По организации отдыха и оздоровления «Метеор»

По организации отдыха и оздоровления «Метеор»

Утверждаю:

Директор ГБУ «Метеор»

_______________Л.Г. Пономарева

«10» февраля 2015 года

Комплексная программа

спортивно– оздоровительного лагеря «Бригантина»

«Оч'умелые каникулы»

Составители программы:

Пономарева Лариса Георгиевна – директор ГБУ «Метеор»

Рямова Елена Викторовна – зам. директора ГБУ «Метеор»

Челябинск – 2015 г

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.

Полное название программы Комплексная программа организации летнего отдыха и оздоровления обучающихся в условиях загородного спортивно – оздоровительного лагеря «Бригантина» «Оч'умелые каникулы»
Цель и задачи программы Цель: создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления обучающихся на основе включения их в разноплановую деятельность, направленную на пропаганду здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее полноценной социализации. Задачи: - организация активной практики по развитию общефизической подготовки и навыков здорового образа жизни; - содействие гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся; - оптимизация эмоционального и активизация жизненного тонуса детей; - создание условий для эффективного межличностного взаимодействия и формирования толерантных отношений обучающихся; - создание условий для приобретения конкретных умений и навыков в деятельности, направленной на самообслуживание личности; - предоставление возможности для накопления социального опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе; - создание условий для реализации разносторонних и разноуровневых интересов обучающихся в сфере досуга, отдыха, спорта, игры, коллективной, творческой деятельности на основе свободного выбора. - обеспечение педагогических и организационных условий для эффективного осуществления процесса саморазвития (самопознания, самоутверждения и самовыражения).
Адресат Обучающиеся профессиональных образовательных организациях, льготные категории, а именно: - дети сироты; - дети, оставшиеся без попечения родителей; - лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - дети, состоящие на учете в органах внутренних дел; - дети из неполных и многодетных семей. Продолжительность смены – 21 день. Количество участников программы: 170 человек в каждой смене География участников: город Челябинск и Челябинская область. Возраст участников: от 15 до 24- х лет.
Сроки реализации программы 30.06.2014– 31.08.2014
Направленность программы Мероприятия программы реализуются через пять модулей следующих направленностей: Спортивно-оздоровительная Социально-адаптационная Патриотическая Досугово- развивающая
Название организации Автор программы Спортивно-оздоровительный лагерь «Бригантина» с круглосуточным пребыванием обучающихся. Авторы – составители: Пономарева Лариса Георгиевна – директор ГБУ«Метеор». Рямова Елена Викторовна – заместитель директора ГБУ «Метеор» по методической работе.
Почтовый адрес Юридический адрес ГБУ «Метеор»: 454002, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Знаменская, д.22 Адрес местонахождения структурного подразделения СОЛ «Бригантина»: Россия, Челябинская область, г. Карабаш, Карабашское участковое лесничество ОГУ Кыштымское лесничество», квартал 179 (часть выделов 20,22).
Ф.И.О. руководителя (ей) организации Пономарева Лариса Георгиевна, директор ГБУ «Метеор». Емалетдинова Елена Владимировна – руководитель структурного подразделения СОЛ «Бригантина».
Телефон, электронный адрес организации 8 (3513) 640-102 [email protected]  
Сайт http://chel-meteor.ru/
Финансовое обеспечение программы Осуществляется за счет средств областного бюджета.  

Пояснительная записка

Летние каникулы - самый благоприятный период для снятия накопившегося за год напряжения, восстановления сил, улучшения здоровья и физического развития. Одной из интереснейших и важнейших форм работы с обучающимися в летний период является организация оздоровительных лагерей.

Загородный летний лагерь иной, отличный от школьного образовательного процесса кусочек жизни ребёнка. Это – активный подвижный отдых, наполненный яркими впечатлениями.

Физическое воспитание в условиях загородного летнего лагеря должно представлять собой организованный и систематизированный процесс воздействия на ребенка, включая в себя физические упражнения, гигиенические мероприятия и использование естественных сил природы. Физическое воспитание призвано занять ведущее место в деятельности учреждений, организуемых в период школьных каникул. Условия загородного лагеря могут обеспечить правильный двигательный режим для обучающихся, что является мощным оздоровительным средством.

Период летних каникул как нельзя более благоприятен и для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Это период свободного общения обучающихся, время развлечений, игр, свободы в выборе занятий и самореализации.

Летний лагерь открывает для обучающихся удивительную возможность выбора видов деятельности в соответствии с их желаниями и способностями, а также обеспечивает стимулирование обучающихся к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности.

