Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики

Нарисуйте и представьте модель, иллюстрирующую взаимодействие ребенка дошкольного возраста с разными сферами культуры.

♦ Начертите схему, отражающую взаимосвязь дошкольной педагогики с другими науками. Подготовьтесь к устному объяснению схемы. Определите, с какими отраслями научного знания более тесные связи у дошкольной педагогики, в чем они проявляются, как можно это показать на схеме. С какими науками дошкольная педагогика связана? Возможно ли выделить группы наук, обобщая их на основе предмета изучения? Подготовьтесь к устному объяснению схемы.

Раздел 2. Дошкольное образование как система

♦ Представьте, что вам нужно рассказать о системе дошкольного образования в России представителям других стран. Определите содержание вашего выступления и подготовьте презентацию, ил­люстрирующую данное выступление. При подготовке презентации задумайтесь, какие особенности системы дошкольного образования нашей страны вызывают у вас гордость, о чем вам бы хотелось по­размышлять.

♦ Сравните содержание двух примерных основных общеобразователь­ных программ дошкольного образования по одной из образователь­ных областей Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова­ния (например, «Социализация», «Труд»). Сделайте вывод о сходстве и различиях в выборе содержания и организации образовательной работы по выбранной вами области в программах.

♦ Сравните задачи раннего образования детей в странах Европы и задачи дошкольного образования в России (на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и Федеральных государственных требований к структуре основной обще­образовательной программы дошкольного образования). Сделайте и обоснуйте выводы о сходстве и различиях в подходах.

Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении

♦ Что собой представляет период раннего возраста, каковы его этапы?

♦ В чем специфика социально-личностного развития детей раннего возраста?

♦ Определите педагогические условия, способствующие полноценно­му развитию детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения.

♦ В чем заключаются особенности взаимодействия педагога с ребенком раннего возраста в условиях педагогического процесса?

♦ Что является ключевой составляющей педагогического процесса в группах раннего возраста?

♦ Какие особенности характерны для развития игровой деятельности в раннем детстве?

♦ На основе изученной литературы раскройте содержание и покажите взаимосвязь понятий «социализация», «воспитание», «личность», «индивидуальность» применительно к дошкольному возрасту.

♦ Охарактеризуйте особенности реализации функций обучения в обра­зовательном процессе детского сада: образовательной, развивающей, воспитательной.

♦ Охарактеризуйте особенности форм организации целостного пе­дагогического процесса в одной из групп детского сада. Приведите примеры форм работы в течение дня по одной из тем по вашему выбору: «Как мы следы осени искали», «День волшебных превра­щений», «Мой четвероногий друг», «Путешествие в мир сказок».

Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Раздел 1. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

♦ Перечислите факторы воспитания культуры здоровья в дошкольном детстве. В чем заключаются, на ваш взгляд, основные задачи воспи­тания культуры здоровья ребенка в семье?

♦ Каковы линии усложнения задач и содержания воспитания культуры здоровья у детей на протяжении дошкольного детства?

♦ В чем заключается специфика технологий воспитания культуры здоровья у детей разного дошкольного возраста?

♦ Какие из современных технологий (форм и методов) воспитания культуры здоровья могут стать непосредственно образовательной деятельностью с детьми дошкольного возраста (до 5,5 лет), какие, на ваш взгляд, удобнее использовать при организации образова­тельных режимных моментов, какие инициируют самостоятельную деятельность детей?

Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

♦ Разработайте и представьте для обсуждения на занятии цепочку воспитательных ситуаций, направленных на освоение дошкольни­ками правил культуры общения со сверстниками или взрослыми. Самостоятельно выберите возраст детей, конкретизируйте правило культуры общения. Покажите линии усложнения в подборе ситуа­ций. (Задание выполняется подгруппой студентов.)

♦ Составьте памятку для родителей старших дошкольников по воспи­танию у детей культуры общения. Придумайте оригинальную форму написания памятки, проявите творческий подход и постарайтесь заинтересовать современных родителей.

♦ В своем личном педагогическом словаре раскройте понятия «куль­тура поведения», «культура общения», «этикет», «вежливость», «деликатность», «достоинство», «такт», «уважение». Покажите взаимосвязь этих понятий.

♦ Раскройте, какие методы может использовать педагог для вос­питания гуманных чувств у детей. Покажите это на конкретных примерах. (Возраст детей — по выбору студента.)

