Сценарий праздника «День матери»
День матери
Ход мероприятия
Музыка, заходят дети.
Мама – первое слово, главное слово
в каждой судьбе
Так бывает, если случится вдруг
В доме нашем горе, беда,
Мама – самый лучший, надежный друг
Будет рядом всегда
Так бывает, станешь взрослее ты,
И как птица ввысь улетишь
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты
Как и прежде, милый малыш.
Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас в этом зале! Сегодня самый замечательный праздник, самый светлый и радостный - День Матери!
Слов не хватит, не хватит и сил,
Чтобы любовь всю тебе передать.
Чтобы выразить, как ты красива,
Моя милая, добрая мать!
В этот день, знаменательный самый,
Ты прими благодарность мою.
Мама, мама, милая мама,
Я тебя всей душою люблю.
Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя утешит,
И умоет, и причешет,
В щечку поцелует чмок?
Вот она всегда такая –
Моя мамочка родная!
Сделать на свете многое сможем
В глубинах морских, и в космических тоже,
К морю придём и к пустыням горячим,
Даже погоду переиначим
Дел и дорог будет в жизни немало,
Спросим себя: «Ну, а где их начало?»
Вот он, ответ наш правильный самый
Все, чем живем, начинается с мамы!
– Мама – самый лучший, самый родной человека на свете! Мама во всем САМАЯ-САМАЯ! Сегодня мы предлагаем нашим мамам немного поиграть вместе со своими детьми. Вам предстоит довольно сложная задача: на время поменяться местами: мамы будут делать то, что делают дети, а дети то, что мамы. Посмотрим, как это у вас получиться.
Участники делятся на две команды: команда мам и команда детей.
1-ое конкурсное задание для мам.
- Оно очень простое: вам предстоит с закрытыми глазами найти своего ребенка. (Участвуют все дети и все мама. Дети выстраиваются, мамы проходят мимо них с закрытыми глазами и пытаются найти своего ребенка).
Музыка
2-ое задание – детям. «Чья это мама?»
Мам сажают на стульчик, накрывают пледом или другой накидкой. Дети определяют, где чья мама.
3-е задание.
- Молодцы! С этими заданиями вы справились. Видимо, проголодались. Надо немножко подкрепиться. Мамы будут кормить своих деток, да и сами покушают. Но делать все это вы будете с закрытыми глазами. (Мамы кормят детей бананами).
Музыка.
4-ое задание.
- Одними бананами не наешься. Поэтому дети называют продукт, из которых можно сварить суп, а мамы – компот. (Дети выстраиваются напротив мам. Каждый называет слово и передает мяч).
- А сейчас конкурсанты могут передохнуть (Песня в исполнении мамы и ребенка).
5-ое задание.
- Надо попрыгать на шарике так, чтобы он лопнул, а внутри будет сюрприз (конфета).
6-е задание «Нежные слова».
Дети приглашают родителей и все встают в круг. (Мамы становятся в круг лицом к детям). Дети говорят нежное слово о маме и передают воздушный шарик рядом стоящему. Тот говорит нежное слово и передает шарик дальше.
7-е задание. «Покатаемся на льдинке».
- Есть такая поговорка: «Готовь сани летом, а телегу зимой». И сейчас мы проверим, как вы подготовились к зиме. Мамы делятся на две команды. Задание – довезти ребенка на «льдинке» до ориентира, вернуться обратно. Какая команда справится с заданием быстрей.
8-е задание.
- А теперь опять «вкусный» конкурс. Нужно узнать по вкусу (с закрытыми глазами), чем угощают. (Ребенок маму, мама – ребенка).
- Молодцы! Это было последнее задание. С ним вы тоже хорошо справились. Ваши старание, сплоченность и стремление к победе заслуживают награды.
НАГРАЖДАЮТ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ.
Мама, очень-очень я тебя люблю!
Так люблю, что ночью в темноте не сплю,
Вглядываюсь в темень, зорьку тороплю.
Я тебя все время, мамочка люблю!
Вот и зорька светит, вот уже рассвет,
Никого на свете лучше мамы нет!
Люблю тебя, мама!
За что? Я не знаю.
Наверно, за то,
Что дышу и мечтаю,
И радуюсь солнцу, и светлому дню,
За это тебя, я родная, люблю!
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю, тебя, мама,
Ты лучший мой друг!
Песня детей.
Танец с мамами.
В группе
Вручение подарков мамам.
Наши мамы – наша радость,
Слова нет для нас родней.
Так примите благодарность
Вы от любящих детей.
