Психолого-педагогические условия восприятия и усвоения различных видов информации
Задание: Дать характеристику видам восприятия. Используя тренинги и имитационные игры, проанализировать механизмы восприятия разных видов информации.
Практическое занятие № 7
Специфика информационных процессов в социально-культурной сфере
Задание: Разработать сценарий (любой формы: экскурсия, беседа, занятие кружка, встреча, конференция, презентация и т.д.), учитывая психолого-педагогические закономерности восприятия аудиторией различных видов информации.
Практическое занятие № 8
Стереотипы и их роль в процессе восприятия информации
Задание: Дать характеристику социальному стереотипу (мыслительному, поведенческому, эмоциональному), определить его характер (конструктивный – деструктивный). Смоделировать социально-культурную ситуацию, в которой встречается определенный стереотип и предложить программу по его закреплению или преодолению.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание.— Киев, 1988.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Пер. с англ. – М., 1974.
5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хорстедтер Н. Мозг, разум и поведение. – М., 1988.
6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
7. Гарднер М. Есть идея. – М., 1982.
8. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.
9. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. – СПб: СпбГУ, 1996.
10. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М., 1988.
11. Познавательная активность в системе процессов памяти. – М.: Педегогика, 1989.
12. Познавательные процессы в деятельности. – Ярославль, 1987.
13. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов/В.Д.Шадриков, Н.П.Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.- М.:Просвещение. 1990.
14. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком// Вопросы психологии.- 1986. – № 4.
15. Розин В.Н. Визуальная культура и восприятие. – М.: Эдиториал, 1996.
16. Смирнов С.Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. – М., 1985.
17. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения//Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.,1987.
18. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб, 2000.
Раздел 2. Научно-методические основы информационно-просветительской деятельности.
Тема 7. Социально-культурные институты как каналы распространения информации.
Понятие социального института. Социально-культурные институты как субъекты информационного взаимодействия. Их классификация: институты, создающие новую информацию; институты, распространяющие информацию в обществе, и институты, обеспечивающие сохранение информации и ее использование. Характеристика социально-культурных институтов; их приоритетные направления деятельности, функции и формы работы. Специализация социокультурных институтов в организации информационно-просветительской деятельности.
Культурное наследие, традиции как канал передачи социальной информации.
Основные принципы культуры как социального института.
Образование – просвещение. Их соотношение и тенденции развития. Система непрерывного образования.
Семья как социальный институт.
Средства массовой коммуникации и процесс распространения информации в обществе. Медиаобразование – проблемы и перспективы.
Практическое занятие № 9
Анализ деятельности социально-культурных институтов
( 4 часа)
Задание: Дать характеристику социально-культурному институту, проанализировать его структуру, основные функции, направления и содержание деятельности, аудиторию, формы информационно-просветительской деятельности.
Литература
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб, 2002.
3. Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. – Калининград, 2001.
4. Полагутина Л.В. Традиционная культура как канал передачи социальной информации//Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект)/Сб. научных трудов. Вып. 1 – Тамбов: Тамбовский гос. университет им. Державина, 1998. – С. 73 – 75.
5. Рождественская С.Б. Народные художественные традиции и формирование личности//Русские народные традиции и современность. – М.: Наука, 1995. – С. 43 – 53.
6. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: структурно-логические схемы с комментариями. – М., 1999.
7. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура.— М.: Искусство, 1983.
8. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб, 2001.