♦ Раскройте особенности игры как формы организации жизни детей. Приведите примеры вариативного использования игры; в педагоги­ческом процессе дошкольного образовательного учреждения.

♦ Выделите основные линии усложнения сюжетно-ролевых игр де­тей дошкольного возраста. Определите основные задачи и методы развития сюжетно-ролевой игры для каждой из возрастных групп.

♦ Разработайте памятку для воспитателя детского сада на тему «Осо­бенности педагогических позиций руководства театрально-игровой деятельностью детей одной из возрастных групп». Выберите одну из возможных позиций взрослого в театрально-игровой деятельности («артист-режиссер», «партнер по игре», «помощник», «консультант», «зритель») и составьте рекомендации для педагога по ее применению.

♦ В чем заключается своеобразие детского труда? Как происходит становление элементарной трудовой деятельности в дошкольном возрасте?

♦ Как познакомить детей с трудом взрослых?

♦ Как организовать продуктивные виды досуга с учетом интересов детей старшего дошкольного возраста?

Раздел 3. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

♦ Можно ли использовать электронные интерактивные системы в це­лях обогащения чувственного опыта? Обоснуйте ответ.

♦ Какое свойство ребенок познает раньше: цвет или форму? Обоснуйте ответ.

♦ Почему именно в продуктивных видах деятельности обеспечива­ется лучшая динамика сенсорного развития? Докажите суждение примерами.

♦ Какой материал для ознакомления дошкольников со свойством предмета целесообразнее использовать: абстрактный или конкрет­ный (жизненный)? Почему?

♦ Проиллюстрируйте этапы развития общения и речи детей подготови­тельной группы на примере технологии развития речевого творчества (сочинения загадок, сказок).

♦ Какие теоретические идеи и методические находки истории остаются актуальными для современной методики развития речи?

♦ Как может выглядеть схема рассказа-контаминации? Речи-рассу­ждения? Загадки?

♦ Как учитываются субъектные проявления ребенка в процессе обще­ния педагога и ребенка?

♦ В чем особенности экологического развития дошкольников?

♦ Какие факторы способствуют развитию экологического образования детей, а какие сдерживают?

♦ В чем вы видите ценность природы и ее самоценность? Приведите примеры.

♦ Какие условия необходимы для осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста?

♦ Каковы особенности познавательно-исследовательской деятельности дошкольника?

Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

♦ Обучение творчеству: возможно ли это? За и против.

♦ Доступно ли искусство дошкольникам? За и против.

♦ Обоснуйте выбор приоритетных методов в приобщении детей к искусству и развития творчества в изобразительной деятельности.

♦ Определите возможности и потенциал использования синтеза искусств и интеграции видов изобразительной деятельности.

♦ Конкретизируйте одно из требований к отбору литературных текстов для детей разных возрастных групп.

Раздел 5. Проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения

♦ Какие проблемы педагогической диагностики вы можете выделить в современном дошкольном образовании?

♦ Педагогическую диагностику многие исследователи критикуют за субъективность оценок. Действительно ли результаты педагогиче­ской диагностики субъективны? Обоснуйте свое суждение.

♦ Разработайте и представьте на обсуждение содержание консультации для воспитателей подготовительной группы детского сада на тему «Методы педагогической диагностики готовности детей к школе» (вид готовности по выбору студента).

♦ Какие идеи педагогов прошлого (С. Френе, Р. Штайнера, М. Монтес-сори, Е. Тихеевой) по созданию предметной среды развития ребенка актуальны для современного детского сада, а какие устарели?

♦ Что необходимо знать и уметь воспитателю, чтобы создать предмет­ную развивающую среду в группе детского сада?

♦ М. Монтессори рекомендовала включать в развивающую среду толь­ко по одному экземпляру каждого пособия, чтобы дети не ссорились, а учились ждать своей очереди. В отечественной педагогике часто рекомендуется иметь в группе несколько экземпляров одной игры, чтобы дети не ссорились из-за права ее использования. Обоснуйте свое мнение по этому поводу.

♦ Как вы считаете, чем определяется влияние семьи на развитие дет­ской личности?

♦ В чем педагогическая ценность семейных традиций?

♦ Каковы обязательные принципы семейного воспитания, составля­ющие его успеха?

♦ Раскройте основные этапы технологии взаимодействия педагога дошкольного учреждения с родителями. Поясните, какие трудности на каждом этапе могут помешать воспитателю эффективно осуществ­лять взаимодействие с родителями воспитанников.

