Как может проявляться ребенок как субъект детской деятельности?

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка:

— эмоционально-субъектные;

— деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры. Одни дети любят слушать музыку, другим нравится участ­вовать в разных видах игр, третьим — постоянно экспериментировать.

Другим не менее важным проявлением субъектности становится из­бирательность, избирательное отношение к миру, то есть предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ним (общаться со сверстниками, рисовать одному, заниматься со взрослым).

Деятельнстно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности. Его субъ­ектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты решения той или иной задачи, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» самостоятельной деятельности.

Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.

У ребенка как субъекта проявляются следующие качества: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

В чем специфика детской деятельности и каков генезис деятельности в дошкольном возрасте?

Генезис развития деятельности в раннем и дошкольном возрасте об­условлен общими закономерностями развития ребенка в этот период. Установление такого рода связей и зависимостей позволяет еще раз взглянуть на развитие дошкольника как на целостный процесс.

Напомним, что тип отношения к миру у дошкольника и формируется и выражается через деятельность. На этом базируются практически все возрастные периодизации. Именно в рамках характерной для того или иного возрастного периода деятельности ребенок выражает собствен­ное отношение к миру, проявляет инициативы, осуществляет выбор и действует самостоятельно (см. табл. 1).

Таблица 1. Направленность отношения и характер деятельности ребенка в дошкольном детстве

Возраст Направленность отношений Задачи, решаемые ребенком Ведущая деятельность
1-3 года На предметный мир Активное познание предметов, их свойств и качеств. Освоение средств и способов ориентации в условиях предметной деятельности. Развитие самостоятельности в манипулировании с предметами Предметная, предметно- манипулятивная
3-5 лет На мир социальных отношений Ориентация на другого человека. Социализация в системе ближайшего окружения взрослых и сверстников. Примеривание социальных ролей и отношений Игровая


Возраст Направленность отношений Задачи, решаемые ребенком Ведущая деятельность
5-7 лет На результат деятельности как способ социализации Самовыражение, проявление творчества в доступных и интересных видах деятельности. Самопрезентация «Я» в группе сверстников. Стремление к взаимоотношениям и взаимодействию Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности

Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта детской деятельности и последовательную смену этапов деятельности? Как связаны социокультурный опыт ребенка и процесс развития деятельности?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Опыт - содержание и результат жизнедеятельности человека, инди­видуально-личностная форма и результат освоения человеком дейст­вительности во всем ее многообразии (И. В. Блауберг, Э. Н. Гусинский, Л. М. Кантор, В. А. Лекторский, 10. И. Турчанинова и др.)- Опыт человека -это индивидуальная интерпретация всей совокупности взаимодействий с внешним миром, которая выражается в индивидуально-личностных смыслах, переживаниях, ценностях, способах деятельности и общения.   Опыт — важнейшее условие развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Адлер, Л. И. Аицыферова, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. Н. Мясищев, К. К. Пла­тонов, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.). Опыт личности как совокупность ее внутреннего социокультурного содержания выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности, то есть направленность и качество личностного развития. Опыт предопределяет субъектггость человека, поскольку «мы свободны, когда наша деятельность направляется результатами осмысления собст­венного опыта, когда мы не позволяем внешним воздействиям бросать нас из стороны в сторону»[7].

Развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности.

Социокультурный опыт как «воплощение культуры» (И. Я. Лернер) и «совокупность исторически накопленных деятельностей» включает:

— опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре;

— опыт знаний о мире, природе, обществе, искусстве;

— опыт умения взаимодействовать с миром и культурой;

— опыт творческой деятельности, или творческого включения в куль-туроосвоение и культуросозидание.

Рассмотрим подробнее каждый компонент.

Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре от­ражается в возникающих у ребенка интересах к деятельности, диффе­ренцированных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости продуктов деятельности.

Опыт знаний о мире, природе, обществе, искусстве складывается из кругозора и эрудиции ребенка.

Опыт умения взаимодействовать с миром и культурой включает две группы умений:

— 1-я группа — умения, которые могут быть обозначены как обобщен­ные способы деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде деятельности, позволяющие ребенку:

— определять цель и задачи деятельности;

— выбирать адекватные задачам способы действий;

— оценивать полученные результаты деятельности.

