I. Общие сведения о ребёнке (октябрь 2016 г.)
Пояснительная записка
По заключению ОЦПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка составлен с опорой на «Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития», программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. А также с учётом содержания программы «Детство», зоны актуального и ближайшего развития ребёнка. Основным способом деятельности с ребёнком являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога, в отдельных случаях - по словесной инструкции воспитателя и специалистов. Для усвоения воспитанником учебного материала используются различные методы:
– наглядный: показ образца, демонстрация видеоматериалов, иллюстраций, моделей, схем, рассматривание;
– практический: упражнения, игра, обследование, игры – экспериментирование, опыты;
– словесные: словесно-жестовая форма объяснений, словесные инструкции, рассказ, беседа. А также применяются интерактивные техники: здоровьесберегающие, телесно-ориентированные, экспериментирование, психогимнастика.
Строятся коррекционные занятия с учётом принципов:
реализации деятельностного подхода (основная деятельность – игра), комплексного использования методов и приемов, дифференцированного подхода, систематичности, повторяемости, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, развивающего образования, реализующегося через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей.
II. Целевой раздел
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР:
- развивать общую и мелкую моторику;
- способствовать становлению произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) двигательных действий, двигательной активности и поведения ребенка.
-формировать скоростные, эргические (связанные с силой, выносливостью и продолжительностью двигательной активности) и вариативные качества, связанные с развитием двигательных способностей;
-формировать когнитивно-интеллектуальный и физкультурно-деятельный компоненты физической культуры.
Физическая культура
Общие задачи:
- развитие двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, координации);
- формирование, совершенствование умений и навыков в основных видах движений и двигательных качеств; формирование правильной осанки; воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;
- развитие у детей потребности в двигательной активности и физическомсовершенствовании.
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья);
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание социально-коммуникативного развития направлено на:
-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- развитие общения и адекватного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников, развитие готовности и способности к совместным играм со сверстниками; формирование культуры межличностных отношений;
-формирование основ нравственной культуры, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
−формирование основ безопасного поведения.
Пояснительная записка
По заключению ОЦПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка составлен с опорой на «Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития», программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. А также с учётом содержания программы «Детство», зоны актуального и ближайшего развития ребёнка. Основным способом деятельности с ребёнком являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога, в отдельных случаях - по словесной инструкции воспитателя и специалистов. Для усвоения воспитанником учебного материала используются различные методы:
– наглядный: показ образца, демонстрация видеоматериалов, иллюстраций, моделей, схем, рассматривание;
– практический: упражнения, игра, обследование, игры – экспериментирование, опыты;
– словесные: словесно-жестовая форма объяснений, словесные инструкции, рассказ, беседа. А также применяются интерактивные техники: здоровьесберегающие, телесно-ориентированные, экспериментирование, психогимнастика.
Строятся коррекционные занятия с учётом принципов:
реализации деятельностного подхода (основная деятельность – игра), комплексного использования методов и приемов, дифференцированного подхода, систематичности, повторяемости, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, развивающего образования, реализующегося через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей.
I. Общие сведения о ребёнке (октябрь 2016 г.)
Ф.И.О. ребёнка В. Возраст – 4 года 6 месяцев.
Сведения о родителях.
Ребёнка воспитывает бабушка. В семье растёт ещё старшая девочка. В. направлен на ПМПк ДОУ воспитателем группы.
Мальчик начал посещать дошкольное учреждение с августа 2014 года. Адаптация – средней тяжести. К режиму детского сада ребёнок привыкал постепенно, нарушал правила, принятые в группе. Болеет редко, в основном ОРВИ. В настоящее время спит спокойно.