- Дорогие наши мамы! От всей души поздравляем Вас с Вашим праздником. Желаем Вам добра, удачи и любви!
Игры для детского праздника «Мамин день»
Повяжи девочке косынку!
Соревнуются два-три мальчика. Перед каждым мальчиком на стуле сидит девочка, на спинках стульев висят косынки. По сигналу мальчики повязывают косынки девочкам. Кто быстрее?
Одень сыночка!
В игре участвуют 2 девочки. Ставится стол, на него кладутся 2 пеленки, 2 чепчика, 2 ползунка для куклы и 2 рубашечки. По сигналу девочки начинают одевать кукол. Выигрывает та, которая быстрее оденет куклу.
Свари суп и компот!
Дети делятся на две команды. Одна команда будет «варить» суп (называть овощи) а другая – «компот» (называть фрукты). Говорят по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше слов. Вариант: играют не команды, а два человека.
Перенеси покупки!
В одной стороне зала стоят 2 стульчика. На них разложены по кегле — бутылке молока, кубику — буханке хлеба, мешочку с песком — пакет сахара. Играющие стоят в другой стороне зала. По сигналу они берут корзины и бегут к стульчикам, складывают «продукты» в корзинку и возвращаются назад. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.
Модница.
На двух столиках лежат по сумочке, бусам, клипсам, помаде и зеркальцу. Играющих двое. По сигналу нужно надеть бусы, клипсы, накрасить губы, взять сумочку и добежать до противоположной стены зала.
Чья это мама?
Маму сажают на стульчик, накрывают пледом или другой накидкой, малыши определяют, чья мама.
Помощник Карлсона
Карлсон завязывает ребенку глаза и предлагает попробовать несколько видов варенья. Ребенок должен узнать его по вкусу.
Вариант игры – узнать по вкусу, какую сладость Карлсон положил ему в рот (используются кусочки ирисок, мармелада, шоколада, зефира и т.д.).
Нежное слово
Дети приглашают родителей, и все встают в круг. Ведущий говорит нежное слово о маме и передает воздушный шарик рядом стоящему. Тот говорит нежное слово и передает шарик дальше. Кто не назвал слово, выходит из игры. Побеждают оставшиеся 2—3 человека, их награждают шариками.
Гонки на горшках
В эстафете участвуют две команды, в каждой по 3 ребенка. По сигналу двое детей едут на горшках наперегонки до определенной отметки и возвращаются назад, передают горшки другим участникам команды и т.д. Какая команда справится с заданием быстрее?
Собери цветок для мамы.
Заранее готовят два больших картонных цветка: мак и василек, с одинаковым количеством лепестков. Цветы разрезают на лепестки и сердцевины. Раскладывают на столе или на полу в беспорядке. Двое игроков по сигналу собирают цветок, каждый свой. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.
Спортландия «Пусть всегда будет солнце, мама, папа и я»
для детей группы «Почемучки» совместно с родителями
и сотрудниками ДУ
Цель:
Осуществление системы жизнедеятельности, которая обеспечивает условия для всестороннего развития личности ребенка, родителей, всех работников дошкольного учреждения, опираясь на особенности традиций отечественной культуры.
Программное содержание: стимулировать радостное состояние участников; учить выражать эмоциональное отношение к происходящему; закреплять навыки и умения детей в физических упражнениях; вызывать мотивацию к элементам соревнования, воспитывать у дошкольников дружеское отношение к соперникам.
Материал: зонтики, обручи, погремушки, канат, два стакана, мячики, скакалки, мешки, пирамидки, ракетки.
Ход спортландии
Ведущий.Дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы еще раз убедиться, какие мы крепкие, здоровые, сильные, ловкие. Вместе с вами будут принимать участие ваши мамы и папы, а также ваши воспитатели
1-й ребенок.Взрослые — такой народ,
На занятость спешат сослаться!
Всем надо спортом заниматься!
А вот, чтоб ставить всем рекорды,
И о больницах забывать,
Над взрослыми в вопросах спорта
Решили дети шефство взять!
Ведущий.Празднику спортивному рада детвора,
Юным физкультурникам...
Все. Ура! Ура! Ура!
2-й ребенок.Здравствуй, солнцем озарен,
Наш центральный стадион!
Тренируясь, мы растем,
Мы сильнее с каждым днем!
3-й ребенок.Любим мы играть в футбол,
Забивать в ворота гол,
Любим прыгать высоко,
Плавать быстро и легко.
4-й ребенок-Спорит с ветром быстрый бег,
Мы бежим быстрее всех,
А зимой надев коньки,
Мы летим в перегонки!
