Всесоюзный туристский поход молодежи (1965-1987)
Отдельной и значительной страницей в истории отечественного туризма следует считать Всесоюзный туристский поход молодежи по местам боевой славы. Почему выделяется в отдельную главу именно этот «туристский поход»? Здесь, по крайней мере, несколько причин. Во-первых, для большинства участников это была наиболее интересная, массовая форма участия в туристских маршрутах, в том числе и категорийных. Во-вторых, в этих походах участвовали сотни тысяч туристов, и главным образом молодежь. В-третьих, поход искренне привлекал участников романтикой приобщения к героическим страницам истории. Почти каждый поход был связан с поисковой, следопытской деятельностью. В этом был его смысл. В-четвертых, и это тоже немаловажно, я сам лично принимал участие в этом походе от самого начала и до последнего слета. Был свидетелем подъема и упадка этого движения. Пережил все 12 его этапов, а это как-никак двадцать два года!
В канун победы советского народа над германским фашизмом, весной 1965 года, многие отряды отправились в поход по местам ратных подвигов своих отцов. 1 июня 1965 года «Комсомольская правда» поместила обращение ЦК ВЛКСМ к молодежи страны о проведении Всесоюзного туристского похода молодежи по путям боевой славы советского народа. Было принято специальное Постановление Бюро ВЛКСМ, где рекомендовалось всем организациям «с соответствующими советами по туризму... вовлечь в период летних отпусков и школьных каникул, предвыходные и воскресные дни широкие массы молодых рабочих, колхозников, служащих, студенческую и учащуюся молодежь в туристские экспедиции, путешествия и походы по местам героических сражений Советской Армии и Военно-Морского флота, партизанским тропам». Итоги похода предлагалось подвести в сентябре 1965 года в Брестской крепости-герое на Всесоюзном слете лучших туристских групп.
Характерно, что в Положении о Всесоюзном туристском походе было записано: «Основной формой участия в походе является проведение группового путешествия по маршруту, тематически связанному с событиями Великой Отечественной войны. Количество участников группы должно быть не менее 5 человек. Походы могут быть однодневные и многодневные. Способы передвижения определяются каждой отправляющейся в поход группой и могу быть: пешеходные, лодочные, велосипедные, авто и мото, на пароходах, комбинированные и т.д.».
В Положении указывалось, что Центральные и местные штабы рекомендуют примерные маршруты для путешествий. Эти маршруты не являются обязательными, и группы могут «самостоятельно разработать маршрут, отвечающий целям и задачам похода».
Был утвержден состав Центрального штаба, который возглавил Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев. Секретарь штаба - Лев Менделевич Гурвич. Он был од ним из инициаторов самого похода. И не удивительно, ведь еще в 20-е годы ему пришлось быть среди основателей Общества пролетарского туризма и экскурсий и первым заместителем председателя ОПТЭ Н.В. Крыленко. В состав штаба входил и заместитель председателя Центрального совета по туризму.
Опережая события, хочу отметить, что первоначально принятое положение о Всесоюзном походе претерпело позже существенные изменения и получило совсем иной смысл.
Сентябрь 1965 года. Победители походов по местам бос вой славы собираются в крепости-герое Бресте. Пять школьников-ленинградцев, участников маршрута по «Дороге жизни» и водного Ладожского похода, вошли в состав Ленинградской делегации. Вспомним эти дни.
В стенах крепости разместился палаточный лагерь делегатов Первого Всесоюзного слета. На сотни метров протянулись стенды с фотографиями, альбомами, дневниками, документами, образцами найденного оружия. Делегаты Белоруссии оборудовали в каменном гроте музей боевой славы, разместив около 150 экспонатов.
В гости к делегатам приехало более 200 ветеранов войны, почти все оставшиеся в живых защитники Брестской крепости. Программа каждого дня наполнена от подъема до отбоя: встречи, соревнования, работы клубов, посадка деревьев и закладка памятника, поездка на пограничную заставу и театрализованное представление. Но самым памятным остался день 19 сентября.
4 часа утра. Тишину над Западным Бугом разорвал сигнал боевой тревоги. По радио зазвучал взволнованный голос диктора. Но к искалеченным снарядами и пулями стенам крепости встали не солдаты, а юноши и девушки, родившиеся уже после войны.