— 2-я группа — умения, необходимые для участия в разных видах деятельности: игровой, трудовой, художественной, познавательной др.

Опыт творческой деятельности, или творческого включения в культуроосвоёние и культуросозидание, накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах деятельности; переноса умений в новые условия; решения возникающих нестандартных задач деятельности.

Таким образом, накопление и обогащение социокультурного опыта ребенком обеспечивает его развитие как субъекта детских видов дея­тельности.

1.2. Портрет ребенка в поликультурном пространстве России

Данный параграф написан по результатам исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России, которое проводилось в течение 2008-2010 годов на кафедре дошкольной педагогики Российского государственного педагогическо­го университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Детство... Дошкольное детство... Ребенок... Дети... Какие они — самые маленькие граждане России? Что им интересно, чем они занимаются, о чем думают, как размышляют? Эти вопросы привлекают многих — и тех, кто воспитывает детей, родителей и педагогов; и ученых, изучающих феномен детства; и тех, кто выбрал эту удивительную профессию — помогать растущему человеку познавать мир.

Образование ребенка дошкольного возраста происходит в широ­кой социокультурной среде, сущностными особенностями которой являются поликультурность, многонациональность, полиэтничность современного общества.

Как может быть организовано исследование проблем современного детства?

В рамках решения проблемы исследования феномена дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России реша­лись задачи:

— разработки исследовательской программы и методики исследо­вания проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве регионов России;

— выявления и ранжирования социокультурных проблем дошколь­ного детства;

— определения факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на появление типичных для дошкольного детства проблем.

Участники исследования: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет; методы исследования — беседы, интервью); родители детей старшего дошкольного возраста (методы исследования — анкетиро­вание, опрос); педагоги дошкольных образовательных учреждений (методы исследования — анкетирование, опрос).

Диагностические методики для детей представлены семью блоками: «Я и мои ценности», «Я и другие люди», «Я и детский сад», «Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и мир вокруг меня». Ди­агностические методики для педагогов и родителей включают анкеты и опросники, ориентированные на получение данных об особенностях понимания взрослыми современных детей дошкольного возраста и их проблем.

Исследование проведено как межрегиональное. Базой исследования стали дошкольные образовательные учреждения в следующих регионах РФ: мегаполисе — г. Санкт-Петербург, республиканской столице — г. Уфа, краевых и областных центрах — г. Барнаул и Псков, крупных промышленных городах — г. Магнитогорск и Тольятти, районных центрах — г. Бокситогорск и Тихвин (Ленинградская обл.), г. Балашов (Саратовская обл.), г. Надым (ЯНАО), г. Пыть-Ях (ХМАО), г. Желез-ногорск (Красноярский край).

Всего в исследовании приняли участие более 2500 детей в возрасте от 5,7 до 7 лет, более 1500 родителей и педагогов.

Многоаспектный анализ выявленных проблем позволил определить . типичные и специфичные для регионов особенности поведения и дея­тельности детей дошкольного возраста в изменяющемся поликультур­ном пространстве современной России.

Какие ценности присущи современным дошкольникам?

Определено, что типичные ценностные ориентации современных детей старшего дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Дошкольни­ки в возрасте от 5,5 до 7 лет чувствуют себя уверенно в жизни, стремятся к самостоятельности, инициативности, свободе, чувствуют ответствен­ность и за себя, и за других, более младших по возрасту детей. Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. Следует отметить, что среди опрошенных детей сегодня встречаются случаи аб­солютной устойчивости ценностных ориентации, примерно 1-2 ребенка на 25-27 детей возрастной группы. К предпочитаемым видам детской деятельности дети по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная.

Современные дошкольники 5-7 лет хорошо ориентируются в со­циальных категориях, в целом направлены на простые человеческие качества, такие как доброта, забота, внимание, защита, дружба. Дети оценивают сверстника по личностным качествам и свойствам и по достижениям в деятельности. Представления о человеке, о том, кто он есть, - один из самых сложных моментов для современных детей.

Хочет ли современный ребенок общаться со взрослыми и сверстниками?