5-й ребенок.На любимом стадионе
Все рекорды мы побьем,
И на смену чемпионам
Очень скоро мы придем!
Ведущий представляет жюри.
Приветствие команды «Солнышко»
1-й ребенок. Еще не рекордсмены мы,
Еще мы дошколята,
Растем мы все спортсменами,
Мы — дружные ребята!
2-й ребенок. Мы гуляем и играем,
Греет солнышко всех нас.
Физкультурниками стали –
Покажем вам сейчас.
3-й ребенок. Стать чемпионом, все мы знаем,
Задача сложная для всех!
Соревноваться начинаем...
Все,И твердо верим в наш успех.
Приветствие команды «Мячики»
1-й ребенок. Мы рады солнцу, рады ветру,
Мы — страны своей весна,
Нам, ребятам-дошколятам,
Жизнь счастливая нужна.
2-й ребенок. Готовясь к боям спортивным,
Сильней и отважней сейчас мы стали.
Соревнования кому-то из нас
Быть может, подарят медали.
3-й ребенок. Надо, надо заниматься,
И привычку завести:
Умываться не бояться,
Физкультурой заниматься
И здоровыми расти!
Это всем понять пора,
В добрый час! Физкульт-...
Все.Ура!
Ведущий.Вот и встретились наши команды, пожелаем им успехов! А сейчас мы проведем разминку.
Дети водят хоровод и поют песенку «Солнышко»- (сл. Н. Найденовой, муз. Т. Потапенко).
Ведущий.Вдруг солнышко спряталось за тучку, и пошел дождик!
Дождик! Дождик припустил,
Всех детишек намочил!
Ну, скорее, поспешим —
От дождика убежим.
Дети прячутся под яркие зонтики.
Ведущий: «Но солнышко снова выглянуло, все лужицы высушило, дети вышли на прогулку, стали бегать, прыгать, веселиться... Снова пошел дождик».
Дети прячутся. Игра повторяется 2—3 раза
Конкурс 1 «Гонка обручей».
Участвуют все дети, воспитатель и один папа от команды.
Конкурс 2 «Проползи в матерчатом тоннеле».
Участвуют все игроки команды.
Конкурс 3 «Кто быстрее принесет погремушку».
Участвуют все игроки команды (перепрыгивают через мячики.)
Жюри подводит итоги.
Конкурс 4 «Перетяни канат».
Участвует по пять детей и одному взрослому от команды.
Конкурс 5 «Бег с двумя стаканами».
Во время бега переливают воду из стакана в стакан.
Участвуют только мамы и воспитатели.
Конкурс 6 «Загадки».
Что в решете не унести? (Вода.)
Что в руках не удержишь? Вильнет хвостом туда-сюда,
И нет ее, и нет следа. (Рыбка.)
Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Вода.)
По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
Синее покрывало весь свет накрыло (Небо.)
Жюри подводит итоги. Музыкальная пауза.
Конкурс 7 «Посадка картофеля».
Участвуют дети и один воспитатель
Конкурс 8 «Кому достанется скакалка?».
Участвуют только взрослые.
Конкурс 9 «Шэры кот»(белорусская народная игра).
Проводится поочередно с детьми одной и капитаном (папой) другой команды.
Чей капитан поймает больше «мышек», та команда и победит в конкурсе.
Жюри подводит итоги.
Конкурс 10 «Бег в мешках».Участвуют и дети, и взрослые.
Конкурс 11 «Комбинированная эстафета».
· «Переправа» пронести своего ребенка на руках и обратно до пирамидки.
· Мальчики бегут вдвоем в обруче.
· Девочки везут кукол в коляске.
· Мамы проносят мяч между головами, зажав его.
· Папы отбивают мяч.
· Воспитатели несут мяч на ракетке.
Жюри подводит итоги соревнований.
Звучит спортивный марш, команды выстраиваются для награждения. Всем вручаются грамоты и призы.
Ведущий.Желаю всем вам быть оптимистами в этой жизни. Папам и мамам желаю в дальнейшем спортивных успехов, побед. Надеюсь, что будем часто видеться на таких интересных и увлекательных праздниках.
1-й ребенок.Солнце светит, пахнет хлебом.
Лес шумит, река, трава...
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
2-й ребенок.Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом
Звонкой, мирной тишиной.
Ведущий.Для того чтоб нам играть, нужен... Дети.Мир!
Ведущий.Для того чтоб все узнать, нужен... Дети.Мир!
Ведущий.Для того чтоб подрасти, нужен... Дети.Мир!
