Тема 9. Социальные группы в сфере физической культуры
Лекционный материал.
Характеристика основных социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Социально-демографическая характеристика групп, занимающихся физическими упражнениями и спортом. Социальный статус и формирование мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом. Спортсмены-любители, спортсмены - профессионалы как социальные группы. Спортивная элита. Болельщики и зрители. Спортивные «фанаты». Вандализм футбольных болельщиков как социальный феномен.
Социальный статус специалиста в области физической культуры. Конкурентоспособность специалиста в области физической культуры и спорта в современном российском обществе и его социальная мобильность. Различия в уровне социальной мобильности студентов различных спортивных специализаций. Социальные группы в сфере профессионального физкультурного образования: преподаватели и студенты. Социальный портрет студентов ИФК. Академическая элита как особая социальная группа.
Проблема выявления референтных групп в сфере физической культуры и спорта. Управленцы и менеджеры в сфере физической культуры и спорта Академическая элита как особая социальная группа.
Самостоятельная работа.
Характеристика социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Спортсмены-любители и спортсмены - профессионалы как социальные группы.
Спортивная элита. Академическая элита как особая социальная группа.
Планы семинарских занятий
Тема 1
1. Объект изучения социологии физической культуры.
2. Предмет изучения социологии физической культуры.
3. Значение социологической информации для развития физической культуры, для деятельности специалиста в сфере физической культуры.
Тема 2
1. Социально-философские истоки социологии спорта.
2. Актуальные социологические проблемы физической культуры и спорта.
3. Социокультурное содержание физической культуры и спорта как социального феномена.
Тема 3
1. «Культурно-обусловленная социализация» и физическая культура.
2. Карьера и посткарьера в спорте.
3. Особенности социализации в спорте и через спорт.
4. Самоидентификация.
Тема 4
1. Социальная мобильность и физическая культура.
2. Физическая культура в образе жизни разных социальных групп.
3. Формирование интересов в сфере спортивной деятельности.
4. Социальная дифференциация и поведение в сфере физической культуры и спорта.
5. Особенности развития физической культуры и спорта в условиях рынка (характеристика существующего социального спроса в сфере физкультурных услуг).
Тема 5
1. Категория «социальное самочувствие» (сущность и операционализация).
2. Влияние занятий физической культурой и спортом на социальное самочувствие спортсменов-любителей.
3. Влияние занятий физической культурой и спортом на социальное самочувствие спортсменов-профессионалов.
Тема 6
1. Спорт как вид экстремальной деятельности.
2. Экстремальные виды спорта и их привлекательность.
3. Экстремизм как разновидность девиантного поведения, и его проявление в сфере спорта.
4. Физическая культура и спорт как средства социальной профилактики девиантного поведения.
Тема 7
1. Социальные предпосылки феминизации спортивной деятельности в современном обществе.
2. Гендерные отношения в спорте и стереотипы.
3. Гендерные проблемы профессиональных отношений в спорте.
4. Самоидентификации женщин в современном обществе и физкультурная деятельность.
Тема 8
Занятие 1
1. Физкультурное образование как социальный институт.
2. Возникновение и развитие концепции высшего профессионального физкультурного образования.
3. Содержание категорий « физкультурное образование» и «физическое образование».
4. Социальные проблемы физкультурного образования.
Занятие 2
5. Университетские модели высшего профессионального физкультурного образования в обществе
6. Современная модель высшего профессионального физкультурного образования. Социологическая характеристика.
7. Социальные функции современного высшего профессионального физкультурного образования.
8. Виды физкультурного образования.
Тема 9
1. Характеристика профессиональных спортсменов как особой социальной группы.
2. Особенности спортсменов как социальной группы (по результатам конкретных социологических исследований).
3. Формальные и неформальные группы в сфере физической культуры.
3.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
3.2.1. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
1. Анализ концепций социологии физической культуры и спорта в трудах отечественных ученых.
2. Анализ игровой теории Й. Хейзинги «Человек играющий: исследование игрового элемента в культуре». Элитарная концепция спорта Х. Ортега-и-Гассета.
3. Анализ понятий «фитнес», « физическая культура», «здоровый образ жизни», «спортивный стиль жизни».
4. Социализации в сфере спорта высших достижений (на примере известной спортивной личности).
5. Социокультурные стереотипы, формирующиеся в ходе спортивной социализации.
6. Классификация социальных групп в сфере физической культуры и спорта.
7. Cамооценка своего социального статуса, социальных ролей, социального престижа, социальных ожиданий и социальных притязаний.
8. Спорт и социальное неравенство (гендерные проблемы).
9. Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты.
10. Университетская модель высшего профессионального физкультурного образования в обществе.
11. Социальные проблемы физкультурного образования.
12. Спортсмены-любители и спортсмены - профессионалы как социальные группы.
3.2.2. Методические указания к видам контроля самостоятельной
работы студентов и критерии их оценивания
Часть времени курса отводится на самостоятельную работу студентов и написание письменных работ с использованием первоисточников, учебников и другой рекомендованной литературы. Самостоятельная работа студентов направляется программой дисциплины, заданиями лектора к семинарам, примерными темами рефератов.
Преподаватель на семинарском занятии задает текст для прочтения, анализа, интерпретации или вопрос для самостоятельного размышления (как правило, вопросы носят остро социальный характер и служат для формирования мировоззрения студентов). Результаты самостоятельной работы проверяются в ходе устного опроса или в форме письменной работы (реферата).
Для студентов очной формы обучения по направлению 032100 (62) – физическая культура и специальности 032102 (65) – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). За выполнение каждой самостоятельной работы студент получает 3 балла (баллы текущего контроля). В случае углублённой работы над учебным материалом студент может выполнить либо два сообщения в форме доклада, либо четыре реферата, либо одно сообщение в форме доклада и два реферата для получения дополнительных баллов.
Устный опрос.
Тема сообщения указывается преподавателем и соответствует плану семинарских занятий.
Сообщение предполагает устное выступление студента в пределах 15 минут. По результатам выступления формируется дискуссия: присутствующие задают вопросы (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос основных положений: докладчик или преподаватель задают вопросы аудитории.
При составлении сообщения студент должен использовать не менее трех источников (учебник и специализированная литература по теме, социологические исследования).
Знакомство с оригинальными текстами (социологического направления), изложение и анализ оригинала оценивается дополнительными баллами.
Сообщение об известной спортивной личности (по выбору студентов) должно обязательно включать следующие пункты:
1) Биографические данные (где и когда жил, где и кем работал или чем занимался).
2) У кого учился, с кем работал, кто были последователями, каких правил и ценностей придерживался; к какому направлению относится.
Название основных этапов творчества и/или спортивной карьеры.
Вклад в социологию физической культуры: что нового сказал, решение каких проблем предложил, какие вопросы поднял.
Для студентов очной формы обучения по направлению 032100 (62) – физическая культура и специальности 032102 (65) – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Одно сообщение с последующим моделированием дискуссии стоит 10 баллов. В течение семестра студент может сделать 2 сообщения.