Тема: Воспитание базовой культуры личности

Занятие 2.

Тема: Воспитание базовой культуры личности

1. Гражданское воспитание школьников и его значение для современной России.

2. Формирование культуры межнационального общения как основы для построения гражданского общества.

3. Правовая культура школьников и работа по предотвращению правонарушений в детской и подростковой среде.

4.Воспитание гуманности как средство формирования нравственности.

5.Экологическое воспитание учащихся: содержание, методы, средства.

6. Трудовое воспитание и профориентация школьников.

7.Формирование эстетической культуры.

8. Воспитание физической культуры личности, потребности в здоровом образе жизни.

Практическое задание:

1. Самостоятельно заполнить таблицу.

Воспитание базовой культуры личности.

    Компоненты базовой культуры       Цель   Формы и методы   Средства   Специфика реализации в разных возрастных группах школьников
1. Гражданское воспитание        
2. Правовое воспитание        
3. Нравственное воспитание        
4. Экологическое воспитание        
5. Трудовое воспитание        
6. Эстетическое воспитание        
7. Физическое воспитание        
8. Правовое воспитание        

Занятие №3.

Тема 3. Методы и средства воспитания ( 2 час.)

  1. Понятие «метод воспитания», его сущность и специфика.
  2. Классификация методов воспитания.
  3. Условия выбора метода воспитания.
  4. Специфика применения различных методов воспитания с учащимися различных возрастных групп.

Литература:

1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. –Казань, 2000.

2.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.-Ростов/н/Дону, 1999.

3.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. –М.,1997.

4.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1998.

5. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В.. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. – М, 2004.

6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие.- М.,2002.

Практическое задание:

1.Используя классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского, заполнить таблицу в рабочих тетрадях:



  Название метода Цель применения Условия эффективности Специфика применения в различных возрастных группах учащихся
1. Беседа      
2. Поручение      
3. Соревнование и т.д.      

Занятие №4.

Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания (2 час.).

Форма проведения – диспут. Группа предварительно делится на две подгруппы – сторонников и противников коллективного воспитания. В ходе диспута каждая из них отстаивает свою точку зрения, аргументирует свою позицию и приводит примеры. Задача состоит в том, чтобы, пользуясь технологией выстраивания дискуссии, убедить противника в своей правоте.

Вопросы для обсуждения:

1. Коллективное воспитание – пережиток прошлого?

2. Может ли ребенок полноценно развиваться вне детского коллектива?

3. Какие идеи из теории коллективного воспитания А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова и др. будут эффективны в реалиях современной школы?

Литература:

1.Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: из опыта работы. – М.,1982.

2.Макаренко А.С. Избр. соч. в 2т. – М.,1977.

3.Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М.,1988.

4.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.,1978.

Практическое задание:

Используя предложенную литературу, подобрать и представить 2 методики изучения коллектива, отношений коллектива и личности.

1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. –Казань, 2000.

2.Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И.Кочетова. – Минск, 1987.

3.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М.,1988.

Занятие №5.

Тема: Семейное воспитание ( 2 час.)

Занятие 7

Тема: Педагогика социальной среды ( 2 час.)

Занятие № 8-9

Занятие 2.

Тема: Воспитание базовой культуры личности

1. Гражданское воспитание школьников и его значение для современной России.

2. Формирование культуры межнационального общения как основы для построения гражданского общества.

3. Правовая культура школьников и работа по предотвращению правонарушений в детской и подростковой среде.

4.Воспитание гуманности как средство формирования нравственности.

5.Экологическое воспитание учащихся: содержание, методы, средства.

6. Трудовое воспитание и профориентация школьников.

7.Формирование эстетической культуры.

8. Воспитание физической культуры личности, потребности в здоровом образе жизни.

Практическое задание:

1. Самостоятельно заполнить таблицу.

Наши рекомендации