Возрастная стратификация как критерий дифференциации СКД.
Возрастная стратификация— совокупность возрастных групп, расположенных в определенном иерархическом порядке.
Состав и численность людей определенных возрастов постоянно изменяется в силу демографических причин. Человек постепенно переходит из одной возрастной группы в другую. Группы людей одного возраста, несмотря на индивидуальные различия, обладают общими чертами. Именно поэтому существуют такие понятия, как «поколение» и «сверстники». Их развитие происходит в определенных условиях, которые невозможно повторить. Группы людей по возрастам выполняют соответствующие им социальные роли. В этом процессе участвуют государство, система стимулов, общественные нормы и т.д. В связи с этим приобретает особое значение социализация каждого конкретного индивида.
Возрастная стратификация предполагает разделение всех людей по возрасту. Такое деление предполагает распределение статусов. Старшие обладают более высокими, а младшие — более низкими статусами. Соответственно неравномерно распределены права и обязанности. В реальной жизни, однако, это не всегда соответствует действительности. Развивается мировое хозяйство, экономики отдельных стран, регионов; усложняются взаимосвязи между людьми. В этой ситуации возраст не играет решающей роли, когда речь идет о профессиональной деятельности.
Ученые исследовали проблемы в области возрастной стратификации. Было выдвинуто множество теорий. Например, теория Карла Маркса предполагает разделение людей по физиологическим признакам.
Основными понятиями в области возрастной стратификации являются возрастная степень, возрастной, класс, возрастная группа.
Возрастная степень подразумевает деление всей жизни человека на определенные промежутки времени. В каждом из них он занимает определенный статус, обладает правами и несет обязанности в некотором объеме.
Возрастная группа состоит из людей, которые выполняют определенную функцию, связаны между собой и имеют свою внутреннюю организацию.
Возрастные классы состоят из людей, которые занимают определенное место в системе стратификации и выделяются обществом.
32. Ценностные ориентации людей среднего возраста.
Хотя некоторые специалисты, изучающие развитие чел., определяют средний возраст как отдельный период жизненного цикла, начинающийся примерно в конце третьего десятилетия жизни и заканчивающийся где-то в конце четвертого десятилетия, другие ученые относят к среднему возрасту период от 40 до 60 лет.
В среднем возрасте важную роль занимают потребности в личном успехе, социальном одобрении, достижении социального статуса или престижа, а также в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Мужчины и женщины данного возраста склонны к предпринимательскому стилю жизни, при этом так же, как и молодежь, осознают значимость повышения интернальности. Для мужчин важным в их жизни является независимость мышления и выбора действий в творчестве, исследовательской деятельности. Женщины считают важным сохранение благополучия людей, с которыми они находятся в частом личном контакте. Для среднего возраста важно иметь цель в будущем, учитывая предыдущий жизненный опыт, при этом респонденты данной возрастной категории полагают, что жизнь контролируется событиями, не зависящими от них. Следует отметить, что мужчины более самокритичны, а у женщин наблюдается адекватность самооценки интернальности. По сравнению с остальными группами, в пространстве притязаний данного возраста занимают особое значение объекты, относящиеся к производственным, профессиональным отношениям.
Так называемый кризис середины жизни, переживаемый некоторыми людьми среднего возраста, может быть следствием того, что они рассчитывали на дивиденды с долгой и преуспевающей жизни, имели благоприятные возможности реализовать мечты, а в итоге обнаруживали, что получили слишком мало. Конечность жизни начинает все более ясно осознаваться в среднем возрасте, и сознание того, что уже поздно начинать все сначала, менять работу, семейную жизнь и свои привычки, причиняет многим страдания.
33. Образовательные системы взрослых: корпоративная, специализированная, виртуальная.
На практике существует три наиболее типичные модели образовательных систем для взрослых:
· корпоративная;
· специализированная;
· виртуальная.
