Всероссийская олимпиада школьников 2000 г.
1. Физическая культура представляет собой:
а)учебный предмет в школе;
б)выполнение физических упражнений;
в)процесс совершенствования возможностей человека;
г)часть человеческой культуры.
2. Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется:
а)высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям;
б)уровнем работоспособности и запасом двигательных умений и навыков;
в)хорошим развитием систем дыхания, кровообращения, достаточным запасом надежности, эффективности и экономичности;
г)высокими результатами в учебной, трудовой и спортивной деятельности.
3. Под физическим развитием понимается:
а)процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;
б) размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность;
в) процесс совершенствования физических качеств при выполнении физических упражнений;
г)уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.
4. Физическая культура ориентирована на совершенствование:
а)физических и психических качеств людей;
б)техники двигательных действий;
в)работоспособности человека;
г)природных физических свойств человека.
5.Отличительным признаком физической культуры является:
а)развитие физических качеств и обучение двигательным действиям;
б)физическое совершенство;
в)выполнение физических упражнений;
г)занятия в форме уроков.
6.Физическими упражнениями называются:
а)двигательные действия, с помощью которых развивают физические качества и укрепляют здоровье;
б)двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки и продолжительности выполнения;
в)движения, выполняемые на уроках физической культуры и во время утренней гимнастики;
г)формы двигательных действий, способствующие решению задач физического воспитания.
7.Нагрузка физических упражнений характеризуется:
а) подготовленностью занимающихся в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, самочувствием во время занятия;
б)величиной их воздействия на организм;
в)временем и количеством повторений двигательных действий; г)напряжением определенных мышечных групп.
8.Величина нагрузки физических упражнений обусловлена:
а)сочетанием объема и интенсивности двигательных действий;
б)степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей;
в)утомлением, возникающим в результате их выполнения;
г)частотой сердечных сокращений.
9.Если ЧСС после выполнения упражнения восстанавливается до уровня, который был в начале урока, за 60 сек., то это свидетельствует, что нагрузка:
а) мала и ее следует увеличить;
б)переносится организмом относительно легко;
в)достаточно большая, но ее можно повторить;
г)чрезмерная и ее надо уменьшить.
10.Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Укажите, какую частоту пульса вызывает большая интенсивность упражнений:
а)120-130 ударов в1 мин.;
б)130-140 уд./мин.;
в)140-150 уд./мин.;
г)свыше 150 уд./мин.
11.Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что:
а)во время занятий выполняются двигательные действия, содействующие развитию силы и выносливости;
б)достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации;
в) в результате повышается эффективность и экономичность дыхания и кровообращения;
г)человек, занимающийся физическими упражнениями, способен выполнить большой объем физической работы за отведенный отрезок времени.
12.Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором:
а)легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы;
б)человек обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;
в)человек бодр и жизнерадостен;
г)наблюдается всё вышеперечисленное.
13.Первая помощь при ударах о твердую поверхность и возникновении ушибов заключается в том, что ушибленное место следует:
а) потереть, почесать;
б) нагревать;
в) охлаждать;
г) постараться положить на возвышение и обратиться к врачу.
14.Что понимается под закаливанием?
а)купание в холодной воде и хождение босиком;
б)приспособление организма к воздействию внешней среды;
в)сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;
г)укрепление здоровья.
15.Во время индивидуальных занятий с закаливающими процедурами следует соблюдать ряд правил. Укажите, какой из перечисленных ниже рекомендаций придерживаться не стоит:
а) чем ниже температура воздуха, тем интенсивнее надо выполнять упражнения, так как нельзя допускать переохлаждения;
б) чем выше температура воздуха, тем короче должны быть занятия, так как нельзя допускать перегревания организма;
в) не рекомендуется тренироваться при интенсивном солнечном излучении;
г)после занятия надо принять холодный душ.
16.Правильное дыхание характеризуется:
а) более продолжительным выдохом;
б) более продолжительным вдохом;
в) вдохом через нос и выдохом ртом;
г)равной продолжительностью вдоха и выдоха.
17.При выполнении упражнений вдох не следует делать во время:
а)вращений и поворотов тела;
б) прогибания туловища назад;
в) возвращения в исходное положение после наклона;
г)дыхание во время упражнений должно быть свободным, рекомендации относительно времени вдоха или выдоха не нужны.
18.Что называется осанкой:
а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;
б) пружинные характеристики позвоночника и стоп;
в) привычная поза человека в вертикальном положении;
г)силуэт человека
19.Правильной можно считать осанку, если вы, стоя у стены, касаетесь ее:
а) затылком, ягодицами, пятками;
б) лопатками, ягодицами, пятками;
в) затылком, спиной, пятками;
г)затылком, лопатками, ягодицами, пятками.
