Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

В 2017/2018 УЧЕБНОМ ГОДУ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Москва, 2017

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Описание специфики предметной олимпиады по искусству (Мировой художественной культуре)
2. Общие положения
3.Характеристика содержания школьного этапа
4. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов
4.1.Общая структура комплекта заданий школьного этапа Пять типов заданий первого аудиторного тура школьного этапа
4.2. Рекомендуемый комплект заданий первого аудиторного тура
5. Общая характеристика задания второго тура
5.1. Характеристика заданий для участников 5-6 классов
5.2. Характеристика заданий для участников 7-8 классов
5.3. Характеристика заданий для участников 9, 10, 11 классов
6. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
7. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
8. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
9. Образцы (примеры) заданий школьного этапа
9.1. Примеры и типы заданий для участников 5-6 классов  
9.2. Примеры первого типа заданий
9.3. Примеры второго типа заданий
9.4. Примеры третьего типа заданий
9.5. Примеры четвертого типа заданий
9.6. Пример задания пятого типа
9.7. Примерная тематика заданий второго тура

10. Муниципальный этап ВОШ
11. Характеристика содержания муниципального этапа
12. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий для муниципального этапа
13. Общая структура комплекта заданий муниципального этапа Четыре типа заданий муниципального этапа
14. Рекомендуемый комплект заданий
15. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
16. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
17. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
18. Образцы (примеры) заданий
18.1. Примеры первого типа заданий
18.2. Примеры второго типа заданий  
18.3. Примеры третьего типа заданий
18.4.Примеры четвертого типа заданий
19. Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального этапа

ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ

(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Цели и задачи Олимпиады

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по искусству является одним из самых важных в развитии олимпиадного движения. Он способствует

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru выявлению направленности интересов обучающихся, уровня их знаний и умений,

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru выявлению уровня развития ключевых (общекультурных, учебно- познавательных, коммуникативно-информационных, ценностно- смысловых) и специальных предметных компетенций;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru выявлению уровня общей культуры участников

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru обретению опыта участия школьников в олимпиадном движении,

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru обеспечению пробы сил и психологической подготовке к участию в состязаниях.

Цели школьного этапа олимпиады– актуализация знаний по мировой художественной культуре, пробуждение интереса к ее аспектам, развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку и собственному творчеству; пробуждение интереса к социализации творческих инициатив (социокультурная адаптация школьников); выявление необходимых условий для удовлетворения познавательных и творческих устремлений обучающихся.

Важной задачей является выявление понимания у участников своей сопричастности к мировому культурному процессу.

Специфика организации школьного этапа проведения Олимпиады должна учитывать возможности школ и административных центров, в которых этап проводится. Административно-территориальные образования, имеющие непосредственную близость к культурным ценностям (музеям,

библиотекам, архитектурным памятникам и т.п.) могут использовать их




пространства для организации школьного этапа. Задачашкольного этапа– активизировать внимание школьников к окружающим объектам культуры, сфере их деятельности, спровоцировать творческую инициативу для взаимодействия с ними. Именно этот этап предполагает использование деятельностного подхода, который поможет участникам непосредственно вступить во взаимодействие с предметами искусства и культуры. Приветствуется предложение участникам проблемного поля для самостоятельного поиска и открытия личностных смыслов при общении с памятниками культуры и искусства своей местности.

Необходимо учитывать, что процесс освоения мировой художественной культуры осуществляется вариативно в разных регионах. Это может быть интегративный курс «Искусство», факультативные и элективные курсы по разным направлениям художественной культуры и другие курсы по выбору, реализующие задачи художественного образования. Кроме того, следует учитывать введение в образовательное пространство современной школы и других общекультурных курсов и предметов, например, «История мировых религий», ОРКСЭ и тому подобных дисциплин. Порядок проведения олимпиады требует соответствия предлагаемых олимпиадных заданий утвержденным образовательным программам, что не исключает возможности включения в них в порядке тестирования углубленного уровня знаний материалов, опережающих календарное изучение материала, а также выявляющих общекультурный уровень участников

Общие положения

В соответствии с п. 2.28 Порядка проведения всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации, определяющие принципы составления олимпиадных заданий, формирования их комплектов и требований по проведению школьного этапа олимпиады.

