Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики
♦ Нарисуйте и представьте модель, иллюстрирующую взаимодействие ребенка дошкольного возраста с разными сферами культуры.
♦ Начертите схему, отражающую взаимосвязь дошкольной педагогики с другими науками. Подготовьтесь к устному объяснению схемы. Определите, с какими отраслями научного знания более тесные связи у дошкольной педагогики, в чем они проявляются, как можно это показать на схеме. С какими науками дошкольная педагогика связана? Возможно ли выделить группы наук, обобщая их на основе предмета изучения? Подготовьтесь к устному объяснению схемы.
Раздел 2. Дошкольное образование как система
♦ Представьте, что вам нужно рассказать о системе дошкольного образования в России представителям других стран. Определите содержание вашего выступления и подготовьте презентацию, иллюстрирующую данное выступление. При подготовке презентации задумайтесь, какие особенности системы дошкольного образования нашей страны вызывают у вас гордость, о чем вам бы хотелось поразмышлять.
♦ Сравните содержание двух примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования по одной из образовательных областей Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (например, «Социализация», «Труд»). Сделайте вывод о сходстве и различиях в выборе содержания и организации образовательной работы по выбранной вами области в программах.
♦ Сравните задачи раннего образования детей в странах Европы и задачи дошкольного образования в России (на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования). Сделайте и обоснуйте выводы о сходстве и различиях в подходах.
Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
♦ Что собой представляет период раннего возраста, каковы его этапы?
♦ В чем специфика социально-личностного развития детей раннего возраста?
♦ Определите педагогические условия, способствующие полноценному развитию детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения.
♦ В чем заключаются особенности взаимодействия педагога с ребенком раннего возраста в условиях педагогического процесса?
♦ Что является ключевой составляющей педагогического процесса в группах раннего возраста?
♦ Какие особенности характерны для развития игровой деятельности в раннем детстве?
♦ На основе изученной литературы раскройте содержание и покажите взаимосвязь понятий «социализация», «воспитание», «личность», «индивидуальность» применительно к дошкольному возрасту.
♦ Охарактеризуйте особенности реализации функций обучения в образовательном процессе детского сада: образовательной, развивающей, воспитательной.
♦ Охарактеризуйте особенности форм организации целостного педагогического процесса в одной из групп детского сада. Приведите примеры форм работы в течение дня по одной из тем по вашему выбору: «Как мы следы осени искали», «День волшебных превращений», «Мой четвероногий друг», «Путешествие в мир сказок».
Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Раздел 1. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
♦ Перечислите факторы воспитания культуры здоровья в дошкольном детстве. В чем заключаются, на ваш взгляд, основные задачи воспитания культуры здоровья ребенка в семье?
♦ Каковы линии усложнения задач и содержания воспитания культуры здоровья у детей на протяжении дошкольного детства?
♦ В чем заключается специфика технологий воспитания культуры здоровья у детей разного дошкольного возраста?
♦ Какие из современных технологий (форм и методов) воспитания культуры здоровья могут стать непосредственно образовательной деятельностью с детьми дошкольного возраста (до 5,5 лет), какие, на ваш взгляд, удобнее использовать при организации образовательных режимных моментов, какие инициируют самостоятельную деятельность детей?
Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста
♦ Разработайте и представьте для обсуждения на занятии цепочку воспитательных ситуаций, направленных на освоение дошкольниками правил культуры общения со сверстниками или взрослыми. Самостоятельно выберите возраст детей, конкретизируйте правило культуры общения. Покажите линии усложнения в подборе ситуаций. (Задание выполняется подгруппой студентов.)
♦ Составьте памятку для родителей старших дошкольников по воспитанию у детей культуры общения. Придумайте оригинальную форму написания памятки, проявите творческий подход и постарайтесь заинтересовать современных родителей.
♦ В своем личном педагогическом словаре раскройте понятия «культура поведения», «культура общения», «этикет», «вежливость», «деликатность», «достоинство», «такт», «уважение». Покажите взаимосвязь этих понятий.