♦ Что в вашем понимании корпоративная культура взаимодействия в детском саду? Какие структурные компоненты корпоративной культуры взаимодействия, на ваш взгляд, являются ведущими в до­школьном учреждении?

♦ Дайте характеристику методам формирования корпоративной куль­туры взаимодействия в детском саду.

♦ Какими нормативными документами лимитируется взаимодействие с социальными партнерами?

♦ Каковы направления взаимодействия с одним из социальных пар­тнеров (на выбор: музей, театр, библиотека, школа и т. п.)?

Ребенок на пороге школы...

Составьте схему готовности детей к школе. Докажите взаимосвязь видов готовности к школе.

♦ Проанализируйте интегративные качества выпускника детского сада с позиции требований новой социальной роли, учебной деятельности и образа жизни первоклассника.

♦ Обоснуйте значение воспитания самостоятельности старших до­школьников для становления готовности к школьному обучению. Подтвердите свою позицию примерами из литературы и практики.

♦ Разделитесь на подгруппы и представьте на «Конкурс предложений» перспективный план воспитательно-образовательной работы в под­готовительной группе по теме «Воспитание интереса детей к школе». Предусмотрите в плане разнообразие форм работы с детьми, сотруд­ничество детского сада, школы и семьи.

Приложение 2. Банк контрольно-измерительных материалов. Индивидуальные задания

Модуль 1. Дошкольная педагогика

Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики

♦ На основе анализа рекомендуемой литературы определите, научные взгляды кого из педагогов прошлого наиболее значимы для совре­менной дошкольной педагогики.

♦ Напишите эссе, отражающее вклад этого педагога прошлого в станов­ление Дошкольной педагогики. Найдите его высказывание, которое вы сделали бы эпиграфом своего эссе. В эссе валено отразить взгляды педагога на детство и детей, задачи воспитания, обучения, развития детей, предлагаемые пути их решения; доказать их актуальность для сегодняшнего уровня развития педагогической науки и практики. Подготовьтесь к устному обсуждению содержания эссе на занятии.

Раздел 2. Дошкольное образование как система

Напишите статью для педагогического журнала «Идеальный детский сад: как я его себе представляю». Отразите в статье ваше представление о соответствии изученного материала собственному представлению о том, каким должен быть современный, детский сад.

♦ Сравните альтернативные системы дошкольного образования по следующим параметрам: понимание природы ребенка, создание раз­вивающей среды в детском саду, способы взаимодействия педагога иребенка в детском саду.

Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении

Составьте схему процесса воспитания дошкольников в детском саду, обоснуйте ее с теоретических позиций.

♦ Разработайте и представьте в форме презентации сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста по одной из следующих тем: «Смешные истории из жизни детского сада», «Подробности праздника елки в детском саду», «Любимые места отдыха горожан», «Наши любимые животные».

♦ Напишите эссе на тему «В школе уроки, а в детском саду...».

Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Раздел 1. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Разработайте схему, отражающую специфику методов физического развития и воспитания ребенка.

♦ Разработайте 5-7 вопросов для беседы с ребенком дошкольного возраста (возраст определяется самостоятельно по выбору студента), позволяющих изучить особенности его представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни.

Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Осуществите сравнительный анализ задач и содержания воспита­ния культуры поведения (культуры общения) в двух современных образовательных программах (по вашему выбору). Представьте результаты анализа в сводной таблице.

♦ Решите педагогическую задачу. Дайте обоснование решения. Под­готовьтесь к устной презентации решения. Вы работаете с детьми 4-5 лет. Вы хотите ввести новую игровую тему «Открываем овощ­ное бистро», включить в игру элементы детской продуктивной деятельности. Определите достоинства и недостатки выбранной темы. Определите задачи развития сюжетно-ролевой игры у детей и разработайте 3-4 ситуации игрового взаимодействия с детьми.

♦ Разработайте содержание образовательной ситуации по ознакомле­нию детей с одной из профессий.

Раздел 3. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

♦ Подготовьте сообщение и электронную презентацию по проблеме «Идеи сенсорного воспитания в авторской педагогике» (по выбору один из авторов: М. Монтессори, Ф. Фрёбель, Р. Штайнер, С. Френе, Е. Тихеева, Ю. Фаусек, Ж. О. Декроли).

♦ Составьте систематизированный каталог игр, направленных на упражнение дошкольников в восприятии и различении какого-ли­бо свойства (на выбор: фактура поверхности, хрупкость, твердость, гибкость, прозрачность, материал).

