Правовая культура в деятельности законодательных органов государственной власти. Правовая культура в деятельности исполнительных органов государственной власти. Правовая культура в деятельности органов судебной власти. Правовая культура в деятельности таможенных органов.

Культурно-правовые основы противодействия коррупции в деятельности таможенных органов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе реализации программы применяются следующие образовательные технологии:

‑ презентация тем учебной дисциплины

‑ интеллектуальная разминка в начале каждого занятия

‑ разбор конкретной правовой ситуации

‑ разработка программы социологического исследования

‑ проведение социологического опроса, контент-анализа, социологического анализа нормативно-правового акта.

Во время учебной работы предполагаются интерактивные формы проведения занятий – дискуссии, презентации групповых исследовательских проектов студентами, показ и обсуждение фрагментов документальных фильмов. По теме «3.4.Правовая культура в деятельности органов государства»предусмотрено занятие в музее Академии.

Практические занятия делятся на два блока. Занятия первого блока проводятся по теории вопроса (собеседование по рефератам, ответы на теоретические вопросы, тестовые задания). Занятия второго блока посвящены приложению студентами полученных знаний на практике в процессе выполнения группового исследовательского проекта и их обсуждения в форме ролевых игр (выработка программ социологических исследований на правовые темы, их защита и апробация).

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

В качестве оценочных средств применяются:

1. Вопросы для принятия зачета, экзамена.

2. Система электронного тестирования студентов по всем темам дисциплины «AST-SWAP.chm».

При изучении дисциплины применяется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов.

Используются следующие формы текущего контроля:

‑ тестирование
‑ блиц-опрос по определениям
‑ фиксированное сообщение на практическом занятии
‑ ответ на теоретический вопрос, решение конкретной правовой проблемы
‑ конспектирование источника
‑ выполнение заданий преподавателя при подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы
‑ письменный реферат (реферативный доклад, презентация)
‑ участие в научно-исследовательской работе

Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале.

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям:

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество Баллов
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3

Таблица 2

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы:

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество Баллов
Тестирование 0 – 4
Блиц-опрос по определениям 0 – 2
Фиксированное сообщение на практическом занятии 0 – 5
Ответ на теоретический вопрос 0 – 4
Конспектирование источника 0 – 4
Выполнение заданий преподавателя при подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы 0 – 5
Письменный реферат (реферативный доклад, презентация) 0 – 5
Участие в научно-исследовательской работе 0 – 5

Таблица 3

Наши рекомендации