♦ Раскройте, какие методы может использовать педагог для воспитания гуманных чувств у детей. Покажите это на конкретных примерах. (Возраст детей — по выбору студента.)
♦ Раскройте особенности игры как формы организации жизни детей. Приведите примеры вариативного использования игры; в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
♦ Выделите основные линии усложнения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Определите основные задачи и методы развития сюжетно-ролевой игры для каждой из возрастных групп.
♦ Разработайте памятку для воспитателя детского сада на тему «Особенности педагогических позиций руководства театрально-игровой деятельностью детей одной из возрастных групп». Выберите одну из возможных позиций взрослого в театрально-игровой деятельности («артист-режиссер», «партнер по игре», «помощник», «консультант», «зритель») и составьте рекомендации для педагога по ее применению.
♦ В чем заключается своеобразие детского труда? Как происходит становление элементарной трудовой деятельности в дошкольном возрасте?
♦ Как познакомить детей с трудом взрослых?
♦ Как организовать продуктивные виды досуга с учетом интересов детей старшего дошкольного возраста?
Раздел 3. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста
♦ Можно ли использовать электронные интерактивные системы в целях обогащения чувственного опыта? Обоснуйте ответ.
♦ Какое свойство ребенок познает раньше: цвет или форму? Обоснуйте ответ.
♦ Почему именно в продуктивных видах деятельности обеспечивается лучшая динамика сенсорного развития? Докажите суждение примерами.
♦ Какой материал для ознакомления дошкольников со свойством предмета целесообразнее использовать: абстрактный или конкретный (жизненный)? Почему?
♦ Проиллюстрируйте этапы развития общения и речи детей подготовительной группы на примере технологии развития речевого творчества (сочинения загадок, сказок).
♦ Какие теоретические идеи и методические находки истории остаются актуальными для современной методики развития речи?
♦ Как может выглядеть схема рассказа-контаминации? Речи-рассуждения? Загадки?
♦ Как учитываются субъектные проявления ребенка в процессе общения педагога и ребенка?
♦ В чем особенности экологического развития дошкольников?
♦ Какие факторы способствуют развитию экологического образования детей, а какие сдерживают?
♦ В чем вы видите ценность природы и ее самоценность? Приведите примеры.
♦ Какие условия необходимы для осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста?
♦ Каковы особенности познавательно-исследовательской деятельности дошкольника?
Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
♦ Обучение творчеству: возможно ли это? За и против.
♦ Доступно ли искусство дошкольникам? За и против.
♦ Обоснуйте выбор приоритетных методов в приобщении детей к искусству и развития творчества в изобразительной деятельности.
♦ Определите возможности и потенциал использования синтеза искусств и интеграции видов изобразительной деятельности.
♦ Конкретизируйте одно из требований к отбору литературных текстов для детей разных возрастных групп.
Раздел 5. Проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения
♦ Какие проблемы педагогической диагностики вы можете выделить в современном дошкольном образовании?
♦ Педагогическую диагностику многие исследователи критикуют за субъективность оценок. Действительно ли результаты педагогической диагностики субъективны? Обоснуйте свое суждение.
♦ Разработайте и представьте на обсуждение содержание консультации для воспитателей подготовительной группы детского сада на тему «Методы педагогической диагностики готовности детей к школе» (вид готовности по выбору студента).
♦ Какие идеи педагогов прошлого (С. Френе, Р. Штайнера, М. Монтес-сори, Е. Тихеевой) по созданию предметной среды развития ребенка актуальны для современного детского сада, а какие устарели?
♦ Что необходимо знать и уметь воспитателю, чтобы создать предметную развивающую среду в группе детского сада?
♦ М. Монтессори рекомендовала включать в развивающую среду только по одному экземпляру каждого пособия, чтобы дети не ссорились, а учились ждать своей очереди. В отечественной педагогике часто рекомендуется иметь в группе несколько экземпляров одной игры, чтобы дети не ссорились из-за права ее использования. Обоснуйте свое мнение по этому поводу.
♦ Как вы считаете, чем определяется влияние семьи на развитие детской личности?
♦ В чем педагогическая ценность семейных традиций?