Предметная олимпиада по Искусству (МХК) призвана способствовать повышению статуса, как самого предмета, так и школьного образования в области «Искусство».

Олимпиада проводится на территории РФ. Рабочим языком олимпиады является русский.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ №273 взимание платы за участие в олимпиаде не допускается.

Всем участникам олимпиады предоставляются рабочие места, обеспечивающие равные условия работы и соответствующие санитарным правилам и нормам.

В месте проведения олимпиады вправе присутствовать представители организатора олимпиады, оргкомитетов и жюри, должностные лица Минобрнауки, а также граждане, аккредитованные в качестве общественных наблюдателей.

До начала школьного этапа представитель организатора проводит инструктаж участников, информируя о продолжительности, порядке проведения, времени и месте ознакомления с результатами, правилах подачи апелляции.

Родитель (законный представитель) обучающегося, заявившего о желании участвовать в школьном этапе олимпиады, в срок не менее чем за 10 рабочих дней до начала школьного этапа в письменной форме подтверждает ознакомление с порядком его проведения и предоставляет организатору школьного этапа олимпиады согласие на публикацию олимпиадной работы своего несовершеннолетнего ребенка, в том числе в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".

Во время проведения олимпиады участники:

должны соблюдать Порядок и требования к проведению школьного этапа, утвержденные организатором этапа олимпиады, центральной предметно-методической комиссией;

должны следовать указаниям организаторов;

не вправе общаться друг с другом и свободно перемещаться по аудитории, пользоваться средствами связи и выходом в Интернет, кроме случаев, предусмотренных организатором и связанных с выполнением финального задания школьного этапа после сдачи ответов на основной блок заданий;

вправе пользоваться орфографическими словарями, находящимися в аудитории.

Олимпиада проводится в спокойной доброжелательной обстановке.

Вместе с тем не допускаются нарушения установленного Порядка проведения.

В случае нарушения участником утвержденного Порядка или требований к проведению олимпиады представитель организатора вправе удалить нарушителя из аудитории, составив акт о характере нарушения и удалении, скрепленный подписями представителя организатора и удаленного.

Удаленный с олимпиады не допускается к участию в последующих турах и этапах.

Участнику предоставляется возможность убедиться в том, что его работапроверена и оценена в соответствии с установленными критериями.

В случае несогласия с оценкой ответов на задания участник вправе подать апелляцию в установленном порядке.

Рассмотрение апелляции проходит в присутствии подавшего ее участника.

По результатам рассмотрения апелляции жюри принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или о корректировке оценки.

Жюри

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru принимает для проверки работы участников в зашифрованном виде;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru оценивает выполненные задания в соответствии с разработанными и утвержденными критериями и методиками оценивания;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru проводит с участниками анализ выполненных заданий;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru осуществляет показ работ для участников, желающих увидеть свою проверенную работу;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru представляет результаты проведенного этапа участникам;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru рассматривает очно апелляции участников, ведя видеофиксацию;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru определяет победителей и призеров в соответствии с квотой, устанавливаемой организатором этапа;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru представляет организатору протоколы результатов для утверждения;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru составляет и представляет организатору аналитический отчет о результатах выполнения заданий этапа.

Первый тип заданий

направлен на выявление учебно-познавательной компетенции: узнавание художественного произведения, выявление как общих знаний участников по предмету, так и их способности определить, узнать более или менее знакомое произведение искусства по его отражению в художественном или искусствоведческом тексте и может включать вопросы, связанные с художественными произведениями в диапазоне от хрестоматийных и популярных до менее известных произведений искусства. Включение

последних позволяет определить наиболее подготовленных учащихся, способных принять участие в следующем муниципальном туре Олимпиады.

Задания первого типа усложняются по пути выявления диапазона знаний от хрестоматийных и популярных произведений искусства на школьном этапе до менее известных широкому кругу на последующих этапах.

Задания первого типа на региональном этапе содержат менее узнаваемые приметы произведения, требующие специальных предметных знаний.

Задания первого типа на заключительном этапе зачастую требуют специальных расширенных знаний по предмету.