Во время психологического обследования мальчик охотно пошёл на контакт, но сосредоточиться и довести начатое задание до конца не может. Постоянно отвлекается при выполнении обязательных заданий. Выполняет их наспех, без заинтересованности в конечном результате. Например, принял инструкцию к заданию «Разбери и сложи матрёшку» (пятисоставную) не сразу, несколько раз возвращались к этому заданию, наконец, выполнил его правильно и быстро в игровой ситуации (прыгая в сухом бассейне). Задание «Спрячь шарики», выполняет с ошибками, но сам исправляет их (2 шарика положил в одну коробку, затем разложил их по коробкам, учитывая величину). Но действия эти не автоматизированы, так в задании «Собери и разбери пирамидку» уже не ориентировался на величину колец. Следующие задания: «Найди парные картинки» выполняет успешно, но в игровой ситуации: непоследовательно, наспех, без интереса, опять же прыгая в бассейне. «Сложи разрезные картинки» выполняет частично верно. Картинку, разрезанную на 2 части (мяч) собрал без образца верно, а разрезанную на 3 части (чайник) - не собрал и по образцу. Задание «Построй из палочек» - выполняет аналогично предыдущему. Молоточек (из 2 палочек) собрал, домик (крыша – из трёх деталей) не собрал. В результате ребёнок не заинтересован, отношение к деятельности – равнодушное, переключается на другие игры (в сухом бассейне), более интересные для него. Задание «Достань тележку» принял, но его не выполнил: берёт тесёмку за один конец, вставляет её опять в кольцо и снова совершает ту же ошибку, после нескольких неудачных попыток берёт машинку в руки и катит её без тесёмки. Задание «Дом животного» выполнил неверно. Действия нецеленаправленные, на образец и не ориентируется. Расставлял фишки не по порядку, без учёта цвета. Задание «Посчитай» не принял, действует неадекватно. Сенсорные эталоны не сформированы. В. стремится что-то изобразить (задание «Нарисуй человека»). К конечному же изображению безразличен. Рисовал правой рукой (ведущая рука). Предметного рисования нет, изобразительная деятельность на уровне черкания. Обучаемость - низкая. Внимание рассеянное, сосредоточиться на выполнении задания не способен, если выполняет его, то без интереса и желания и не всегда правильно. Специалисты (инструктор физической культуры, музыкальный руководитель, воспитатель изобразительной деятельности) отмечают: ребёнок регулярно нарушает дисциплину на занятиях, не усваивает программное содержание. Часто создаёт ситуации опасные для здоровья (толкает детей, при беге наталкивается на детей). Поведение ребёнка неустойчиво. Неадекватно реагирует на замечания. Не включается в групповые занятия. Но координация движений не нарушена. Сам одевается-раздевается, складывает одежду.
Особенности эмоционально-волевой сферы. Поведение характеризуется непроизвольностью, импульсивностью, частой сменой настроения. С взрослыми контактирует охотно, положительно реагирует на предложения поиграть. От обязательных заданий часто отказывается, быстро переключается на интересную для него деятельность. Внимание неустойчивое, усилия не прилагает в случаях затруднения. В коллективную образовательную деятельность не включается. Выполняет задания в сопряжённой с воспитателем деятельности (на занятиях специалистов воспитатель выступает в роли тьютера).
Культурно-гигиенические навыки в основном сформированы: сам одевается, застёгивает сандалии, сам ест, пользуясь столовыми приборами, туалетом пользуется не всегда. Дети в группе детского сада относятся к мальчику толерантно, а он любит поозорничать, может и обидеть ребят. Непослушание использует как средство привлечения внимания взрослого к себе. Физически В. - крепкий ребёнок, с хорошим аппетитом; быстрый, с хорошей координацией движений. Внутренний распорядок в ДОУ, в группе нарушает. Не всегда следует указаниям взрослых.
Характеристика речевого развития.Использует речь в качестве средства общения. Активный и пассивный словарь бедные. Состоит собственная речь в основном из простейших слов: дай, нет, да, спасибо, до свидания, няня, собака, простых 1-2 словных предложений. При этом многие звуки произносит неправильно. В индивидуальной работе несложные по конструкции инструкции, указания понимает и принимает, в групповой же работе – их не воспринимает.
Результаты обследования свидетельствуют о неблагополучии в психическом развитии, педагогической запущенности. На первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции. Ребёнок не способен к длительным интеллектуальным усилиям, страдает поведенческая сфера.
Заключение ОЦПМПК (октябрь 2016г.) - ЗПР.
II. Целевой раздел