В мерцающем свете прожекторов на центральную трибуну подымаются военачальники, писатели С.Смирнов и К.Симонов. Короткий митинг. Ветераны войны, защитники Брестской крепости, возглавив отряды следопытов, ведут их к бастионам. С делегациями идут прославленные воины, стоявшие насмерть у стен легендарной крепости. Сдерживая волнение, ветераны вспоминают события первых дней войны, жестокие бои с врагом, вспоминают товарищей, большинство из которых пало здесь смертью храбрых. Камни, стены, кажется, еще хранят их тепло, их молодые голоса. История оживает, становится реальностью, к горлу подымается комок, и трудно сдержать слезы...
Услышав о подвиге солдат Бреста, делегаты вспомнили героев родного Ленинграда, героев, по пути которых шли они не раз в своих походах.
Второй Всесоюзный слет победителей похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа открылся в канун 25-летия разгрома фашистов под Москвой. 8 сентября в столице нашей Родины собрались две с половинной тысячи делегатов. За время Всесоюзного похода щедро обогатилась летопись боевой славы: более 10 миллионов участников похода собрали богатейшие исторические материалы, реликвии подвига, фотографии, записи воспоминаний командиров и политработников, бойцов и партизан, на основе которых было создано свыше 59 тысяч музеев, комнат и уголков боевой славы. В походах следопыты установили 15 тысяч памятников, обелисков и мемориальных досок на местах сражений, привели в порядок тысячи братских могил, открыли имена многих неизвестных ранее героев войны.
Накануне открытия слета председатель штаба Всесоюзного похода Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев в беседе с корреспондентом «Правды» отметил огромный подъем патриотического движения в стране, массовый характер похода, активность молодежи. «Наиболее ярким примером проявления заботы о памяти павших в боях за Родину, - сказал И.С. Конев, - является деятельность ленинградцев. Именами героев войны названы улицы, парки, заводы, фабрики, колхозы, совхозы. На рубежах героической зашиты Ленинграда молодежь установила памятники, обелиски, мемориальные доски».
В дни слета следопыты встретились с работниками государственных музеев. Многие материалы, собранные в дни походов и поисков, легли в общий золотой фонд, некоторые из них не только представляют большую ценность, но уникальны. Поход пытливых искателей принес результаты, которые имеют большое значение для всего нашего государства.
«От вас, - сказал, обращаясь к участникам слета, заместитель начальника Музея Вооруженных Сил СССР полковник В.И. Краснов, - во многом зависит пополнение исторической науки фактами. Поэтому и отношение к подбору материалов их проверке и анализу у вас должно быть поистине научным, добросовестным, в высшей степени серьезным, в работе своей становитесь на путь скрупулезного исторического исследования».
9 сентября лагерь слета подняли по сигналу тревоги. Вот дневниковые записи, которые сохранились в моей записной книжке:
«Нескончаемой лентой колонна машин с делегатами слета уходит на запад, к рубежам отгремевших сражений за Москву. На подмосковном шоссе нас встречает девушка, почти девочка. Намокла под дождем ее защитная плащ-палатка, в руках флажки регулировщицы, а из-под пилотки выбиваются белые кудряшки. Точно так четверть века назад стояли на этих дорогах матери нынешних девчонок. А мимо шли груженые машины, громыхали орудия, шагали отряды бойцов и ополченцев. Тогда здесь решалась судьба столицы, России, мира. И фашистские орды были разбиты на подступах к Москве.
72-й километр Минского шоссе. Последний рубеж 1941 года... Все как 25 лет назад: окопы, колючие линии противотанковых "ежей", девушки-регулировщицы на дорогах. Что это, игра? Быть может, чуть-чуть и игра, по-своему волнующая и захватывающая. Но вместе с тем и нечто неизмеримо большее. Потому что можно играть в войну, но в мужество, в героизм, в подвиг— не играют. К ним приобщаются...
У края дороги монумент Неизвестному солдату - братская могила. Выходим из машин. Вместе с нами к памятнику пришли и приехали сотни людей из Подмосковья. Ветераны войны и пионеры стоят в почетном карауле. Слышу, как пожилые женщины в темных платках рассказывают нашим ребятам: "Здесь их хоронили - молодых. Сто сорок семь бойцов. Всех с землей смешало..."