Современный ребенок стремится к установлению разнообразных содер­жательных связей с миром близких взрослых и обществом сверстников. Дети преимущественно ориентированы на созидательность, гуманисти­ческие, доброжелательные отношения с окружающими людьми. Для их мироощущения важны устойчивость, надежность и доброта отношений, это придает дошкольникам социальную уверенность, стимулирует про­явления активности и самостоятельности.

Проявление негативных, деструктивных черт в поведении окружа­ющих негативно оцениваются всеми детьми.

Современный старший дошкольник проявляет особый интерес к взрослым, родителям, педагогам. Ограничение возможности посто­янного и содержательного личностного, делового и познавательного общения со взрослыми в семье и детском саду становится причиной острых переживаний ребенка. Проблема обогащения и развития лич-ностно-ориентированных, доверительных, информационно-насыщен­ных контактов взрослых с ребенком в семье и детском саду представляет несомненную проблему, требующую решения как: на социальном уровне общества, так и на уровне теории и практики дошкольного образования.

Отношения современного дошкольника со сверстниками регулиру­ются комплексом личных, деловых, познавательных мотивов, имеющих разную индивидуальную выраженность у детей. Дошкольники преи­мущественно оценивают сверстника по его эмоционально-личностным проявлениям и качествам (дружелюбие, открытость контактам, доброта, щедрость, приветливость и пр.) и его достижениям в деятельности.

Вместе с тем у части детей выявлена недостаточная ориентация в комплексе качеств, обеспечивающих дружеское общение в среде свер­стников, что не в полной мере соответствует возможностям социального развития в старшем дошкольном возрасте.

Совместные игры со сверстниками сохраняют свою традиционную привлекательность для современного дошкольника. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способно­сти придумывать и организовывать совместную игру. Задача состоит в обогащении игровой палитры ребенка новыми современными играми и игрушками, интерес к которым проявляют многие дети.

Любит ли ребенок детский сад?

В целом следует отметить положительное отношение детей к детскому саду, это учреждение они любят, приходят туда с удовольствием. Своих воспитателей дети воспринимают положительно, стремятся понять и объяснить их настроение, замечают лучшее в них, идеализируют, некоторых любят, считают своими друзьями. Но отношение взро­слых, педагогов и родителей к ребенку прямо пропорционально тому, правильно или неправильно он себя ведет. В противоречие вступают естественная потребность детства — быть разным, всяким, все попро­бовать, поэкспериментировать и пошалить, побаловаться и поиграть, не послушаться в чем-то взрослого — и непонимание сущности детства взрослым, которого ребенок принимает, уважает и любит. Взрослые в этом недопонимании «ломают» детство, меняют его простые настоя­щие исходные ценности на ценности ложные, заставляют детей «под­страиваться» под взрослых.

В детском саду для ребенка существует много привлекательного. Исследование позволяет определить и ранжировать ценностные пред­почтения детей. Самой значимой для детей в детском саду является возможность включаться в разные виды детской деятельности и на­личие для этого в детском саду разнообразных игрушек и материалов. Следующим по значимости выступает возможность общения'со. свер­стниками. К сожалению, общение с воспитателем не является значимым и привлекательным в характеристике детского сада глазами детей. Этот-факт заставляет предположить, что воспитателям пока еще не удается оптимально для ребенка построить свои отношения с ним.

Среди предпочитаемых видов деятельности дети выделяют прежде всего игру. В детских садах России создаются условия для включения детей в разные виды игр. Вместе с тем в исследовании была выявлена общая для всех регионов проблема — отсутствие достаточного времени в педагогическом процессе для организации самостоятельных детских игр и удовлетворения игровых потребностей детей. Главными при­чинами этого являются: доминирование обучающих занятий в ущерб игровой деятельности детей; использование игры для решения только образовательных задач или регулирования поведения. В современном детском саду создана предметная среда, вызывающая активный интерес детей. Однако в исследовании выявлен факт наличия существенных ограничений детей в использовании этих условий среды. Значитель­ный и не всегда оправданный перечень ограничений препятствует становлению субъектной позиции ребенка, проявлению таких качеств, как активность, самостоятельность, ответственность за предпринятые изменения в пространстве группы, за установленный порядок в группе.