♦ Каковы обязательные принципы семейного воспитания, составляющие его успеха?
♦ Раскройте основные этапы технологии взаимодействия педагога дошкольного учреждения с родителями. Поясните, какие трудности на каждом этапе могут помешать воспитателю эффективно осуществлять взаимодействие с родителями воспитанников.
♦ Что в вашем понимании корпоративная культура взаимодействия в детском саду? Какие структурные компоненты корпоративной культуры взаимодействия, на ваш взгляд, являются ведущими в дошкольном учреждении?
♦ Дайте характеристику методам формирования корпоративной культуры взаимодействия в детском саду.
♦ Какими нормативными документами лимитируется взаимодействие с социальными партнерами?
♦ Каковы направления взаимодействия с одним из социальных партнеров (на выбор: музей, театр, библиотека, школа и т. п.)?
Ребенок на пороге школы...
♦ Составьте схему готовности детей к школе. Докажите взаимосвязь видов готовности к школе.
♦ Проанализируйте интегративные качества выпускника детского сада с позиции требований новой социальной роли, учебной деятельности и образа жизни первоклассника.
♦ Обоснуйте значение воспитания самостоятельности старших дошкольников для становления готовности к школьному обучению. Подтвердите свою позицию примерами из литературы и практики.
♦ Разделитесь на подгруппы и представьте на «Конкурс предложений» перспективный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе по теме «Воспитание интереса детей к школе». Предусмотрите в плане разнообразие форм работы с детьми, сотрудничество детского сада, школы и семьи.
Приложение 2. Банк контрольно-измерительных материалов. Индивидуальные задания
Модуль 1. Дошкольная педагогика
Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики
♦ На основе анализа рекомендуемой литературы определите, научные взгляды кого из педагогов прошлого наиболее значимы для современной дошкольной педагогики.
♦ Напишите эссе, отражающее вклад этого педагога прошлого в становление Дошкольной педагогики. Найдите его высказывание, которое вы сделали бы эпиграфом своего эссе. В эссе валено отразить взгляды педагога на детство и детей, задачи воспитания, обучения, развития детей, предлагаемые пути их решения; доказать их актуальность для сегодняшнего уровня развития педагогической науки и практики. Подготовьтесь к устному обсуждению содержания эссе на занятии.
Раздел 2. Дошкольное образование как система
♦ Напишите статью для педагогического журнала «Идеальный детский сад: как я его себе представляю». Отразите в статье ваше представление о соответствии изученного материала собственному представлению о том, каким должен быть современный, детский сад.
♦ Сравните альтернативные системы дошкольного образования по следующим параметрам: понимание природы ребенка, создание развивающей среды в детском саду, способы взаимодействия педагога иребенка в детском саду.
Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
♦ Составьте схему процесса воспитания дошкольников в детском саду, обоснуйте ее с теоретических позиций.
♦ Разработайте и представьте в форме презентации сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста по одной из следующих тем: «Смешные истории из жизни детского сада», «Подробности праздника елки в детском саду», «Любимые места отдыха горожан», «Наши любимые животные».
♦ Напишите эссе на тему «В школе уроки, а в детском саду...».
Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Раздел 1. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
♦ Разработайте схему, отражающую специфику методов физического развития и воспитания ребенка.
♦ Разработайте 5-7 вопросов для беседы с ребенком дошкольного возраста (возраст определяется самостоятельно по выбору студента), позволяющих изучить особенности его представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни.
Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста
♦ Осуществите сравнительный анализ задач и содержания воспитания культуры поведения (культуры общения) в двух современных образовательных программах (по вашему выбору). Представьте результаты анализа в сводной таблице.
♦ Решите педагогическую задачу. Дайте обоснование решения. Подготовьтесь к устной презентации решения. Вы работаете с детьми 4-5 лет. Вы хотите ввести новую игровую тему «Открываем овощное бистро», включить в игру элементы детской продуктивной деятельности. Определите достоинства и недостатки выбранной темы. Определите задачи развития сюжетно-ролевой игры у детей и разработайте 3-4 ситуации игрового взаимодействия с детьми.