Второй тип заданий

направлен на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций. Этот тип заданий выявляет способность школьников эмоционально воспринимать и передавать свое восприятие произведения искусства или явления культуры различных областей, их словарный запас.

Участникам предлагается

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru определить свое эмоциональное отношение к произведению искусства;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru использовать образный язык описания для передачи своего эмоционального впечатления;

зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной или художественно-публицистической форме (например, для создания текста афиши или буклета).

Для анализа могут быть предложены, как названные в задании произведения или репродукции их изображений, так и аудио или видеофрагменты музыкальных произведений или кинофильмов.

На муниципальном этапе этот тип заданий (второй уровень сложности)

для определения настроения, запечатленного в произведении, предлагает

малоизвестное произведение, с анализом которого участник, скорее всего, не встречался.

На региональном этапе (третий уровень сложности) может быть предложено сравнительное описание настроений двух или нескольких произведений, в том числе разных видов искусства, по-разному разрабатывающих одну и ту же тему.

На заключительном этапе (четвертый уровень сложности) задание может быть осложнено предложением определить средства выразительности, которые способствуют созданию и передаче различных настроений, а также провести сравнительно-сопоставительный анализ двух или нескольких произведений разных видов искусства.

Третий тип заданий

направлен на выявление уровня развития исследовательской и творческой компетенций, на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд при определении логики составления ряда. Задание этого типа направлено на выявление умения участника анализировать произведение искусства. На муниципальном этапе задание может усложняться предложением определить произведение искусства по его фрагменту и проанализировать его в целостности по памяти, что позволяет выявить общую культуру участника. Задание может быть осложнено предложением

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru определить автора произведения;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru назвать другие произведения этого же автора; описать общую композицию произведения;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru ответить на вопросы, расширяющие представление о творчестве

автора, культурно-исторической эпохе, стиле и т.п.

Вариантом третьего типа заданий является выявление характерных черт стиля художника по фрагментам его произведений, от хрестоматийных до менее известных широкому кругу зрителей.

Третий тип заданий усложняется путем предложения для работы менее известных, не хрестоматийных произведений искусства или менее узнаваемых эпизодов известных работ, а также просьбой назвать характерные особенности творческого почерка художника.

Задания регионального и заключительного этапов могут включать фрагменты нескольких художественных произведений и быть осложнены заданием второго типа: выявить ведущее настроение работ и художественные средства его передачи; предложением провести сопоставительный анализ произведений. При выполнении задания участник может продемонстрировать более широкий круг знаний, чем определенный в задании, например, указать жанр, отметить жанровые характеристики произведения или назвать, к какому направлению в искусстве оно принадлежит, назвать имена из окружения автора произведения, дать дополнительные сведения о характерных особенностях его творчества. Подобного рода расширения ответа оцениваются дополнительными баллами, которые необходимо предусмотреть при разработке критериев и методики оценивания ответов.

Четвертый тип заданий

направлен на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд, исключению из ряда признака или названия, не соответствующего ряду при определении логики составления ряда и включает задания тестового характера по соотнесению определений с рядами названий явлений искусства, специальных терминов, относящихся к разным видам искусства.

Рекомендуется осложнить задание предложением участникам кратко прокомментировать сделанный выбор, что позволит увидеть предлагаемую участником логику, которая может оказаться оригинальной и не учтенной в предполагаемых ответах. В критериях оценок целесообразно предусмотреть пункт, позволяющий оценить оригинальность подхода к выполнению задания.

На муниципальном этапе задание может быть осложнено предложением продолжить ряд признаков предложенных явлений.

Четвертый тип заданий выявляет

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru способность выделить значимые содержательные единицы в предложенных произведениях искусства или искусствоведческих текстах;

умения провести сравнительно-сопоставительный анализ произведений искусства заданного ряда;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru владение специальной терминологией при сравнении художественных явлений, способностями выделять их в тексте, раскрыть их смысл и содержание и использовать самостоятельно при анализе произведений искусства.

Задания по определению знаний в области искусствоведческой терминологии, названий и признаков направлений в искусстве, определения жанровой принадлежности произведений могут усложняться как по линии увеличения объема задания, так и по пути усложнения формы выполнения, например, заполнение свободных ячеек таблицы при воспроизведении системы жанров одного из видов искусства.