Новизну программы мы видим в хорошо скоординированном и насыщенном разнообразными видами деятельности отдыхе, что позволяет синтезировать и реализовывать одновременно различные функции: развивающую, оздоровительную и коммуникативную и др. В рамках реализации программы на территории лагеря создано игровое пространство, где каждое направление лагерной смены неповторимо и имеет собственную идею.

Актуальность

Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание включает различные направления оздоровления и воспитания в условиях лагеря., отвечающие современным требованиям. Это общефизическая подготовка, трудовая, познавательная и творческая деятельность, организация досуга.

Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности, которые отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность; предусматривают вариативность в кружковой (клубной) деятельности; способствуют удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе.

Одно из основных направлений является спортивно – оздоровительное. Участники смены ежедневно будут участвовать в различных видах спорта, учится играть в спортивные игры (в том числе и народные).

Не менее значимым является «Патриотическое» направление программы. Поэтому в течение тематических дней обучающиеся в игровой и творческой форме будут знакомиться с культурой народов малой родины, с южноуральскими писателями и с их творчеством, с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой среды, дополняющей и корректирующей воспитание ребенка, на представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, на создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Концептуальные подходы

Воспитательная система программы включает содержательный и технологический компоненты. В связи с этим принципы организации жизнедеятельности обучающихся можно рассматривать как содержательные и организационные.

Программа опирается на следующие содержательные принципы:

1. Принцип гуманизации – гуманное отношение к детям, учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.

2. Принцип индивидуализации и дифференциации воспитания, предполагающий учет особенностей, интересов и потребностей как каждого, так и групп обучающихся, находящихся в условиях временного коллектива.

3. Принцип здоровьесбережения, как основа для разнообразной деятельности, в соответствии с возрастом, потребностями, способностями личности и окружающей ее природной среды.

4. Принцип творческого начала в воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации обучающихся.

5. Принцип свободы самовыражения и самоценности личности.

6. Преемственность, систематичность и последовательность в организации деятельности смены.

Организационными принципами, определяющими методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом являются принципы:

1. Активного участия обучающихся в организации жизнедеятельности лагеря.

2. Обязательного анализа дел, отношений, поступков.

3. Организация общественно и лично-значимой деятельности.

Кадровое обеспечение

№ п/п Наименование должности Число работников
Директор лагеря 1 *
Старший воспитатель
Комендант лагеря (заведующий хозяйством) 1 *
Бухгалтер 1 **
Воспитатель, руководитель отряда
Вожатый, зам. руководителя отряда
Инструктор по физкультуре 1 *
Звукооператор, ди-джей 1 *
Педагоги дополнительного образования по следующим специальностям: - вокал (или хореография, или театр) - дизайн (1 чел.); - столярно-плотничное дело (1 чел.); - декоративно-прикладное творчество (1 чел.); - кулинария (1 чел.); - парикмахерское дело и визаж (1 чел.). - кинолог, - инструктор по туризму 8 *
Медицинский работник 1 *
Шеф-повар 1 *
Повар
Рабочий кухни
Водитель а/м 1 **
Полицейский 1 ***
Дворник 1 *
Дезинфектор 1 *
Сантехник 1 **
Плотник 1 **
Электрик 1 *
  Итого:  

* - из числа сотрудников из СОЛ «Бригантина»

** - из числа сотрудников ГБУ «Метеор»;

*** - из числа сотрудников других учреждений.

Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств областного бюджета.

Ожидаемые результаты

- общее оздоровление обучающихся и приобретение ими положительных эмоций;

- закрепление у детей навыков здорового образа жизни;

- вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность и приобретение нового социального опыта;

- формирование положительной мотивации на активные занятия спортом, туризмом, интеллектуальной и творческой деятельностью.

- обогащение опыта успешной самореализации, расширения информационного поля и практических навыков формирования мотивации саморазвития;

- формирование у обучающихся способности к поиску эффективных средств организации коллективной деятельности;

- установление полезных контактов среди сверстников, взаимообогащение опытом, налаживание дружеских связей;

- пополнение знаний обучающихся о народной и профессиональной культуре Южного Урала.