♦ Разработайте содержание образовательной ситуации по ознакомлению детей с одной из профессий.
Раздел 3. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста
♦ Подготовьте сообщение и электронную презентацию по проблеме «Идеи сенсорного воспитания в авторской педагогике» (по выбору один из авторов: М. Монтессори, Ф. Фрёбель, Р. Штайнер, С. Френе, Е. Тихеева, Ю. Фаусек, Ж. О. Декроли).
♦ Составьте систематизированный каталог игр, направленных на упражнение дошкольников в восприятии и различении какого-либо свойства (на выбор: фактура поверхности, хрупкость, твердость, гибкость, прозрачность, материал).
♦ Составьте образцы описательных рассказов (по предмету, картине, игрушке) для детей разных возрастных групп. Объясните различия.
♦ Спроектируйте образовательную ситуацию воспитания эмоциональной отзывчивости детей к природе.
Раздел 4, Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
♦ Составьте репертуарный план с указанием не менее 5 произведений разных видов искусства и жанров, которые могут быть использованы в работе с детьми определенной возрастной группы (возраст детей — на выбор).
Раздел 5. Проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения
♦ Отберите диагностические методики (3-5) для оценки эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста, проанализируйте достоинства и недостатки каждой методики.
♦ Напишите эссе «Игровая среда детства»: опишите идеальную игровую среду для дошкольника.
♦ Составьте вопросы для интервьюирования педагогов детского сада, позволяющие изучить элементы корпоративной культуры взаимодействия в детском саду.
♦ На основе материалов сайтов музеев, библиотек, театров определите направления и формы взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами (отметьте их адресность, разнообразие).
♦ Представьте модель, наиболее полно отражающую влияние семьи. семейного окружения на развитие личности ребенка.
Приложение 3. Задания для подгруппы студентов
Модуль 1. Дошкольная педагогика
Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики
♦ Подготовьте коллаж, показывающий при помощи иллюстраций, постеров обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, элементарная трудовая деятельность, художественно-продуктивная деятельность и пр.). Докажите влияние выбранного вами вида деятельности на развитие наглядно-образного мышления и творческого воображения, социальных чувств (в соответствии с концепцией амплификации детского развития А. В. Запорожца).
Раздел 2. Дошкольное образование как система
♦ Используя художественную литературу для детей дошкольного и младшего школьного возраста, осуществите подбор примеров, иллюстрирующих некоторые проявления ребенка по одному из представленных ниже интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Сделайте вывод об особенностях проявления выбранного вами качества в период дошкольного детства.
Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
♦ Подготовьте творческую работу по теме «Развитие познавательной активности интересов у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе детского сада». Выберите одну из представленных тем и составьте тезисы рекомендаций для родителей или педагогов по развитию познавательной активности и интересов детей старшего дошкольного возраста:
♦ «Возможности использования детского коллекционирования в развитии познавательных интересов детей в старшей группе детского сада»;
♦ «Использование проектной деятельности для развития познавательной активности и любознательности у старших дошкольников»;
♦ «Возможности творческой мастерской в развитии познавательной активности и любознательности у старших дошкольников».
Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Раздел 1. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
♦ Спроектируйте вариант использования средств и форм физического воспитания в течение одного дня в работе с детьми дошкольного возраста.
♦ Разработайте компьютерную презентацию или игровые задания для детей с использованием современных информационных технологий для совместной деятельности воспитателя с дошкольниками по воспитанию культуры здоровья (возраст детей определяется самостоятельно) по теме (например, «Тело человека», «Режим дня», «Зимние виды спорта» для старших дошкольников).
Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста
♦ Составьте примерный текст (или тезисы выступления) перед родителями на тему «Трудовое воспитание в семье как средство приобщения дошкольника к современному миру, его ценностям».
♦ Разработайте педагогический проект организации продуктивной досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. На примере вашего проекта докажите взаимосвязь средств трудового воспитания детей. Срок реализации проекта — 2 недели.
Раздел 3. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста
♦ Спроектируйте сенсорный центр для детей одной из дошкольных групп: содержание и размещение материалов, варианты совместной деятельности педагога с детьми в этом центре (3-5).