Примером задания четвертого типа может служить предложение выделить значимые содержательные единицы в художественном, искусствоведческом или научно-популярном тексте, или в предложенном тексте выделить слова, обозначающие специфичные средства выразительности того или иного вида искусства.

На муниципальном уровне задание может быть усложнено предложением дополнить ряд выделенных слов терминами, относящимися к тому же виду искусства.

Например, если в результате анализа текста из него выделились слова, обозначающие выразительные средства скульптуры: пространство, объём, материал, форма, цвет, дополнением ряда могут стать фактура, масштаб, контур, движение, поза, жест.

Пятый тип заданий

направлен на выявление способности самостоятельного поиска, структурирования и осмысления нужной информации, связанной с МХК, умения ориентироваться в обширном материале, владения методиками поиска, а также наличия знаний по МХК, необходимых для такого поиска, а также на выявление способности предъявить результаты работы в нужной форме.

Этот тип заданий позволяет выявить сформированность информационно- коммуникативных компетенций. На первом школьном этапе этот тип задания сразу же представляет третий уровень сложности, сосредоточивается на сборе информации из Интернета или в пространстве библиотеки, но его первая часть (дать предварительные ключевые слова для предстоящего поиска) предполагает проверку предметных компетенций, а вторая (поиск и подбор необходимых сведений) проверяет осведомленность в формах и жанрах информационного материала (репродукции, искусствоведческие статьи, словарные статьи, аудиофайлы), а также способность сформулировать основные итоги поиска (т.е., отрефлексировать свою работу и дать краткий отчет).

Особенности процедуры выполнения пятого типа задания. Важно, чтобы участник хорошо продумал, что он станет искать до подхода к книгам или компьютеру. От этого зависит успех выполнения задания. Участник выполняет подготовительные записи синими или фиолетовыми чернилами на

отдельном проштампованном листе, которым ему разрешается пользоваться после сдачи ответов на основные задания, и использовать для дополнения записей из справочных материалов избранных ресурсов, которые ведутся им черными чернилами. Этот тип заданий в иной форме присутствует и на последующих этапах олимпиады.

На муниципальном этапе, вероятно, было бы сложно провести такой вид испытания, проверить и оценить представленные материалы. Поэтому задание приобретает вид систематизации предложенного материала или отбора нужного для раскрытия конкретной проблемы. Материал, предлагаемый для систематизации, рекомендуется составлять так, чтобы участник мог предложить систематизацию по различным признакам (по жанрам, по авторам, по стилям, по эпохам и т.п.).

На региональном этапе систематизация материала усложняется предложением создания концепции выставки с заданием дать имеющиеся сведения на табличках, сопровождающих предлагаемые произведения искусства, составить текст афиши, выделить знаковую работу, которая будет помещена на афише.

Задание может включать предложение расставить в хронологическом порядке предлагаемые названия и/или изображения произведений искусства.

На заключительном этапе этот тип задания выливается в развернутое творческое задание второго тура, на выполнение которого выделяется 3 часа 55 минут.

4.2. Рекомендуемый комплект заданий первого аудиторного тура: 2 задания первого типа,

2 задания второго типа, 1 задание третьего типа,

2 задания четвертого типа, 1 задание пятого типа.

Всего 8 заданий аудиторного тура.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ ВТОРОГО ТУРА

Школьный этап олимпиады проходит в 2017 календарном году. В заданиях этих этапов вполне целесообразно продолжить тему Года экологии. Также 2017 год – это Год образования и науки Великобритании и России, поэтому при разработке заданий можно обратиться к культурному взаимодействию этих стран.

В связи с проведением 2017 года и как перекрестного Года греческой в российской культур рекомендуется провести второй тур школьного этапа олимпиады как конкурс социокультурных инициатив и идей по взаимодействию культур – разработке стилизованного оформления кабинетов и рекреаций, организации тематических выставок, концертов и вечеров, подготовке презентаций для использования на уроках истории, изобразительного искусства, МХК и т.д. Лучшие проекты при этом рекомендуется предложить для реализации органам муниципальной власти. Такая организация Олимпиады будет соответствовать особенности современных школьников, для которых характерен отход от игры как заместительного вида деятельности и установка на реализацию, осуществление замыслов. При подведении итогов второго тура Олимпиады рекомендуется стимулирование удачных творческих инициатив, популяризация внесенных предложений через СМИ, обсуждение возможности их осуществления на уровне администрации, направленных на поддержание интереса учащихся к общественно-культурной деятельности. Оценивается значимость общественно-культурных инициатив и умение вести поиск необходимых материалов для их осуществления.