Рассмотрим корпоративную систему более подробно, как наиболее приемлемую для подготовки IT-специалистов, работающих на предприятиях горнодобывающего комплекса.
Корпоративные образовательные системы создаются крупными предприятиями, фирмами, корпорациями для обучения различных категорий своих работников.
Эффективная организация образовательного процесса непосредственно на предприятии имеет важное социально-экономическое значение не только для самой фирмы, но и для общества в целом. Современные крупные фирмы становятся местом концентрации огромных интеллектуальных, духовных, культурных ресурсов, успешно конкурируя с системой образования как таковой.
На предприятии образовательная деятельность становится столь же значимой и распространенной, как и производственная деятельность.
Учитывая непрерывное совершенствование производства, внедрение точных и наукоемких технологий ускоряющийся процесс социально-экономических перемен, позволяет предполагать, что передовые предприятия в ближайшие десятилетия превратятся в производственно-образовательные системы.
На базе корпоративного учебного центра функционируют два компьютерных класса, оборудованных современной техникой. Отработана система повышения квалификации IT-специалистов с привлечением преподавателей российских учебных структур, которые знакомят специалистов с современными информационными системами, без учета специфики производства.
В настоящее время разрабатывается методическая система обучения IT-специалистов (определение А.М. Пышкало), учитывающая применяемые автоматизированные системы горнодобывающей отрасли, что является одной из мер для повышения качества, обучения, а также эффективности и надежности эксплуатации АСУ.
При планировании, организации и проведении курсов повышения квалификации IT-специалистов необходимо разделить на следующие группы:
· молодые специалисты - для знакомства со спецификой горного производства;
· специалисты, работающие на разных технологических переделах с целью детального изучения самого технологического процесса и систем его автоматизированного контроля и управления;
· по выполняемым функциям (оператор, лаборант и др.).
Преподавателями данных курсов должны стать опытные специалисты предприятия, знающие тонкости производства и автоматизации технологических процессов. Обучение целесообразно проводить не только в компьютерных классах, но и в лабораторных условиях, на производстве для выполнения практических заданий.
Такая форма организации учебного процесса позволит повысить эффективность и качество полученных знаний, умений и навыков, необходимых IT-специалисту для выполнения профессиональных задач по управлению, контролю и обслуживанию автоматизированных систем, применяемых при проведении горных работ.
Применение рациональных методик позволит раскрыть основные задачи курса, с учетом профессиональных стандартов, существенно расширить и углубить содержание учебной программы в области производственной сферы.
Специализированное образование: обогащение знаний и умений, необходимых для успешной деятельности в системе технологического и социального разделения труда. В структуру специализированного образования входят:
- овладение функциональной грамотностью;
- профессиональное образование, ориентированное на повышение уровня компетентности в области оплачиваемых занятий;
- социально-экономическое, ориентированное на обогащение знаний и умений, необходимых при осуществлении деятельности, связанной с выполнением социальных и экономических функций;
- "ролевое" образование, ориентированное на обогащение знаний и умений, необходимых для адекватного выполнения социальных ролей.
. Кроме того, разрабатываются программы для граждан, нуждающихся в усиленной социальной защите, в целях более полной реализации их нрава на образование и других конституционных прав. К категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите, относятся:
- безработные, нуждающиеся в получении новой специальности;
- инвалиды, не имеющие возможности осваивать учебной курс в обычных условиях;
- молодые специалисты, лица, вступающие в самостоятельную жизнь;
- женщины, имеющие малолетних детей;
- мигранты и беженцы, переживающие период адаптации к новым для них социально-культурным условиям и т.д.
Виртуальная образовательная система для взрослых: одной из наиболее перспективных форм обучения взрослых является дистанционное обучение с применением компьютерных телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.[1][2]
Дистанционное обучение - это одна из форм обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
· среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
· методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.
Дистанционное обучение позволяет:
· снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
· проводить обучение большого количества человек;
· повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
· создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.