Тема 6. Проблема гендерных отношений в социологии спорта
Лекционный материал.
Понятие гендера. Феминизм и гендер, гендерные роли, гендерная социализация, гендерное равенство. Социальные истоки возникновения и развития гендерной проблематики в социологии спорта.
Гендерные роли и спортивная деятельность. С. де Бовуар о роли спорта в жизни женщины в работе «Второй пол». Гендерная социализация и спорт. Феминизация современного спорта.
Динамика социальных стереотипов в сфере спортивной деятельности.
Гендерная проблематика в американской философии и социологии спорта.
М.Дункан. «Политика женских образов и действий…» Иллюстрация социально-психологического и идеологического механизмов возросшей популярности занятий оздоровительным спортом в американском обществе. Анализ стимулов к занятиям, основных мотивов и тайного смысла спортивной деятельности как воспроизводства идеала, сформулированного мужчинами. Политика средств массовой информации в изображении данного идеала и модного образа жизни.
А.Янг. «Отлучение женщин от спорта: концептуальное и экзистенциальное пространство» Автор выявляет причины гендерного неравенства в спортивных состязаниях. Основные из них - мужская природа спортивных состязаний и традиционное отношение к женскому телу как объекту управления мужчиной.
Д.Инглиш «Сексуальное равенство на спортивных состязаниях», Р. Симон «Справедливость гендера и несправедливость в атлетике» и другие работы.
Отечественные научные исследования в области женского спорта. Традиция и перспективы развития. Исследование гендерной проблематики в отечественной теории и социологии физической культуры и спорта.
Самостоятельная работа.
Политика средств массовой информации в изображении данного идеала и модного образа жизни.
Д. Инглиш «Сексуальное равенство на спортивных состязаниях», Р. Симон «Справедливость гендера и несправедливость в атлетике».
Тема 7. Спортивная деятельность, девиантное поведение и социальный контроль
Лекционный материал.
Спорт как модель и средство социального контроля.
Макс Вебер «Экономика и общество»: игра как механизм поддержания порядка и социального контроля, социальные институты как механизм социального контроля. Харизматический характер спортивной деятельности. Соревнование как модель социального поведения человека.
Спорт как средство профилактики девиантного поведения. Спорт - средство перевоспитания «трудных» подростков. Физическая культура и спорт в пенитенциарных учреждениях.
Спорт как средство снятия эмоциональной агрессии. К.Лоренц «Агрессия»: «инстинкт агрессии» и спортивная деятельность. Агрессивность инструментальная и эмоциональная. Инструментальная агрессивность и спортивная деятельность.
Спортивная деятельность и снятия эмоциональной агрессивности. Спорт как экстремальная деятельность и экстремизм. Экстремальность в спорте, экстремальные виды спорта и экстремизм. Экстремизм как побочный продукт экстремальности. Вандализм футбольных болельщиков.
Спорт высших достижений в контексте теории девиантного поведения.
Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты. Особенности социализации в сфере спорта высших достижений и проблема социальной самоидентификации спортсменов после завершения спортивной карьеры.
Самостоятельная работа.
Агрессивность инструментальная и эмоциональная. Инструментальная агрессивность и спортивная деятельность.
Экстремальность в спорте.
Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты.
Тема 8. Физкультурное образование как социальный институт
Лекционный материал 1.
Категория «образование»: социально-философская интерпретация (В. фон Гумбольдт), педагогическая интерпретация понятия (воспитание, обучение, образование), социологическое значение понятия (образование как социальный институт).
Социальные функции образования: познавательная (трансляция знаний и опыта, распространение знаний о технологиях, распространение знаний о новациях) социальная (обеспечение социальной динамики, регулирование отношений в обществе); гуманистическая (культивирующая и развивающая интеллектуальные и творческие способности, потенциал личности).
Социально-педагогический аспект образования: социализация (идентификация, индивидуализация и персонализация); адаптация (внутрисоциальная, трансрегиональная, транснациональная); интеграция (ролевая и карьерная).
Категория « физическое образование». П.Ф.Лесгафт о физическом образовании как о способности человека управлять и владеть своими действиями (методологическая база – теория Ламарка).
Категория « физкультурное образование» - предполагает уровень культуры личности, при котором человек становится способным самостоятельно моделировать свой образ жизни, стиль жизни и состояние здоровья. (90-е гг. ХХ века).
Лекционный материал 2.
Развитие концепции высшего профессионального физкультурного образования:
1 этап. Высшие курсы П.Ф.Лесгафта – первое образовательное учреждение, включающее подготовку специалистов по физическому образованию университетского типа. ( либеральная модель образования).
2 этап. С 1931 до конца 1980-х гг. – изменение концепции образования от либеральной к профессионально-прикладной.
3 этап. В 1995 г. принят образовательный стандарт, по своему содержанию соответствующий либеральной модели образования.
2003 г. – начало 4 этапа развития высшего профессионального физкультурного образования – участие в Болонском процессе.
Физкультурное образование как социальный процесс: профессиональное (педагогическое, тренерское, управленческое, предпринимательское и т.п.), непрофессиональное – возрастное (детское, ювенологическое, акмеологическое, геронтологическое) и необходимое для профессиональной деятельности (для силовых структур, для руководящих работников и т.п.).
Функции физкультурного образования как социального института: универсальная (выработка знаний о человеческой психофизике, ее развитии и функционировании); специальная (обеспечение знаний, умений и навыков по сознательному формированию и поддержанию человеческой психофизики); специальная спортивная (выработка знаний и умений по отбору, подготовке и обеспечению высокого уровня спортивной деятельности).
Функции университетской модели высшего профессионального физкультурного образования в обществе, реализуемые в нем общественные потребности и соответствующий им уровень образования.
Самостоятельная работа.
Категория « физкультурное образование».
Концепции высшего профессионального физкультурного образования.
Университетские модели высшего профессионального физкультурного образования в обществе.
Физкультурное образование как социальный институт.
Виды физкультурного образования.