Рекомендуется дать одно задание участникам второго тура каждой возрастной группы по разработке проекта насыщения социокультурной среды, избранного организаторами масштаба (школы, или двора, или улицы, или района, или транспорта) и представления его в форме презентации. Рекомендуется в качестве подсказки дать список знаменательных дат 2017-

2018 годов, связанных со значимыми для Российской (и/или мировой) культуры литературно-художественными событиями.

Задание дается всем участникам каждой возрастной группы одновременно в одной аудитории так, чтобы они находились в одинаковых условиях по времени его выполнения. Рекомендуемый срок выполнения – одна-две недели. Срок подготовки, время на подготовку и тема определяется муниципальной предметно-методической комиссией при согласовании с оргкомитетом школьного этапа олимпиады.

Классов

Рекомендуется включить в комплект заданий участников 7-8 классов 6-7 заданий, которые по своему характеру готовят учащихся к выполнению в будущем заданий более старших параллелей. Рекомендуемое время выполнения заданий учащимися 7-8 классов 2,5 – 3 астрономических часа. По своему типу задания могут быть аналогичными заданиям других возрастных групп, но соответствовать материалу 7-8 классов.

Время выполнения может быть скорректировано оргкомитетом в зависимости от конкретных условий проведения Олимпиады

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Конкретное количество баллов, выставляемых за выполнение конкретных заданий, указывается в ключах, подготовленных муниципальной предметно-методической комиссией для членов Жюри, где указывается максимальное количество баллов за выполнение каждого задания.

Рекомендуется указывать на возможную дифференциацию оценок. Если в задании указывается на необходимость указать полное имя автора или точное название произведения, различное количество баллов выставляется за ответ, в котором указывается только имя и фамилия автора, например, «Илья Репин» (2 балла), имя, отчество и фамилия автора: «Илья Ефимович Репин» (4 балла) и инициалы и фамилия автора: «И.Е. Репин» (3 балла).

Если задание связано с предложением дать название выставке (презентации, документальному фильму) различное количество баллов выставляется за номинативное название, метафорическое название и название с использованием цитаты.

Рекомендуется помимо системы оценивания предоставлять членам жюри предполагаемые ответы на задания с комментариями по возможным их оценкам.

При оценивании выполнения олимпиадных заданий заключительного этапа олимпиады учитывается следующие критерии:

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru глубина и широта понимания вопроса: логичное и оправданное расширение ответа на поставленный вопрос с использованием внепрограммного материала;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru своеобразие подхода к раскрытию темы и идеи анализируемого произведения искусства (нахождение оправданно оригинальных критериев для систематизации предложенного материала);

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru знание специальных терминов и умение ими пользоваться;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru знание имен авторов, названий произведений искусства, места их нахождения;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru умение проводить художественный анализ произведения искусства;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru умение соотносить характерные черты произведения искусства со временем его создания, чертами культурно-исторической эпохи, направления или течения в искусстве;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru умение хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru умение проводить сравнительный анализ двух или нескольких произведений искусства (в том числе разных видов искусств);

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru логичность изложения ответа на поставленный вопрос;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru аргументированность излагаемой в ответе позиции: приведение фактов, имен, названий, точек зрения;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru умение передавать свои впечатления от произведения искусства (лексический запас, владение стилями);

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru грамотность изложения: отсутствие грубых речевых, грамматических, стилистических, орфографических (особенно в терминах, названиях

жанров, направлений, произведений искусства, именах их авторов), пунктуационных ошибок;

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru наличие или отсутствие фактических ошибок.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

На первом туре школьного этапа олимпиады при выполнении письменных видов заданий разрешается пользоваться только орфографическими словарями.