♦ Составьте образцы описательных рассказов (по предмету, кар­тине, игрушке) для детей разных возрастных групп. Объясните различия.

♦ Спроектируйте образовательную ситуацию воспитания эмоциональ­ной отзывчивости детей к природе.

Раздел 4, Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

♦ Составьте репертуарный план с указанием не менее 5 произведений разных видов искусства и жанров, которые могут быть использо­ваны в работе с детьми определенной возрастной группы (возраст детей — на выбор).

Раздел 5. Проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения

♦ Отберите диагностические методики (3-5) для оценки эмоциональ­ной отзывчивости детей дошкольного возраста, проанализируйте достоинства и недостатки каждой методики.

♦ Напишите эссе «Игровая среда детства»: опишите идеальную игро­вую среду для дошкольника.

♦ Составьте вопросы для интервьюирования педагогов детского сада, позволяющие изучить элементы корпоративной культуры взаимо­действия в детском саду.

♦ На основе материалов сайтов музеев, библиотек, театров определите направления и формы взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами (отметьте их адресность, разнообразие).

♦ Представьте модель, наиболее полно отражающую влияние семьи. семейного окружения на развитие личности ребенка.

Приложение 3. Задания для подгруппы студентов

Модуль 1. Дошкольная педагогика

Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики

♦ Подготовьте коллаж, показывающий при помощи иллюстраций, постеров обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, элементарная трудовая де­ятельность, художественно-продуктивная деятельность и пр.). Докажите влияние выбранного вами вида деятельности на разви­тие наглядно-образного мышления и творческого воображения, социальных чувств (в соответствии с концепцией амплификации детского развития А. В. Запорожца).

Раздел 2. Дошкольное образование как система

♦ Используя художественную литературу для детей дошкольного и младшего школьного возраста, осуществите подбор примеров, иллюстрирующих некоторые проявления ребенка по одному из представленных ниже интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами об­щения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (пробле­мы), адекватные возрасту. Сделайте вывод об особенностях прояв­ления выбранного вами качества в период дошкольного детства.

Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении

♦ Подготовьте творческую работу по теме «Развитие познавательной активности интересов у детей старшего дошкольного возраста в пе­дагогическом процессе детского сада». Выберите одну из представ­ленных тем и составьте тезисы рекомендаций для родителей или педагогов по развитию познавательной активности и интересов детей старшего дошкольного возраста:

♦ «Возможности использования детского коллекционирования в развитии познавательных интересов детей в старшей группе детского сада»;

♦ «Использование проектной деятельности для развития позна­вательной активности и любознательности у старших дошколь­ников»;

♦ «Возможности творческой мастерской в развитии познаватель­ной активности и любознательности у старших дошкольников».

Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Раздел 1. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

♦ Спроектируйте вариант использования средств и форм физического воспитания в течение одного дня в работе с детьми дошкольного возраста.

♦ Разработайте компьютерную презентацию или игровые задания для детей с использованием современных информационных техно­логий для совместной деятельности воспитателя с дошкольниками по воспитанию культуры здоровья (возраст детей определяется самостоятельно) по теме (например, «Тело человека», «Режим дня», «Зимние виды спорта» для старших дошкольников).

Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

♦ Составьте примерный текст (или тезисы выступления) перед роди­телями на тему «Трудовое воспитание в семье как средство приоб­щения дошкольника к современному миру, его ценностям».

♦ Разработайте педагогический проект организации продуктивной досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. На примере вашего проекта докажите взаимосвязь средств трудового воспитания детей. Срок реализации проекта — 2 недели.

Раздел 3. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

♦ Спроектируйте сенсорный центр для детей одной из дошкольных групп: содержание и размещение материалов, варианты совместной деятельности педагога с детьми в этом центре (3-5).

♦ Разработайте критерии оценки субъектных проявлений ребенка в об­щении и речевой деятельности. Предложите экспресс-диагностику.

♦ Предложите серию опытов с объектами природы для детей среднего (старшего) возраста для ответа на один из познавательных вопросов детей. Обоснуйте свой выбор.

Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

♦ Составьте «Азбуку эстетики», указав основные понятия, проиллю­стрировав их символическими изображениями, раскрывающими их суть, и начертите кластер основных представленных в тексте понятий и терминов по теме.

