Было ли Возрождение на Руси?

В той форме, как в Италии, конечно, нет. Россия развивалась в русле средневековой художественной культуры:

· Церковь занимала ведущее положение в жизни

· искусство носило культовый характер

· отсутствовали светские жанры живописи

· каноничность

· коллективность творчества

· анонимность

· искусство не было профессиональным

· своеобразие культуры - традиционность и замкнутость.

Но в искусстве появляется интерес к внутреннему миру, оно обращается к человеку и его чувствам, к его эмоциональной сфере. Академик Д. С. Лихачев называет этот период Предвозрождением, которое не перешло в Возрождение, а замолчало на несколько веков (до нач. XVIII века).

Итоги развития культуры

После противостояния на р. Угре Русь получает независимость и выбирает собственный путь развития, связанный с укреплением русской государственности.

Художественная культура XVI века

Завершается процесс «собирания» русских земель. Укрепление единого российского государства. Специфическая форма самодержавия, опирающегося на военную мощь, а не экономические связи, как в Европе. Особая социально-психологическая атмосфера, представления русских людей, определившие направление культурно-исторического процесса. Формирующаяся русская культура подчинена «государеву делу». Забота о государстве пронизывает все сферы.

1514 - присоединен Смоленск. В честь этого в 1525 году основан Новодевичий монастырь, в котором венчался на царство Б. Годунов.

1547 - Иван IV венчается на царство митрополитом Макарием по византийскому образцу в Успенском соборе Московского Кремля. Получает титул царя от лат. «цезарь». Атрибуты царской власти: скипетр и держава, шапка Мономаха - царский венец. Великолепный головной убор, подарен Ивану Калите ханом Золотой Орды. По легенде Владимиру Мономаху подарил его дед, византийский император.

Накопление научных знаний, но они носят прикладной характер. Арифметика, геометрия для строительства, солеварение, фортификация. География - жанр «Хождений» - Василий Позняков в Константинополь и Афон.

Духовные деятели

В духовной жизни начало споров об обрядах, критика церкви, которые приведут к расколу в XVII веке.

Нил Сорский и Вассиан Патрикеев - нестяжатели - отказ от землевладений и аскетизм, осуждены как еретики. Иосиф Волоцкий - иосифляне-стяжатели - только богатая церковь сможет выполнить высокую миссию в государстве, выражали официальную точку зрения. Ведут полемику.

Васиан Патрикеев, Феодосий Косых, Зосима Соловецкий, Александр Свирский.

В 1518 г. прибыл Максим Грек, собрал круг единомышленников, который иногда называют академией Максима Грека. Взгляды близки нестяжателям. Обличает обман, богатство, ростовщичество церковников.

1988 - Макарий и Грек причислены к лику святых.

Филофей выдвигает тезис «Москва - третий Рим». Выводит родословную русских царей от римских цезарей, богоизбранность власти.

Иван Пересветов и Федор Карпов - публицисты - за сильную власть.

60-70-е гг. XVI в. - переписка Грозного с Курбским - образец публицистического жанра.

Вторая половина XVI века по заказу Ивана Грозного составлен «Лицевой свод» или «Никоновская летопись», показывает историю государства как историю мировой державы, берущей начало от Рима. Содержит 16 тысяч «лиц» (миниатюр-иллюстраций), за что и получила название.

Священник Сильвестр - священник Благовещенского собора, личный духовник Ивана Грозного, написал «Домострой» - свод правил поведения в обществе и быту. Идеологию феодальной монархии применил к частной жизни.

1541 - свод «Великие Четьи-Минеи» - автор митрополит Макарий. Он и его приверженцы образуют вторую своеобразную Академию. Собрание житий святых, расположенных по месяцам года. 12 томов по числу месяцев. Предназначено для личного пользования. Цель - собирание в целое литературного наследия Древней Руси.

Существует библиотека Ивана Грозного - не найдена до сих пор.

1553 - построен Печатный двор

1564 - издание «Апостола» - первая книга на Руси. Издана дьяконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. 2 книга - «Часослов».

1574 - Федоров напечатал «Грамматику» и первый славяно-русский букварь.

Литературные жанры:жития святых, хождения, публицистика, хроники, сказки.

Зодчество

1555-1560 - строительство Покровского собора в честь взятия Казани.

· Полное название - храм Покрова что на рву. Другое название - собор Василия Блаженного - в честь юродивого, который жил там.

· Находится на Красной площади перед Кремлем на Красной площади (т. е. к ансамблю Кремля не относится!)

· Архитекторы - Посник Яковлев и Барма по легенде были ослеплены, чтобы больше не могли построить ничего подобного.

· Собор имел первоначально 9 глав, потом пристроили 10-ю над местом захоронения Василия Блаженного.

· По сути - на одном основании возведено 9 самостоятельных объемов.

· В плане имеет очертания Вифлеемской звезды - 8-ми угольник

· разнообразие перекрытий - ни одна глава не похожа на другую

1530 - построены стены Китай-города

1586 - Белый город из белого камня на территории совр. Бульварного кольца.

1592 – Скородом (совр. Садовое кольцо)

Шатровые церкви XVI века

1532 - храм Вознесения в Коломенском в честь рождения наследника Ивана IV. Это обетный храм. 2Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию. Такова же не бываша прежде на Руси». Композиция состоит из основных элементов: подклет, четверик, восьмерик и шатер с главкой. Памятник-монумент.

В честь венчания Ивана Грозного на царство построена церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково.

Усадьба в Александровском или Александровская слобода - гнездо опричнины. Вторая столица.

1580 - Приказ каменных дел для организации строительных работ.

Развивается гражданское строительство - хоромы Строгановых в Сольвычегодске.

Иконопись

1551 - Стоглавый собор установил унификацию русского пантеона святых, единый культ и обряды, канон в иконописи по живописи Андрея Рублева, в архитектуре - Успенский собор Кремля. Шатровые постройки запрещены, как не отвечающие канону.

Традиции Рублева продолжил в XVI веке Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосий.

· 1500 - Росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря.

· иконы Успенского собора в Кремле.

Икона «Церковь воинствующая» в честь взятия Казани. Искуство на службе у государства. По сути — это первая историческая картина.

Иконы «строгановского письма» - мастера Прокопий Чирин, Истома Савин.

Наши рекомендации