85-й километр Минского шоссе. У развилки указатель "Петрищево". На высоком пьедестале стоит и смотрит вдаль Зоя. Несем к подножию цветы. Короткий митинг. Боевая подруга Зои по отряду — Клавдия Александровна Милорадова вспоминает о тех давних героических днях. Застыли в скорбном молчании военачальники, ветераны, юные следопыты. Здесь и мать Зои - Любовь Тимофеевна. Стою с нею совсем рядом и вижу, как молодой офицер с капитанскими погонами протягивает Космодемьянской книгу, о чем-то просит ее. Прикрывая страницы книги от моросящего дождя, Любовь Тимофеевна быстро пишет несколько фраз.
Кто он, этот капитан? Один из многочисленной армии собирателей автографов? Решаюсь спросить его самого.
- Да, автограф, но не для себя. - У капитана, его зовут Игорь Алексеевич, в Тамбове трехлетний сын Саша. Вот для него и попросил он написать несколько слов Любовь Тимофеевну. - Вырастет, пусть эстафету принимает, - поясняет мне Игорь Алексеевич.
Читаю запись в книге: "Дорогому Саше Николаеву. Жизни учись у героев. Люби Отчизну, как любили ее мои дети Зоя и Шура. Счастья тебе, Саша. Л.Т. Космодемьянская".
Машины продолжают путь в Петрищево. Еще 6 километров. В движении 500 автобусов, целая моторизированная армия. На просторной площади села выстраиваются 20 тысяч человек - участники слета и гости. Именно здесь пытали Зою фашисты, здесь ее казнили, здесь она вступила в бессмертие. Оружейный залп венчает митинг памяти героев, павших в боях за нашу Отчизну...»
И еще отрывки из дневника:
«11 сентября. Нам предоставлено почетное, волнующее право прийти на Красную площадь столицы, чтобы здесь, в сердце Родины, дать партии и народу клятву на верность. Нет места более святого на всей раздольной нашей земле! В самые сокровенные минуты мы приходим на Красную площадь.
И сегодня на площади, как в грозные годы войны, гремит в динамиках голос Ю. Левитана:
- Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»
В день закрытия слета делегатам вручали памятные медали. К ленинградцам на этот торжественный акт пришел Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев. Вручая медаль и крепко пожимая руку, он спрашивал каждого: «Чем занимаетесь? Как участвуете во Всесоюзном походе?» И все старались в двух-трех фразах сказать самое главное: большие походы по сложным маршрутам, сбор материалов во время походов, серьезные общественно-полезные дела, связанные со следопытской работой.
1967 год. В год 50-летия Великой Октябрьской революции столицей Третьего Всесоюзного слета следопытов под вига стал Ленинград — город великой истории, город, где родилась Революция, город-герой.
Брест - Москва - Ленинград... Как эстафета, передается от слета к слету священная память и благодарность молодых граждан страны.
Гавань. Морские ворота Ленинграда. Плавучей базой делегатов слета стали теплоходы «Родина», «Т. Шевченко», «Н.К. Крупская» и «Алтай». В ночь с 28 на 29 июня, после яркого и красочного праздника в парках Петродворца, взяли курс к истоку Невы. Остался за кормой легендарный остров Орешек. Впереди безбрежная голубая даль. Вода сливается с небом.
На палубах выстроились делегаты слета. Тихо над просторами озера. С Ладогой связано много героических страниц обороны Ленинграда. На мачтах теплоходов приспущены флаги. Торжественно звучат слова клятвы: «В этом священном для каждого человека месте советская молодежь клянется быть верной заветам отцов-героев, их светлой памяти, делу, за которое они отдали жизнь».
...В июле 1941 года канонерские лодки, транспортные суда и катера ушли из Шлиссельбурга и бухты Владимирской к северо-западным берегам Ладоги, чтобы помочь героически оборонявшимся дивизиям. Это было первое боевой крещение только что организованной Ладожской флотилии. В самые тяжелые и трагические месяцы блокады через ладожский лед пролегла «Дорога жизни».
...Минута молчания. Делегаты опускают в воды Ладоги венок из алых и белых гвоздик, перевитых красной лентой, на ней коротенький текст: «Героям Ладоги, павшим за Ленинград, от участников Третьего Всесоюзного слета».
Четвертый Всесоюзный слет открылся в Киеве в сентябре 1968 года, в полувековой юбилей комсомола. Улицы и площади древнего города встречали гостей праздничным убранством. Палаточный городок слета в сосновом лесу под Киевом заполнили делегаты со всех концов страны.