♦ Спроектируйте цели, примерное содержание и формы проведения одного дня в детском саду по теме «День красоты» (тематика дня может быть уточнена и конкретизирована).

Раздел 5. Проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения

♦ Представьте вариант организации педагогической диагностики, направленной на изучение любознательности и познавательной активности детей.

♦ Составьте план работы на месяц для одной из возрастных групп, используя форму комплексно-тематического проектного планиро­вания.

♦ Разделитесь на подгруппы и представьте на «Конкурс предложений» перспективный план воспитательно-образовательной работы в под­готовительной группе по теме.«Воспитание интереса детей к школе». Предусмотрите в плане разнообразие форм работы с детьми, сотруд­ничество детского сада, школы и семьи.



Приложение 4. Итоговая аттестация

Оцениваемые компетенции

Оценивается сформированность следующих компетенций:

♦ готов использовать методы физического воспитания и самовоспи­тания для повышения адаптационных резервов организма и укре­пления здоровья;

♦ способен логически верно строить устную и письменную речь;

♦ владеет основами речевой профессиональной культуры;

♦ способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

♦ способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

♦ готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитатель­ного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

♦ способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспи­танников;

♦ готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учеб­но-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Подготовьте письменный вариант и устную презентацию решения педагогических задач.

Задача 1

Представьте сценарий организации детской проектной деятельности по одной из тем (по выбору): «Мой четвероногий друг»; «Как мы следы осени искали»; «Путешествие в мир сказок»; «Украсим наш детский сад к празднику».

Определите, развитие каких проявлений ребенка как субъекта детской деятельности обеспечит реализация вашего проекта. Как учи­тываются психические особенности ребенка при проектировании педа­гогического процесса? Предложите способы обеспечения двигательной активности детей в процессе реализации проекта. Как организовать сотрудничество детей в процессе реализации проекта? Каким образом можно обеспечить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей при реализации проекта?

Предложите вариант педагогической диагностики, направленной на оценку возможных достижений детей после завершения проекта.

Задача 2

Решите одну из задач (по выбору).

2.1. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленный на развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей по теме «Книжный гипермаркет».

2.2. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленный на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Наш го­род»."

2.3. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленный на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Скоро в школу!».

2.4. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения по развитию ис­следовательской деятельности детей «Маленький исследователь».

Какие особенности возрастного развития детей дошкольного воз­раста необходимо учитывать при реализации проекта? Каким образом можно обеспечить взаимодействие дошкольного образовательного уч­реждения с социальными партнерами при реализации проекта? Какие условия необходимо обеспечить для охраны жизни и здоровья детей при реализации проекта?

Задача 3

3.1. Разработайте сценарий организации тематического дня в детском саду по одной из тем (по выбору): «День космических путешествий»; «День Земли»; «День волшебных превращений»; «Большие и малень­кие». Какие особенности портрета ребенка в поликультурном простран­стве России важно учитывать при реализации вашего сценария?

Определите на основе одной из общеобразовательных программ дошкольного образования основные задачи воспитания и обучения детей в течение дня. Дайте обоснование задач с точки зрения возраст­ных особенностей детей дошкольного возраста. Предложите вариант использования информационных технологий для реализации образо­вательного содержания.

3.2. Представьте развернутый конспект одной из форм организован­ной образовательной деятельности детей, реализуемой в данный день.

Литература

Нормативные документы

♦ Закон РФ «Об образовании» //http://минобрнауки.рф/документы/884.

♦ Федеральные государственные требованиям структуре основной об­щеобразовательной программе дошкольного образования // http:// www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html.

♦ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образо­вания // http://www.rg.ru/2011/11/21/programma-doshk-dok.html.

♦ Федеральный государственный образовательный стандарт на­чального общего образования // http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=959.

♦ Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html.

Стратегические документы

♦ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // http://nasha-novaya-shkola.ru/.

♦ Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы // http://www.rg.ru/201 l/03/09/obrazovanie-site-dok.html.

Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа до­школьного образования / Науч. ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова. — СПб.: Детство-пресс, 2011.

2. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа до? школьного образования. — 4-е изд., пер. и доп. / Под ред. Л. А. Па­рамоновой. — М': ТЦ «Сфера», 2011.

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразователь­ная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010.

4. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детсада / Науч. рук. Е. В. Соловьева. - М.: Прос­вещение, 2010.

5. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа до­школьного образования / Науч. ред. А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина. - М.: Просвещение, 2011.