♦ Разработайте критерии оценки субъектных проявлений ребенка в общении и речевой деятельности. Предложите экспресс-диагностику.
♦ Предложите серию опытов с объектами природы для детей среднего (старшего) возраста для ответа на один из познавательных вопросов детей. Обоснуйте свой выбор.
Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
♦ Составьте «Азбуку эстетики», указав основные понятия, проиллюстрировав их символическими изображениями, раскрывающими их суть, и начертите кластер основных представленных в тексте понятий и терминов по теме.
♦ Спроектируйте цели, примерное содержание и формы проведения одного дня в детском саду по теме «День красоты» (тематика дня может быть уточнена и конкретизирована).
Раздел 5. Проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения
♦ Представьте вариант организации педагогической диагностики, направленной на изучение любознательности и познавательной активности детей.
♦ Составьте план работы на месяц для одной из возрастных групп, используя форму комплексно-тематического проектного планирования.
♦ Разделитесь на подгруппы и представьте на «Конкурс предложений» перспективный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе по теме.«Воспитание интереса детей к школе». Предусмотрите в плане разнообразие форм работы с детьми, сотрудничество детского сада, школы и семьи.
Приложение 4. Итоговая аттестация
Оцениваемые компетенции
Оценивается сформированность следующих компетенций:
♦ готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;
♦ способен логически верно строить устную и письменную речь;
♦ владеет основами речевой профессиональной культуры;
♦ способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
♦ способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
♦ готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
♦ способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
♦ готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
Подготовьте письменный вариант и устную презентацию решения педагогических задач.
Задача 1
Представьте сценарий организации детской проектной деятельности по одной из тем (по выбору): «Мой четвероногий друг»; «Как мы следы осени искали»; «Путешествие в мир сказок»; «Украсим наш детский сад к празднику».
Определите, развитие каких проявлений ребенка как субъекта детской деятельности обеспечит реализация вашего проекта. Как учитываются психические особенности ребенка при проектировании педагогического процесса? Предложите способы обеспечения двигательной активности детей в процессе реализации проекта. Как организовать сотрудничество детей в процессе реализации проекта? Каким образом можно обеспечить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей при реализации проекта?
Предложите вариант педагогической диагностики, направленной на оценку возможных достижений детей после завершения проекта.
Задача 2
Решите одну из задач (по выбору).
2.1. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленный на развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей по теме «Книжный гипермаркет».
2.2. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленный на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Наш город»."
2.3. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленный на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Скоро в школу!».
2.4. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь».
Какие особенности возрастного развития детей дошкольного возраста необходимо учитывать при реализации проекта? Каким образом можно обеспечить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами при реализации проекта? Какие условия необходимо обеспечить для охраны жизни и здоровья детей при реализации проекта?
Задача 3
3.1. Разработайте сценарий организации тематического дня в детском саду по одной из тем (по выбору): «День космических путешествий»; «День Земли»; «День волшебных превращений»; «Большие и маленькие». Какие особенности портрета ребенка в поликультурном пространстве России важно учитывать при реализации вашего сценария?
Определите на основе одной из общеобразовательных программ дошкольного образования основные задачи воспитания и обучения детей в течение дня. Дайте обоснование задач с точки зрения возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Предложите вариант использования информационных технологий для реализации образовательного содержания.
3.2. Представьте развернутый конспект одной из форм организованной образовательной деятельности детей, реализуемой в данный день.
Литература
Нормативные документы
♦ Закон РФ «Об образовании» //http://минобрнауки.рф/документы/884.
♦ Федеральные государственные требованиям структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования // http:// www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html.
♦ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования // http://www.rg.ru/2011/11/21/programma-doshk-dok.html.
♦ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=959.
♦ Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html.
Стратегические документы
♦ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // http://nasha-novaya-shkola.ru/.
♦ Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы // http://www.rg.ru/201 l/03/09/obrazovanie-site-dok.html.
Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова. — СПб.: Детство-пресс, 2011.
2. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа до? школьного образования. — 4-е изд., пер. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М': ТЦ «Сфера», 2011.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010.
4. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детсада / Науч. рук. Е. В. Соловьева. - М.: Просвещение, 2010.
5. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина. - М.: Просвещение, 2011.
Учебные, учебно-методические пособия, монографии
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М., 2000.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2004.
3. БезрукихМ. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. - М., 2000.
4. Болотина Л. Р., Комарова Т. С, Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2005.
5. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: Учебн. пособие для студентов вузов. — М., 2007.
6. Гогоберидзе А. Г., Полякова М. Н. Перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ / А. Г. Гогоберидзе, М. Н. Полякова и др. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
7. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. - СПб.: Изд-во РШУ им. А. И. Герцена, 2004.
8. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб., 2004.
9. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. — М.: Просвещение, 2002.
10. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет: Методическое пособие для практических психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Детство-пресс, 2005.
11. Дошкольная педагогика: Учеб пособие для студентов пед. институтов: В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1988.
12.Дронь А. В., Данилюк О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. — СПб., 2011.
13.Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М., 2005.
14. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
15. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, — СПб.: Детство-пресс, 2004.
16. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования: Коллективная монография: В 2 ч. (при поддержке РГНФ) / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
П.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. 4-е изд., стер. — М.: ИЦ «Академия», 2002.
18. Мониторинг в детском саду: Научно-метод. пособие / Науч. ред. А. Г, Гогоберидзе. — СПб.: Детство-пресс, 2011,
19. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М., 2002.
20. Образование и воспитание детей младшего возраста. Международный опыт. — М.: ИД «Этносфера», 2009.
21. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. — М.: ИЦ «Академия», 2001.
22. Педагогика детства: Петербургская научная школа. — СПб., 2005.
23. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: Методические рекомендации. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
24. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика: Курс лекций. — СПб., 2010.
25. Самобытность детства. Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой. - М., 2007.
26. Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика детства: Учебн. пособие. — Красноярск: РИО ГОУ ВПО КПГУ им. В. П. Астафьева, 2004.
[1] Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. С. 203.
[2] Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. С. 12-13.
[3] Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. С. 22.
[4] Зеньковский Б. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995. С. 24.
[5] Там же. С. 32.
[6] Там же. С. 37.
[7] Гусинский Э. Н., Турчанинова 10, И. Образование личности. Пособие для преподавателей. — М., 1994. С. 60.
[8] Каган М. С. Ребенок и культура // Философия детства. Международная конференция «Ребенок в современном мире». — СПб., 1993.
[9] Симонович А. С. Кто может быть воспитателем? //Детский сад. — 1867. — №11-12. С. 396.
[10] Там же. С. 397-398.
4 Куликова Т. А. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. — М., 1998. С. 19-28.
[11] Логинова В. И. Воспитатель детского сада и учитель школы. — JI., 1973. С. 6-16.
[12] Люблинская А. А., Кулачковская С. Е. Современный воспитатель. Какой он?-М., 1981. С. 21-40.
[13] Куликова Т. А. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. — М., 1998. С. 19-28.
[14] Бабаева Т. И. Социально-эмоциональное развитие детей в детском саду // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой. 3. А. Михайловой. - СПб.: Детство-пресс, 2001. С. 47-62.
[15] Бабаева Т. И., Полякова М. Н. Задачи и условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебн.-метод. пособие / Т. И. Бабаева и др. / Сост. и ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова. — СПб.: Детство-пресс, 2010.
[16] Никонова Я. О., Талызина М. И. Предметно-развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста// Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей. — СПб.: Детство-пресс, 2000. С. 72-80.
[17] Римашевская Л. С, Никонова Н. О., Ивченко Т. А., Смирнова В. В. Ребенок открывает мир природы // Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». — СПб.: Детство-пресс, 2010. С. 284-288.
[18] Сомкова О. Н. Развиваем речь детей // Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». — СПб.: Детство-пресс, 2007. С. 327-328.
[19] Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей //Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — СПб.: Детство-пресс, 2011.
[20] Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Ч. 2. - М., 1988. - С, 63-68.