Сколько матерей благодарны юным следопытам за памятники и цветы, которые выросли над ранее безвестными могилами воинов.
Ульяновск в праздничном наряде. Со всех концов страны сюда в год 100-летия со дня рождения В.И. Ленина съехались Делегаты Пятого Всесоюзного слета.
5 августа 1970 года в лучах прожекторов засверкала беломраморная громада Ленинского мемориала. Представители городов, где проходили предыдущие слеты, и Ульяновска поднимаются с горящими факелами на площадку с огромной чашей. Пять огней сливаются в один - вспыхивает огонь слета.
Следопыты, лучшие представители поисковых отрядов рапортовали слету о своих делах, находках, открытиях. Они представили на конкурс выставки, альбомы, макеты памятников и многое, многое другое.
18 июля 1973 года на центральной площади ВДНХ СССР торжественно прозвучали фанфары. В Москве открылся Шестой Всесоюзный слет участников похода по местам революционной, боевой и трудовой славы. Красные следопыты рапортовали стране о своих делах, о готовности к новым походам.
За три года, отделявшие ульяновский слет от московского, участники Всесоюзного похода создали около 63 тысяч музеев, комнат и уголков славы, установили почти 17 тысяч памятников, обелисков, мемориальных досок. Благодаря их настойчивым поискам родные, земляки, однополчане узнали о подвигах и судьбе 45 тысяч павших в боях воинов.
Подвиг рождает стремление к подвигу, сливаются дороги отцов и детей. Если вычертить на карте все эти походы но глухим партизанским тропам и местам отгремевших сражений, то они станут такими же длинными, как дороги минувшей войны.
Каждый отряд шел своей дорогой. Она нередко начиналась в родном городе, родном селе или приводила следопытов в родные места.
Не буду утомлять читателей описанием подробностей еще шести слетов. Только перечислю их. Седьмой Всесоюзный слет, который завершил седьмой этап похода, собрался в городе-герое Волгограде в сентябре 1975 года. Восьмой Всесоюзный слет состоялся в 1977 году в городе первого Совет рабочих депутатов - Иванове. Девятый этап завершился в сентябре 1980 года в городе-герое Минске. К этому времени по официальным данным во Всесоюзном походе принимали участие 58 миллионов человек. Огромная цифра! Десятый слет прошел в сентябре 1982 года в Ереване. Одиннадцатый - осенью 1985 года в городе Тула. И, наконец, последний, Двенадцатый, осенью 1987 года провели в Ленинграде.
Характерно, его назвали просто — Всесоюзный слет комсомольцев и молодежи. Исчезло слово «поход», но не только слово, понятие, но и собственно смысл самого похода.
Один из комсомольских деятелей и теоретиков Всесоюзного похода так писал об этих изменениях: «Характерно отметить, что Всесоюзный поход, начавшийся в 1965 году как туристский, имел серьезные недостатки, в частности, "туристский уклон", страдал поверхностным отношением к кропотливой исследовательской работе, организаторы походов ограничивались лишь сбором отчетных данных, проведением нескольких однодневных походов, неудовлетворительно пропагандировали положительный опыт, не вскрывали недостатков». Здесь все смешано в кучу. Непонятно только, чем же мешал туризм как активная форма поиска и воспитания. Какие тут могут быть комментарии?
Еще один из «теоретиков» так формулировал задачи движения: «Всесоюзный поход все еще ассоциативно отождествляется с туристским походом по местам боев (хотя уже с 1966 года в названии нет термина "туристский")». Всесоюзный поход, по словам того же автора, стал комплексной формой коммунистического воспитания молодежи. И только.
На первое место вышла формула - воспитание молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях с непрерывно пополняющимся набором соответствующих форм и методов. Проведение субботников, конкурсы токарей, книги-эстафеты, изучение разных наследий и многое, многое другое. Все это были идеологические акции, и собственно туристским походам места уже не было.
Надо сказать, что в городах и селах нашей огромной страны не читали рекомендаций Центрального штаба и продолжали ходить в туристские походы, одновременно вести поиск, собирать материалы о героях войны, создавать музеи и уголки.
На каждый из итоговых слетов приезжали, главным образом, комсомольские функционеры, которые не имели никакого отношения к походам и экспедициям. Зачем? Приятно и весело провести время. Тем более, что каждый слет готовился специальной «режиссерской группой» и проходил как большой красочный спектакль.