Учебные, учебно-методические пособия, монографии

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отно­шений ребенка в детской субкультуре. — М., 2000.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2004.

3. БезрукихМ. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. - М., 2000.

4. Болотина Л. Р., Комарова Т. С, Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2005.

5. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: Учебн. пособие для студентов вузов. — М., 2007.

6. Гогоберидзе А. Г., Полякова М. Н. Перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ / А. Г. Гогоберидзе, М. Н. Полякова и др. — М.: Центр педагогического образования, 2008.

7. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путево­дитель для студента. - СПб.: Изд-во РШУ им. А. И. Герцена, 2004.

8. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебн. посо­бие для студентов высших учебных заведений. — СПб., 2004.

9. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. — М.: Просвещение, 2002.

10. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет: Методическое пособие для практических психологов / Е. О. Смир­нова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Детство-пресс, 2005.

11. Дошкольная педагогика: Учеб пособие для студентов пед. инсти­тутов: В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1988.

12.Дронь А. В., Данилюк О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями до­школьников. — СПб., 2011.

13.Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М., 2005.

14. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ «Сфе­ра», 2008.

15. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайло­вой, — СПб.: Детство-пресс, 2004.

16. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном про­странстве российских городов. Результаты межрегионального иссле­дования: Коллективная монография: В 2 ч. (при поддержке РГНФ) / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

П.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебн. посо­бие для студентов сред. пед. учебн. заведений. 4-е изд., стер. — М.: ИЦ «Академия», 2002.

18. Мониторинг в детском саду: Научно-метод. пособие / Науч. ред. А. Г, Гогоберидзе. — СПб.: Детство-пресс, 2011,

19. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М., 2002.

20. Образование и воспитание детей младшего возраста. Международ­ный опыт. — М.: ИД «Этносфера», 2009.

21. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образо­вание за рубежом. История и современность. — М.: ИЦ «Академия», 2001.

22. Педагогика детства: Петербургская научная школа. — СПб., 2005.

23. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: Методические рекомендации. — М.: Центр педагогического образования, 2008.

24. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика: Курс лекций. — СПб., 2010.

25. Самобытность детства. Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой. - М., 2007.

26. Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика детства: Учебн. пособие. — Красноярск: РИО ГОУ ВПО КПГУ им. В. П. Астафьева, 2004.

Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики - student2.ru

[1] Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. С. 203.

[2] Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. С. 12-13.

[3] Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. С. 22.

[4] Зеньковский Б. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995. С. 24.

[5] Там же. С. 32.

[6] Там же. С. 37.

[7] Гусинский Э. Н., Турчанинова 10, И. Образование личности. Пособие для преподавателей. — М., 1994. С. 60.

[8] Каган М. С. Ребенок и культура // Философия детства. Международная конференция «Ребенок в современном мире». — СПб., 1993.

[9] Симонович А. С. Кто может быть воспитателем? //Детский сад. — 1867. — №11-12. С. 396.

[10] Там же. С. 397-398.

4 Куликова Т. А. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. — М., 1998. С. 19-28.

[11] Логинова В. И. Воспитатель детского сада и учитель школы. — JI., 1973. С. 6-16.

[12] Люблинская А. А., Кулачковская С. Е. Современный воспитатель. Какой он?-М., 1981. С. 21-40.

[13] Куликова Т. А. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. — М., 1998. С. 19-28.

[14] Бабаева Т. И. Социально-эмоциональное развитие детей в детском саду // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой. 3. А. Михайловой. - СПб.: Детство-пресс, 2001. С. 47-62.

[15] Бабаева Т. И., Полякова М. Н. Задачи и условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебн.-метод. пособие / Т. И. Бабаева и др. / Сост. и ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, 3. А. Михай­лова. — СПб.: Детство-пресс, 2010.

[16] Никонова Я. О., Талызина М. И. Предметно-развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста// Воспи­тываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей. — СПб.: Детство-пресс, 2000. С. 72-80.

[17] Римашевская Л. С, Никонова Н. О., Ивченко Т. А., Смирнова В. В. Ребенок открывает мир природы // Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». — СПб.: Детство-пресс, 2010. С. 284-288.

[18] Сомкова О. Н. Развиваем речь детей // Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». — СПб.: Детство-пресс, 2007. С. 327-328.

[19] Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей //Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — СПб.: Детство-пресс, 2011.

[20] Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Ч. 2. - М., 1988. - С, 63-68.

Наши рекомендации