Тема: Воспитание базовой культуры личности
Занятие 2.
Тема: Воспитание базовой культуры личности
1. Гражданское воспитание школьников и его значение для современной России.
2. Формирование культуры межнационального общения как основы для построения гражданского общества.
3. Правовая культура школьников и работа по предотвращению правонарушений в детской и подростковой среде.
4.Воспитание гуманности как средство формирования нравственности.
5.Экологическое воспитание учащихся: содержание, методы, средства.
6. Трудовое воспитание и профориентация школьников.
7.Формирование эстетической культуры.
8. Воспитание физической культуры личности, потребности в здоровом образе жизни.
Практическое задание:
1. Самостоятельно заполнить таблицу.
Воспитание базовой культуры личности.
Компоненты базовой культуры | Цель | Формы и методы | Средства | Специфика реализации в разных возрастных группах школьников | |
1. | Гражданское воспитание | ||||
2. | Правовое воспитание | ||||
3. | Нравственное воспитание | ||||
4. | Экологическое воспитание | ||||
5. | Трудовое воспитание | ||||
6. | Эстетическое воспитание | ||||
7. | Физическое воспитание | ||||
8. | Правовое воспитание |
Занятие №3.
Тема 3. Методы и средства воспитания ( 2 час.)
- Понятие «метод воспитания», его сущность и специфика.
- Классификация методов воспитания.
- Условия выбора метода воспитания.
- Специфика применения различных методов воспитания с учащимися различных возрастных групп.
Литература:
1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. –Казань, 2000.
2.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.-Ростов/н/Дону, 1999.
3.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. –М.,1997.
4.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1998.
5. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В.. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. – М, 2004.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие.- М.,2002.
Практическое задание:
1.Используя классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского, заполнить таблицу в рабочих тетрадях:
Название метода | Цель применения | Условия эффективности | Специфика применения в различных возрастных группах учащихся | |
1. | Беседа | |||
2. | Поручение | |||
3. | Соревнование и т.д. |
Занятие №4.
Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания (2 час.).
Форма проведения – диспут. Группа предварительно делится на две подгруппы – сторонников и противников коллективного воспитания. В ходе диспута каждая из них отстаивает свою точку зрения, аргументирует свою позицию и приводит примеры. Задача состоит в том, чтобы, пользуясь технологией выстраивания дискуссии, убедить противника в своей правоте.
Вопросы для обсуждения:
1. Коллективное воспитание – пережиток прошлого?
2. Может ли ребенок полноценно развиваться вне детского коллектива?
3. Какие идеи из теории коллективного воспитания А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова и др. будут эффективны в реалиях современной школы?
Литература:
1.Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: из опыта работы. – М.,1982.
2.Макаренко А.С. Избр. соч. в 2т. – М.,1977.
3.Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М.,1988.
4.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.,1978.
Практическое задание:
Используя предложенную литературу, подобрать и представить 2 методики изучения коллектива, отношений коллектива и личности.
1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. –Казань, 2000.
2.Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И.Кочетова. – Минск, 1987.
3.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М.,1988.
Занятие №5.
Тема: Семейное воспитание ( 2 час.)
Занятие 7
Тема: Педагогика социальной среды ( 2 час.)
Занятие № 8-9
Занятие 2.
Тема: Воспитание базовой культуры личности
1. Гражданское воспитание школьников и его значение для современной России.
2. Формирование культуры межнационального общения как основы для построения гражданского общества.
3. Правовая культура школьников и работа по предотвращению правонарушений в детской и подростковой среде.
4.Воспитание гуманности как средство формирования нравственности.
5.Экологическое воспитание учащихся: содержание, методы, средства.
6. Трудовое воспитание и профориентация школьников.
7.Формирование эстетической культуры.
8. Воспитание физической культуры личности, потребности в здоровом образе жизни.
Практическое задание:
1. Самостоятельно заполнить таблицу.