Этапы реализации программы

Этапы работы Содержание Результаты Сроки
1.   Подготовительный период Знакомство с программой, подготовка к её реализации. Формирование результативного коллектива единомышленников. Знакомство с лагерем. День заезда
2.     Организационный период   Открытие смены. Формирование отрядов. Диагностика-анкетирование, организация работы органов соуправления. Формирование временных творческих коллективов. Планирование. Формирование межличностных отношений. Работа органа соуправления. Входная диагностика. 1–2 день
3.   Основной период   Создание условий для комплексного оздоровления и реализации творческого потенциала обучающихся. Диагностика общего эмоционального климата и эмоционального самочувствия каждого обучающегося. Расширение кругозора обучающегося. Формирование крепкого и сплочённого коллектива обучающихся.   3–18 день
4. Итоговый период Подведение итогов смены. Итоговая диагностика (анкетирование и тестирование). Сбор материалов о смене. Размещение информации на сайте. Закрытие смены. Методический и информационно-аналитический материал по смене. 19–21 день

Содержание программы и схема ее реализации

Основные мероприятия программы реализуются через четыре направления, представленных в виде блоков, направленные на отдых и оздоровление обучающихся:

II блок – «Патриотический»

Содержание данного блока предполагает формирование у обучающихся бережного отношения к родной природе, приобщение к культурному и историческому прошлому Южного Урала.

Содержание программы

План реализации

№ п/п Мероприятия Сроки исполнения
  Обязательная деятельность  
1. Уроки здоровья на свежем воздухе. Ежедневная утренняя зарядка и закаливающие процедуры (закаливание воздухом; закаливание солнцем; закаливание водой). Дыхательная гимнастика. Ежедневно Ежедневно  
2. Инструктаж по спортивной технике безопасности; По плану сетке
3. Беседы о личной гигиене: «Правила личной гигиены»; «Соблюдению санитарных норм»; «Основы гигиены питания». По плану сетке
  Деятельность по выбору  
4. Работа спортивных кружков: – по волейболу; – по баскетболу; – по плаванию; – по настольному теннису; – по стритболу; – по бадминтону; – по мини гольфу; – мини футболу. Ежедневно  
  Спецкурс «Навстречу комплексу ГТО» (тематические беседы «Движение – это жизнь»). Практические занятия: группа прыжковых видов; бег на расстояние и скорость; группа метаний; группа подтягиваний; полоса препятствий. По плану сетке
5. Тесты для измерения физического развития и функционального состояния. Тесты для измерения уровня физической подготовленности. По плану сетке
6. Соревнования по различным видам спорта (товарищеские встречи личные первенства): – соревнование по волейболу«Старты надежд»; – соревнование по баскетболу «Кубок за победу!»; – соревнование по плаванию«День Нептуна»; – соревнование по настольному теннису «Магия тенниса»; – соревнование по стритболу «Спорт во благо!» – соревнование по бадминтону «Веселый воланчик»; – соревнование по мини гольфу «Будем здоровы»!; – соревнование по мини футболу «Кубок дружбы». По плану сетке
7. Мини - соревнования по различным видам спорта (товарищеские встречи): «Магия тенниса»; соревнование по бадминтону «Веселый воланчик» и другое. По плану сетке
8. Народные подвижные игры: «Казаки-разбойники», «Кондалы скованы», «Бег в мешках», «Лапта», «Чехарда», «Спутанные кони» (Тышаулы атлар), «Кто первый?» (Узыш уены), «Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены?) По плану сетке
9. Спортивные игры: - игры по станциям – военно – спортивная игра «Зарница». По плану сетке

План реализации

№ п/п Мероприятия Сроки исполнения
  Обязательная деятельность По плану сетке
1. Входные и итоговые диагностики-тестирования По плану сетке
2. Адаптационные и командообразующие игры и тренинги По плану сетке
3. Организация работы органа соуправления (выборы членов Совета обучающихся, регулярные заседания и др.) По плану сетке
4. Информационные минутки: Беседы по технике безопасности и основам корпоративной культуры в лагере. Школа безопасности»: «О терроризме и экстремизме для молодежи»; Основы пожарной безопасности; Курс по оказанию первой мед. помощи. По плану сетке
5. Общественно-полезная деятельность: трудовой десант (уборка и благоустройство территории и помещений лагеря) Ежедневно
6. Психологические тренинги и игры на командообразование. По плану сетке
7. Коммуникативные игры и тренинги. «Коммуникатор без границ» - беседа на тему «Эффективное общение» По плану сетке
8. Круглый стол «Молодой специалист на рынке труда» По плану сетке
9. Аналитический диспут «Люди Икс» или «В лабиринте отношений» По плану сетке
10. «Мониторинг плюс…» - дискуссионно - аналитические круглые столы. (Мониторинг результатов, достижений и ошибок проекта, подведение итогов смены). По плану-сетке

III блок – «Патриотический»

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Сергей Есенин

Цель:

формирование патриотических чувств и знакомство с культурой малой Родины, её людьми.

