Правовой статус пресс-атташе

В некоторых спортивных организациях пресс-атташе - это самостоятельная должность работника в сфере физической культуры и спорта.

Пресс-атташе также является членом команды и призван вести любую информационно-организационную деятельность, способствующую популяризации команды, такую, как участие в пред- и после-матчевых интервью на "страницах" турниров, участие в пресс-конференциях и проч.; помощь тренеру в сборе информации о турнирах.

Задача пресс-атташе - вести работу и поддерживать отношения со всеми СМИ. Он должен оказывать людям легкий и сердечный прием, располагать воображением и стремлением к сотрудничеству. Его отношения с газетами не должны ограничиваться рассылкой писем и тем более циркуляров.

Призванный информировать, пресс-атташе должен располагать различными источниками информации об истории спортивной организации, биографии спортсменов, статистики деятельности и т.д.

При этом ему необходимо постоянно пытаться анализировать возможную реакцию журналиста.

Распространение информации также входит в обязанности пресс-атташе. Помимо передачи пресс-релиза друзьям-редакторам он должен использовать и иные, более общие методы: он обязан составить картотеку с именами журналистов, их специализацией и газетами, с которыми они регулярно сотрудничают. Рассылка информации сопровождается публикациями лишь в той мере, в какой послания адресованы лично тем людям, которым они нужны. Доказано, что анонимные послания "г-ну главному редактору" или "г-ну редактору отдела новостей" сразу оказываются в корзине.

Поскольку пресс-атташе обязан следить за тем, как в СМИ появляется и подается переданная им информация (что и является основой его деятельности), ему положено также осуществлять и общий обзор прессы. В числе его очень серьезных обязанностей появляется и эта задача.

Иногда пресс-атташе должен также исполнять роль внутреннего советника. Знакомый с личными проблемами каждого, будучи внутренним советником, он уже в качестве пресс-атташе станет выглядеть не следователем, но доверенным лицом.

Кодекс профессиональной этики пресс-атташе, принятый Генеральной Ассамблеей 16 марта 1976 г.*(81), определяет характер деятельности пресс-атташе как работника в качестве консультанта по паблик рилейшнз и специалиста по СМИ.

Первое правило профессиональной этики представлено в преамбуле и провозглашает принцип несовместимости деятельности пресс-атташе с работой профессионального журналиста и рекламного агента.

Оплата услуг пресс-атташе осуществляется в форме заработной платы или гонораров, что категорически исключает любую индексацию в соответствии с количественными результатами, например оборотом, площадями материалов в печати, финансовыми результатами кампаний и т.д.

В России нормативное закрепление деятельности пресс-атташе получило в постановлении Минтруда РФ от 28 июля 2003 г. N 59 "О внесении дополнений в Классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих"*(82). Введена должность "заместитель директора по связям с общественностью". В должностные обязанности этого специалиста входит следующее.

Выполнение представительских функций при взаимодействии со средствами массовой информации, общественными и коммерческими организациями, а также физическими лицами; комментарии и разъяснения действий и аспектов деятельности организации.

Информирование руководства по всем вопросам, связанным с деятельностью организации в сфере связей с общественностью и др.

Кроме того, данный специалист должен знать: законодательство о средствах массовой информации и рекламе; международные и российские кодексы профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью; международные стандарты качества в области связей с общественностью; цели, стратегию развития и бизнес-план организации; специализацию и особенности структуры организации; методы оценки эффективности и стимулирования деятельности в области связей с общественностью; основы риторики и технику публичных выступлений; этику делового общения; и др.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "связи с общественностью" и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области связей с общественностью и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Указанным Постановлением Минтруда введены также должность "менеджер по связям с общественностью" и "специалист по связям с общественностью".

Наши рекомендации