Тема 5. Коммуникации в информационном обществе.

Понятие социальной коммуникации. Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве. Структура и содержание коммуникационного процесса. Функции коммуникации. Модели коммуникации.

Виды социальной коммуникации в зависимости от участников коммуникационного процесса (массовая, профессиональная, межличностная коммуникация) и используемых каналов и средств передачи сообщений (документальная, устная, электронная). Формальная и неформальная коммуникация. Информативная, аффективно-оценочная, рекреативная, убеждающая, ритуальная коммуникация.

Устная коммуникация, ее составляющие. Вербальные и невербальные средства общения.

Взаимодополнительность и взаимосвязанность различных видов социального общения как причина их параллельного существования и использования. Расширение возможностей общения людей в связи с развитием глобальных электронных сетей связи. Электронные доски объявлений, конференции, почта как новые виды общения.

Специфика коммуникационных процессов в социально-культурной сфере.

Профессиональное общение с использованием формальных и неформальных средств коммуникации. Роль общения в становлении личности, ее ценностной ориентации и объективной самооценки. Коммуникационная компетентность личности.

Семинар № 2

Коммуникации в современном обществе.

1. Понятие социальной коммуникации.

2. Культура и социальная коммуникация.

3. Модели коммуникации (театральная модель Н.Евреинова и П.Ершова; фольклорная модель В.Проппа; семиотическая - Ю.Лотмана; культурологическая - М.Бахтина; игровая - Й.Хейзинги и др.).

4. Характеристика коммуникационных каналов. Устная, документальная и электронная коммуникации.

Практическое занятие № 4

Специфика коммуникационных процессов в социально-культурной сфере

( 4 часа)

Задание: Выбрать вид, модель коммуникации, дать ей характеристику, предложить ситуацию использования (вида, модели) в информационно-просветительской деятельности.

Задание выполняется группой. При этом, ситуация моделируется с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Практическое занятие № 5

Коммуникативные барьеры

Задание: Дать характеристику коммуникативным барьерам: логическому, стилистическому, семантическому, фонетическому. Привести примеры (описать, продемонстрировать) и проанализировать их проявления в социально-культурной практике.

Литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Богомолова И.И. Массовая коммуникация и общение.— М., 1988.

3. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.— М.,1986.

4. Вацлавик П., Пивин Дж. Психология межличностных коммуникаций. – СПб, 2000.

5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002.

6. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера ПР. – СПб, 1997.

7. Панфилова А.П. Деловая коммуникация. – СПб, 2000.

8. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура: Введение в теорию и историю. – СПб, 1999.

9. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998.

10. Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения.— М., 1993.

11. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации.— СПб, 1996.

12. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. – СПб, 1995.

13. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: Социально-психологическая концепция. – СПб, 1995.

Тема 6. Социально-психологические закономерности восприятия

Информации.

Психологические особенности восприятия информации человеком. Уровни восприятия и усвоения информации. Восприятие как первичный образ сознания человека. Комплекс психологических действий, направленных на усвоение (или отторжение) определённого вида информации, как процесс развития и отражения познавательной деятельности человека.

Восприятие в структуре познавательной деятельности человека. Избирательность, активность, непрерывность как свойства восприятия. Характеристики восприятия информации: быстрое, медленное, полное, неполное, глубокое, поверхностное, точное, ошибочное и т.д. Различие нормального, оптимального и патологического восприятия и понимания информации.

Психолого-педагогические условия восприятия и усвоения информации. Формирование психологической готовности к восприятию информации. Установка и направленность личности как факторы восприятия и усвоения информации. Возрастные особенности, интересы, профессиональная устремлённость, отношения к источнику. Компетентность, привлекательность источника информации, нравственно-психологические основы доверия к нему.

Внимание как одно из характерных условий развития восприятия и понимания усвояемой информации. Виды внимания и их значение в формировании познавательных интересов личности. Внимательность как свойство личности и одна из основных черт умственной деятельности. Воспитание внимательности, развитие памяти и мышления в процессе информационно-просветительной деятельности в сфере досуга.

Информационные процессы как неотъемлемая составляющая любой деятельности людей. Содержание информационных процессов: поиск информации; чтение или восприятие устного сообщения; усвоение нового и его использование для решения собственных задач; аналитическая переработка информации, подлежащей длительному хранению, и создание персональных поисковых систем; получение нового знания (навыков, опыта) и его отражение в опубликованных и неопубликованных документах, устных сообщениях. Особенности поиска информации при решении нестандартных задач.

Особенности восприятия устных информационных сообщений. Различие восприятия устной и письменной речи.

Зависимость результативности восприятия новой информации от уровня компетентности людей и их "системы ожидания".

Практическое занятие № 6

Наши рекомендации