Задачи:

­ воспитание стремления к созидательной деятельности на благо себя, общества, Родины;

­ формирование уважительного отношения к национальным культурным ценностям;

­ развитие интереса к истории и культуре Отечества;

­ воспитание бережного отношения к родной природе.

План реализации

№ п/п Мероприятия Сроки исполнения
1. Тематический день, посвященный подвижным народным играм. Мини-соревнования «Игры наших предков» («Казаки-разбойники», «Бег в мешках», «Лапта», «Чехарда», «Спутанные кони» (Тышаулы атлар), «Кто первый?» (Узыш уены), «Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены?) По плану-сетке
2. Тематический день, посвящённый природе Южного Урала. Фестиваль «Во власти родной природы» - «пейзажные» фотографии, экореклама (плакаты, шаржи, инсценировки и другое). Конкурс поделок из лесного материала «Все, что подарено природой!» Информационный час «Легенды озера Увильды». По плану-сетке
3. Тематический день, посвященный южно-уральской литературе. Литературные чтения (чтение произведений Бажова П.П., Маамина-Сибиряка Д.Н., Татьяничевой Л.К., Аношкина М.П., Черепанова С.И., Ваторопиной Н.М. и др.) Фестиваль «Литературная реклама» - популяризация авторов и произведений южноуральской литературы (рекламные мини-сценки, создание плакатов, фотографий, песен и другие рекламные творческие средства на выбор обучающихся). По плану-сетке
4. Тематический день, посвященный национальным культурам Южного Урала. Фестиваль творческих отрядных заданий «Южноуральское народное творчество» (или «Мини-бажовка») Ярмарка народного декоративно-прикладного творчества, кондитерских национальных изделий и др. По плану-сетке
5. Тематический день, посвященный южноуральцам, участникам ВОВ и труженикам тыла: «Победы наших дедов». Информационный час (рассказ о трудовых и ратных подвигах наших земляков во время ВОВ) Минута молчания Просмотр видеофильмов по соответствующей тематике. По плану-сетке

План реализации

№ п/п Мероприятия Сроки исполнения
  Работа клубов по интересам (деятельность по выбору) Ежедневно
1. Клуб любителей искусства (вокал, танцы или театр)  
2. Клуб веселых и находчивых  
3. Клуб интеллектуалов  
4. Клуб рукоделия  
5. Клуб декоративно-прикладного творчества  
6. Клуб дизайнеров  
7. Клуб домоводства  
8. Клуб стилиста-любителя  
9. Клуб начинающего кинолога  
10. Туристический клуб  

Общелагерные мероприятия

1. «Перезагрузка или Настройся на новую волну» - торжественная линейка, посвящённая открытию лагеря.
2. Огоньки знакомств.
3. Ежедневный трудовой десант по уборке и благоустройству территории лагеря
4. Массовые творческие мероприятия (вечеринки, конкурсы, викторины и др.) «Музыкайф» - конкурс на лучший музыкальный номер. «Танцевальный переполох» конкурс на лучший танец.
5. День спортивных соревнований «Старты надежд»
6. Тематический день. Фестиваль «Во власти природы Урала» - «пейзажные» фотографии, экореклама (плакаты, шаржи, инсценировки и другое).
7. День кино «Синема-центр» (просмотр видеофильмов)
8. Марафон «Мы выбираем здоровье»
9. Массовое творческое мероприятие
10. Конкурс социальной рекламы (о вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя и т.п.)
11. Тематический день, посвященный южноуральской литературе
12. «Игры наших предков» Соревнования по народным видам спорта
13. Тематический день: «Победы наших дедов»
14. День кино «Синема-центр» (просмотр видеофильмов, посвященных Великой отечественной войне)
15. Тематический день: День национальных культур Южного Урала. Фестиваль «Мини-бажовка»
16. День спортивных соревнований
17. Конкурс – защита творческих проектов (по результатам работы клубов)
18. «Кубок дружбы». День спортивных соревнований
19. День подведения итогов (мониторинговая деятельность и диагностики-тестирования)
20. Прощальный «костер». Закрытие смены

Примерный распорядок дня

День условно разделен на три части:

1. Первая половина дня (до времени обеда) – блок физкульт - разминок и планёрок: упражнения, подвижные игры и занятия оздоровительной гимнастикой; оперативное планирование и внесение поплавок в текущую деятельность на уровне органов самоуправления. Реализация «Спортивно-оздоровительного» и «Социально-адаптационного» блоков.