Большинство детей любят своих воспитателей. Они видят в педа­гоге прежде всего учителя, а желали бы взаимодействовать с ним как с личностью, имеющей свои взгляды, интересы, увлечения и проблемы. Человечного, неформального общения с воспитателем не хватает пра­ктически каждому современному ребенку.

Оценка детского сада глазами ребенка в большей мере зависит от конкретных людей, там работающих, от их отношения к детям и к своим профессиональным обязанностям, от личностных и профессиональных качеств воспитателя.

Как чувствует себя ребенок в семье?

Типичны для детей ориентация на свою семью, выраженная потребность в том, чтобы у ребенка были мама и папа, другие родственники, понимание того, что невозможно жить без них. Дети ориентируются в будущем на хорошую, полную, благополучную семью. В оценке своих родителей дети беспристрастны и искренни. Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что чем меньше город, тем более выражены ориентиры детей на ценности семейных взаимоотношений.

Как показали результаты, наибольшее удовольствие во взаимодей­ствии с ребенком родителям доставляют достижения его развития, изменения, происходящие с ним. Также удовольствие при взаимодей­ствии с ребенком доставляют эмоции, чувства ребенка, разнообразие его проявлений. Важно подчеркнуть, что для современных родителей оказалось легче материально обеспечить ребенка, но гораздо сложнее — быть интересным для ребенка, строить с ним партнерские отношения.

Современные родители любят своего ребенка, весьма заинтересо­ваны в хороших результатах его образования, стремятся развивать его коммуникативные и когнитивные навыки. Вместе с тем проявляется неуверенность в реализации родительской функции. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но не знают, как быть инте­ресными для них, как выстраивать партнерские отношения. Проявления детьми активности, инициативы, настойчивости не доставляют большей части родителей удовольствие, вероятно, потому что не соответствуют представлениям о том, как должен вести себя ребенок. Наблюдается сильная ориентация родителей на видимые результаты воспитания и обучения. Родители понимают свою миссию: обеспечить социализа­цию ребенка, но не знают, как реализовать ее правильно. Задача совре­менного детского сада — способствовать педагогическому образованию родителей, делая это содержательно, разнообразно и неформально.

В какой стране живет современный дошкольник?

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети знают горо­да, в которых они живут, и совершенно точно знают свою страну. Они имеют разнообразные и глубокие представления о своем городе, знают его особенности и даже недостатки. О России у детей более скромные представления, хотя дети неплохо ориентируются в своей стране, зна­ют, что она большая, что в ней живет много людей, что есть президент, другие города с другим климатом, морем, солнцем, есть люди, непо­хожие на русских людей по внешнему виду. В оценке людей других национальностей дети сориентированы на внешние признаки и характер деятельности, это в целом присущая детям стратегия оценки других. То­лерантность к национальностям у старших дошкольников есть, но она не является осознанной. В целом отношение детей к своим городам можно охарактеризовать как типично созидательное, дети стремятся сделать свой город лучше, чище, красивее, приятнее, удобнее и совершеннее.

Как современный ребенок ориентируется в мире?

Выводы о представлениях детей по блоку «Я и мир вокруг меня» свя­заны с тем, что современному ребенку присущи разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к шести годам неплохо разбираться в окружающем мире, понимать его самобытность и разнообразие. Дети хотят учиться в школе, понимают, что образование тесно связано с их будущим, знания необходимы для работы. Образование для современного дошкольника имеет прикладной характер, что отражает тривиальные, обыденные взгляды на образование большинства людей в обществе. Дети российских городов показывают хорошую ориентацию в мире материальных ценностей, значимыми для них становятся компьютер, игрушки, телефон и телевизор. В детской субкультуре наблюдается колоссальное разнообразие, сегодня она шире, чем традиционная классификация содержания субкультуры дошколь­ников, предложенная взрослыми. Существенно обновился «секретный мир» детства, его необходимо тщательнее и подробнее изучать, чтобы правильно интерпретировать и понимать.

Глава 2. Психологический портрет дошкольного детства

2.1. Развитие психических процессов в дошкольном детстве

Наши рекомендации