20.Главной причиной нарушения осанки является:
а) привычка к определенным позам;
б) слабость мышц;
в) отсутствие движений во время школьных уроков;
г)ношение сумки, портфеля на одном плече.
21.Когда спортсмены России впервые приехали на Олимпийские игры, их было всего пять человек. Тем не менее фигуристу Николаю Панину-Коломенкину удалось стать олимпийским чемпионом. В каком году это было?
а) в 1900 г. на II Олимпийских играх в Париже;
б) в 1908 г. на IV Олимпийских играх в Лондоне;
в) в 1924 г. на I зимних Олимпийских играх в Шамони;
г) в 1952 г. на VI зимних Олимпийских играх в Осло?
22.Термин «олимпиада» означает:
а) четырехлетний период между Олимпийскими играми;
б)первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры;
в)синоним Олимпийских игр;
г)соревнования, проводимые во время Олимпийских игр.
23.В первых известных нам Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до нашей эры, атлеты состязались в беге на дистанции, равной:
а) одному стадию;
б) двойной длине стадиона;
в) 200 м;
г) во время тех Игр атлеты состязались в борьбе и метаниях, а не в беге.
24.В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране:
а) Олимпийские игры планировалось провести в 1944 г., но они были отменены из-за второй мировой войны;
б) в 1976 г. XII зимние Олимпийские игры проводились на Кавказе в Красной Поляне;
в) в 1980 г. XXII Олимпийские игры проводились в Москве;
г) в нашей стране Олимпийские игры пока еще не проводились
25.Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что:
а) он обеспечивает ритмичность работы организма;
б) он позволяет правильно планировать дела в течение дня;
в) распределение основных дел осуществляется более или менее стандартно в течение каждого дня;
г)он позволяет избегать неоправданных физических напряжений.
26.Замена одних видов деятельности другими, регулируемая режимом дня, позволяет поддерживать работоспособность в течение дня, потому что:
а) это положительно сказывается на физическом и психическом состоянии человека;
б) снимает утомление нервных клеток головного мозга;
в) ритмичное чередование работы с отдыхом предупреждает возникновение перенапряжения;
г)притупляется чувство общей усталости и повышается тонус организма.
27.Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, так как:
а) хорошая циркуляция крови во время упражнений обеспечивает поступление питательных веществ к органам и системам организма;
б) повышаются возможности дыхательной системы, благодаря чему в организм поступает большее количество кислорода, необходимого для образования энергии;
в) занятия способствуют повышению резервных возможностей организма;
г)при достаточном энергообеспечении организм легче противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.
28.Почему в уроках физической культуры выделяют подготовительную (вводную), основную и заключительную части:
а) так учителю удобнее распределять различные по характеру упражнения;
б) это обусловлено необходимостью управлять динамикой работоспособности занимающегося;
в) выделения частей в уроке требует Министерство образования России;
г)потому что перед уроком, как правило, ставятся три задачи и каждая часть урока предназначена для решения одной из них?
29.Укажите, в какой последовательности должны выполняться в комплексе утренней гигиенической гимнастики перечисленные ниже упражнения:
1. Дыхательные упражнения.
2. Упражнения на укрепление мышц и повышение гибкости.
3. Потягивания.
4. Бег с переходом на ходьбу.
5. Ходьба с постепенным повышением частоты шагов.
6. Прыжки.
7. Поочередное напряжение и расслабление мышц.
8. Бег в спокойном темпе.
Ответы: а)упражнения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;
б) 7, 5, 8, 6, 2, 3, 2,1, 4;
в) 3, 7, 5, 8, 1, 2, 6, 4,1;
г) 3,1, 2, 4, 7, 6, 8, 4:
30.Под силой как физическим качеством понимается:
а)способность поднимать тяжелые предметы;
б)свойство человека противодействовать внешним силам за счет мышечных напряжений;
в)свойство человека воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений;
г)комплекс свойств организма, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему.
31.Выберите правильное распределение перечисленных ниже упражнений в занятии по общей физической подготовке (ООП).
1. Ходьба или спокойный бег в чередовании с дыхательными упражнениями.
2. Упражнения, постепенно включающие в работу всё большее количество мышечных групп.
3.Упражнения на развитие выносливости.
4. Упражнения на развитие быстроты и гибкости.
5. Упражнения на развитие силы.
6. Дыхательные упражнения.
Ответы: а)1, 2, 5, 4, 3, 6;
б) 6, 2, 3, 1, 4, 5;
в)2,6,4,5,3,1:
г)2,1,3,4,5,6.
32.Основная часть урока по общефизической подготовке (ОФП) отводится развитию физических качеств. Укажите, какая последовательность воздействий на физические качества наиболее эффективна.
1. Выносливость. 2. Гибкость. 3. Быстрота. 4.Сила.
Ответы: а) 1,2,3,4;
б) 2,3,1,4;
в) 3,2,4, 1;
г) 4, 2,3,1.
