Тема 1. Понятие социальной коммуникации. Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве
Содержание дисциплины и ее связь с общенаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами, теорией и практикой библиотечно-библиографической деятельности. Значение дисциплины для подготовки специалистов в сфере библиотечно-информационной деятельности в современных условиях. Библиотека как социально-коммуникационный институт: перспективы развития в мультимедийной ОКС.
Социальное пространство и время как категории теории социальной коммуникации. Распространение смыслов в социальном времени и пространстве. Субъективный характер социального времени. Календарное и историческое время. Социальное пространство как единство политического, экономического, культурного, научного пространств. Особенности профессионального пространства в библиотечно-информационной сфере.
Тема 2. Виды социальной коммуникации: устная, документальная, электронная
Коммуникационные каналы как материальная сторона социальной коммуникации. Естественные и искусственные коммуникационные каналы. Разновидности смысловых коммуникаций: устная, документная, электронная коммуникация. Закон кумуляции информации.
Устная коммуникация. Речь как средство общения. Невербальные средства общения. Функции устной коммуникации. Проекты искусственного международного языка.
Документная коммуникация. Институты документной коммуникации. Функции документов. Цензура как орудие коммуникационного насилия.
Электронная коммуникация. Пророчество Маршала Маклюэна о развитии электронной коммуникации. Функции электронной коммуникации. Глобальная сеть Интернет, ее коммуникативные возможности.
Тема 3. Семиотика и коммуникация
Семиотика социальной коммуникации. Смысловая социальная коммуникация как движение в знаковой форме смыслов в социальном времени и пространстве. Знаки, используемые в различных коммуникационных каналах. Коммуникационный знак как социально признанное единство значения и имени.
Коммуникационные знаки и их классификация. Одиночные знаки и знаковые системы. Семантика, синтактика, прагматика в познании семиотики социальной коммуникации. Значение изучения семиотики коммуникации для библиотечно-библиографической деятельности.
Раздел 2. Коммуникационная деятельность
Тема 4. Формы коммуникационной деятельности
Субъекты социальной коммуникации. Формы коммуникационной деятельности. Подражание как древнейшая форма передачи смыслов. Диалог как взаимодействие равноправных субъектов. Управление как коммуникационное действие, предполагающее использование коммуниканта в качестве средства достижения своих целей.
Условность выделения отдельных форм коммуникационной деятельности; проблема их взаимосвязи.
Тема 5. Виды и уровни коммуникационной деятельности
Разновидности коммуникационных ситуаций. Активная роль индивида в микрокоммуникации. Активная роль группы в мидикоммуникации. ситуации микрокоммуникации: копирование эталона, беседа, наставничество, подражание референтной группе, руководство коллективом, социализация, публичное самоутверждение. Ситуации мидикоммуникации: социальное подражание, деловые переговоры, адаптация к среде, руководство обществом. Активная роль массы в макрокоммуникации. Макрокоммуникационные ситуации: заимствовование достижений, межкультурная коммуникация и информационная война. Значение изучения видов и уровней коммуникационной деятельности, особенностей их протекания для библиотечно-библиографической деятельности.
Тема 6. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория
Общение как коммуникационная категория. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Структура и содержание общения как коммуникационного процесса общение как обмен информацией; общение как взаимодействие; общение как восприятие людьми друг друга. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения.
Тема 7. Игровое общение
Общее представление об игре как форме человеческой деятельности. Игра как спутник развития человечества. Признаки игры. Типы игр. Игра-маскарад, игра-иллюзия, игра-разгадка, игра-состязание. Обучающие игры. Псевдоигра: коммуникация без творчества. Ритуал как устойчивая форма обыденного общения людей.