При выполнении задания по сбору материала разрешается выход в Интернет на определенный оргкомитетом период времени (рекомендуемое время 15 минут).

При выполнении домашнего задания для участия во втором туре школьного этапа олимпиады пользование справочными материалами и средствами связи не ограничивается и приветствуется.

ОБРАЗЦЫ (ПРИМЕРЫ) ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

Первый тип заданий

Даны иллюстрации к литературным произведениям. (Могут быть даны кадры мультипликационных или художественных фильмов).

Укажите названия произведений и их авторов. (Если задание дается по кинематографу, может быть предложено назвать актеров, исполняющих роли или озвучивающих ведущих персонажей).

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru

 
  всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru

Оценивается знание сюжетов литературных произведений и их авторов, сформированность представлений об иллюстрировании (В случае с кинематографом дополнительно оценивается знание имен исполнителей).

Второй тип заданий

Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту.

Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.

Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.

всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

Вариант второго типа задания.

Опишите в 5-6 предложениях по памяти свое любимое художественно произведение, не называя его так, чтобы можно было догадаться, о каком произведении идет речь. В скобках напишите его название и автора.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, колорите, знание деталей, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

Третий тип заданий

Дан ряд имен. Их можно разбить на 2 и на 4 группы. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.

Геракл, Илья Муромец, Пушкин, Дюймовочка, Винни Пух, Маршак, Снежная Королева, Герда, Чехов, Алеша Попович, Афродита, Тютчев, Добрыня Никитич, Андерсен.

Таблица 1 к заданию.

Имена Название группы
 
 

Таблица 2 к заданию


Имена Название группы
 
 
 
 

Оценивается умение классифицировать, обобщать знания из разных периодов развития культуры. Баллы рекомендуется начислять за каждое слово, включенное в обоснованно составленный ряд и отдельно за точность определения принципа систематизации. Рекомендуется дифференцировать оценки за более и менее точные определения (например, писатели – 2 балла, русские (зарубежные) писатели 4 балла.

Четвертый тип задания

Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.

Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка,

 
  всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru

Андерсен, Репин, братья Гримм, Льюис Кэрролл, Толкин,

 
  всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru

краски, кисти, рояль, акварель, палитра,

 
  всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru

аккордеон, вальс, скрипка, арфа, виолончель.

 
  всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru

Оцениваются

знания из разных областей искусства, умение видеть принцип обобщения и систематизации, умение назвать явление, не вписывающееся в обобщение. Баллы рекомендуется начислять за каждое верно исключенное слово и отдельно за точность его определения.

Пятый тип задания

В школе готовится вечер, посвященный Дню Победы. Составьте его программу. Включите в нее отрывки их художественных текстов, музыкальные произведения. Укажите художественные произведения, которые могут проецироваться на экран.

Этот тип задания по решению устроителей может быть дан в качестве домашнего задания как тема по защите проекта. (См. рекомендации по организации второго тура).

Примеры первого типа заданий

Для 9 класса

Примеры второго типа заданий

Для 9 класса

Пример 1 второго типа задания. 9 класс.

Рассмотрите репродукцию.

1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.

2. Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа.

3. Распределите записанные определения по группам. Объясните принцип группировки.

4. Назовите не менее трех известных произведений этого же автора.

 
  всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) - student2.ru

Пример 2 второго типа задания. 9 класс.

Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов и направлено на выявление уровня развития учебно-познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций и ориентировано на выявление знаний музыкальных жанров, определение

жанровой принадлежности каждого из предложенных музыкальных фрагментов.

В процессе выполнения задания участник должен продемонстрировать способность к эмоциональному восприятию музыкального произведения и потребность передачи своего эмоционального состояния образным языком.

Задание также содержит рефлексивный компонент.

Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 5 музыкальных эпизодов. Примерный перечень эпизодов:

1. П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"

2. Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" (фрагмент).

3. «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина (фрагмент).

4. В.А. Моцарт, «Рондо в турецком стиле» (соната №11 A- dur, фрагмент).

5. "Cats" Э. Ллойда Уэббера (Memory – фрагмент).

6. Л.В. Бетховен, симфония № 5, 4-х частное музыкальное произведение Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам

познакомиться с содерж

Наши рекомендации