33.Какие упражнения неэффективны при формировании телосложения?
а) упражнения, способствующие увеличению мышечной массы;
б)упражнения, способствующие снижению веса тела;
в) упражнения, объединенные в форме круговой тренировки;
г)упражнения, способствующие повышению быстроты движений.
34.И для увеличения мышечной массы, и для снижения веса тела можно применять упражнения с отягощением. Но при составлении комплексов упражнений для увеличения мышечной массы рекомендуется:
а) полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц;
б) чередовать серии упражнений, включающие в работу разные мышечные группы;
в) использовать упражнения с относительно небольшим отягощением и большим количеством повторений;
г)планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе.
35.При развитии силы используют специальные упражнения с отягощениями. Их отличительная особенность заключается в том, что:
а) в качестве отягощения используется собственный вес человека;
б)они выполняются до утомления;
в) они вызывают значительное напряжение мышц;
г)они выполняются медленно.
36..Под быстротой как физическим качеством понимается:
а) комплекс свойств, позволяющих передвигаться с большой скоростью;
б)комплекс свойств, позволяющих выполнять непродолжительную работу в минимальный отрезок времени;
в)способность быстро набирать скорость;
г)комплекс свойств, позволяющих быстро реагировать на сигналы и выполнять движения с большой частотой.
37.Для развития быстроты используют:
а) подвижные и спортивные игры;
б)упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции;
в) упражнения на быстроту реакции и частоту движений;
г)двигательные действия, выполняемые с максимальной скоростью.
38.Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время:
а) подвижных и спортивных игр;
б)челночного бега;
в)прыжков в высоту;
г)метаний.
39.Под гибкостью как физическим качеством понимается:
а) комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата, определяющий глубину наклона;
б)способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных сокращений;
в) комплекс свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев;
г)эластичность мышц и связок.
40.Как дозируются упражнения на развитие гибкости, т.е. сколько движений следует делать в одной серии:
а) упражнения выполняют до тех пор, пока не начнет уменьшаться амплитуда движений;
б)выполняют 12-16 циклов движений;
в) упражнения выполняют до появления пота;
г)упражнения выполняют до появления болевых ощущений?
41.Для повышения скорости бега в самостоятельном занятии после разминки рекомендуется выполнять перечисленные ниже упражнения. Укажите их целесообразную последовательность:
1. Дыхательные упражнения.
2. Легкий продолжительный бег.
3. Прыжковые упражнения с отягощениями и без них.
4. Дыхательные упражнения в интервалах отдыха.
5. Повторный бег на короткие дистанции.
6. Ходьба.
7. Упражнения на частоту движений (бег на месте).
Ответы: а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
б)7, 5, 4, 3, 2, 6,1;
в)2,1, 3, 7, 4, 5, 6;
г)3, 6, 2, 7, 5, 4, 1.
42.При развитии гибкости следует стремиться к:
а) гармоничному увеличению подвижности в основных суставах;
б)достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах;
в) оптимальной амплитуде движений в плечевом, тазобедренном, коленном суставах;
г)восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.
43.Под выносливостью как физическим качеством понимается:
а) комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки;
б)комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению;
в)способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;
г)способность сохранять заданные параметры работы.
44.Выносливость человека не зависит от:
а) функциональных возможностей систем энергообеспечения;
б) быстроты двигательной реакции;
в) настойчивости, выдержки, мужества, умения терпеть;
г)силы мышц.
45.При развитии выносливости не применяются упражнения, характерным признаком которых является:
а)максимальная активность систем энергообеспечения;
б)умеренная интенсивность;
в)максимальная интенсивность;
г)активная работа большинства звеньев опорно-двигательного аппарата.
46.При развитии выносливости применяют режимы нагрузки, которые принято подразделять на оздоровительный, поддерживающий, развивающий, тренирующий. Какую частоту сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?
а)110-130 уд./мин.;
б)до 140 уд./мин.;
в) 140-160 уд./мин.;
г) до160 уд./мин.?
47.Техникой физических упражнений принято называть:
а)способ целесообразного решения двигательной задачи;
б)способ организации движений при выполнении упражнений;
в)состав и последовательность движений при выполнении упражнений;
г)рациональную организацию двигательных действий.
48.При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Что понимается под ведущим звеном техники?
а)набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного действия;
б) состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие;
в)совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи;
г)наиболее важная часть определенного способа решения двигательной задачи.
49.В процессе обучения двигательным действиям используют методы целостного или расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от:
а)возможности расчленения двигательного действия на относительно самостоятельные элементы;
б)сложности основы техники;
в)количества элементов, составляющих двигательное действие;
г)предпочтения учителя.
50.Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения:
а)основы техники;
б)ведущего звена техники;
в) подводящих упражнений;
г)исходного положения.