2. Вторая половина дня (до ужина)– реализация «Патриотического» и «Досугого- развивающего» блоков

3. Вечернее время (после ужина) – реализация общелагерных мероприятий и «Досугого- развивающего» блока

Для подведения итогов прошедшего дня предусмотрены вечерние отрядные мероприятия и итоговые «летучки».

Время Мероприятие
8.00-8.30 Подъем
8:30-9:00 Физкульт-разминка
9:00-9:40 Завтрак
9:45-10:15 Уборка территории, уборка комнат
10:15-12:50 Реализация «Спортивно-оздоровительного» и «Социально-адаптационного» блоков
13:00- 14:00 Обед
14:00-15:30 Время тишины: послеобеденный отдых, время для реализации мероприятий дополнительных блоков.
15:30-16:00 Полдник
16:30-17:30 Время для реализации мероприятий дополнительных блоков и подготовки к общелагерным мероприятиям
17:30-18:30 Общелагерные массовые мероприятия
18:45-19:30 Ужин
20:15-22.00 Отрядное время, подготовка к вечерним делам, планирование и итоговые «летучки»
22:00-22.40 Вечерняя досуговая программа
22:40 – 23:00 Подготовка ко сну
23:00 Отбой

Список использованной литературы

1. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. Учебно-методическое пособие. Кострома: Педагогическое общество России,2001.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья, М.ОЛМА, 2009

3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Формула здорового питания, М.ОЛМА, 2009

4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании, М.ОЛМА, 2009

5. Вайндорф-Сысоева М. Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005. – 160 с.

6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2001.

7. Вербовая Наталья, Осипенко Виктория, Тренинг социального действия, Методическое пособие, Калининград, 2006.

8. Волков В.А. Развитие творческих способностей ребенка, помощь в профессиональной ориентации. С-Пб., 1998.

9. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. М.: Педагогическое общество России, 2001.

10. Григоренко Ю.Н. Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. - М.: Педагогическое сообщество России, 2003.

11. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2.Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе.М.: Педагогическое общество России,2002.

12. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерская ценностных ориентаций для педагогов и школьников. С-Пб.: Изд-во «Паритет», 2003.

13. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.

14. Груненкова Н.В. Программа кружка творческая мастерская. – М.: «Вако», 2006.

15. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

16. Загородный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006

17. Иванова Е. Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря. Самара, 2000.

18. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

19. Интернет издания: www.zdorowscool.ru; www.Ped.sowet.ru и др.

20. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.

21. Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул: Методическое пособие/Сост. и научный редактор С. В. Тетерский. – М.: Академия, 2003. – 212 с.

22. Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря», 2002.

23. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / сост. Л. И. Трепетунова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.

24. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены. Авт.-сост. Е.А.Радюк.- Волгоград: Учитель, 2008.

25. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия/ сост. Трепунова Л.И.- Волгоград: Учитель, 2005.

26. Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря», 2002 г.

27. Педагогика школьных каникул / под ред. Тетерский С.В. М.: «Академический проект», 2003.

28. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004

29. Толченов О.А.Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия.М.:Владос,2001.

30. Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М.: Педагогическое обществоРоссии,2001.

31. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / Практическое пособие в 4 томах. М.: Изд-во «Генезис», 2000.

32. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях. Ярославль, 2001.

33. Шевердина О.В. Сила внутри нас (оздоровительный практикум) / Методический сборник. Изд-во ВДЦ «Орленок», 2000.

34. Шевченко М. Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников / М. Ф. Шевченко. – СПб.: Речь, 2007.

35. Шмаков С.А. Дети на отдыхе (прикладная энциклопедия учителю, вожатому, воспитателю). М., 2001.

36. Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2008.

37. Электронная библиотека Мошкова.

по организации отдыха и оздоровления «Метеор»

Утверждаю:

Директор ГБУ «Метеор»

_______________Л.Г. Пономарева

«10» февраля 2015 года

Комплексная программа

спортивно– оздоровительного лагеря «Бригантина»

«Оч'умелые каникулы»

Составители программы:

Пономарева Лариса Георгиевна – директор ГБУ «Метеор»

Рямова Елена Викторовна – зам. директора ГБУ «Метеор»

Челябинск – 2015 г

Наши рекомендации