Ведущий.Для того чтоб в мир войти, нужен...
Дети.Мир!
В заключение все танцуют «Танец утят» (французская народная песня, русский текст Ю. Энтина, обработка Ф. Моделя).
Приложение 6
Деловая игра
«Психологическая готовность ребенка к школе»
Тема:«Психологическая готовность ребёнка к поступлению в школу».
Цель:определить наиболее важные характеристики готовности ребёнка к школьному обучению. Научить родителей играм, развивающим у детей произвольные когнитивные процессы (мышление, память, внимание) и волю. Способствовать сближению взрослых в игре.
Форма проведения:деловая игра.
Участники:педагог-психолог и родители.
Педагог-психолог:Добрый день, уважаемые родители и гости.
Игра
Педагог-психолог:Недалеко то время, когда ваши дети покинут дошкольное детство и поднимутся на следующую ступеньку своего развития- поступления в школу. Но ни для кого не секрет, что ребёнок к этому моменту должен быть готов как физически, так и психологически. В ДУ эта подготовка ведётся в процессе организации ведущего главного вида деятельности детей 5-6 лет – игры. Подготовка к школе и игра – вещи не совместимые. Некоторые взрослые считают, что игра- это баловство, пустая трата времени. Но так ли это на самом деле? Какое отношение к подготовке ребёнка к школе имеет игра?
Значение игры в жизни ребёнка велико. Игра – это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя в этом мире. В игре ярко проявляются особенности мышления, воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Итак, сегодня мы попробуем вспомнить, что же такое психологическая подготовка ребёнка к школьному обучению. С помощью этих цветных палочек предлагаем разделиться вам по командам (на доске плакат с компонентами психологической подготовки к школе). Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. В этот день волнуются все – и родители, и сами дети, и педагоги детского сада. Как там будет, сможет ли учиться?
Итак, первый вопрос: какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный первоклассник»? Просим вас выбрать из определений, записанных на листе, те качества, которыми на ваш взгляд, должен обладать первоклассник. На выполнение этого задания отводится три минуты. Участники выбирают, записывают на листах, сдают ведущему, который анализирует, обобщает ответы: самостоятельность, крепкое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, застенчивость, адекватная самооценка, эгоизм и демонстративность, высокая познавательная активность, умение планировать и контролировать деятельность.
Педагог-психолог:Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребёнок не был готов к школе. Прежде чем ответить на вопрос, что такое «психологическая готовность», познакомьтесь с информацией на плакате.
На доске - плакат с компонентами психологической готовности.
Педагог-психолог:Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальную, эмоционально-волевую, социально-психологическую.
Интеллектуальная зрелость.
Долгое время об уровне развития ребёнка судили по количеству накопленных им знаний. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки, т.е. умение писать и считать – это единственные показатели интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определённой суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности. Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, умение выделять фигуру из фона, память, способность концентрировать внимание, воображение, наглядно-образное и словесное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, делать простейшие выводы обобщения.
Игра с участниками «Зуб мудрости».
На игровом поле лежат конверты, в которых написаны задания. За правильное выполнение задания команде начисляется один балл, а на игровое поле ставится «зуб мудрости» – конус.
Социально-психологическая готовность.Подготовка ребёнка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положению школьника, имеющего круг обязанностей и прав. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность понимать роль ученика.
Игра «Устами младенца».
Одним из важных условием благополучного начала обучения в школе является сознательное стремление ребёнка к школе, т.е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя: наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий); понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности; эмоционально-благополучное отношение к школе. Возникновение осознанного отношения ребёнка к школе определяется способом подачи о ней. Важно, чтобы сообщения детям сведений о школе были не только понятны, но и прочувствованы и пережиты им.
Эмоционально-волевая готовность.Жизнь будущего школьника предъявляет большие требования к воле ребёнка. Надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, нужно выполнить многие правила на уроке. И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребёнок подчинял им свои действия, желания, умел сдерживаться и контролировать своё поведение. Волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат.
Игра « Построй башню».
Произвольность- это умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.
Физическая готовность.Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Тонкая моторика – это разновидность движений, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития.
Тест «Рука-ребро-кулак».
Развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Танец «Летка- енка».
Мы рассмотрели отдельные компоненты психологической готовности ребёнка к школе. Однако не будем забывать, что все структурные компоненты психологической готовности ребёнка связаны между собой. И для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо придерживаться рекомендаций врачей и педагогов, соблюдать распорядок дня, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям, они плохие советчики. От вашего отношения к ребёнку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека. Только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.
Релаксация.
Приложение 7
План-конспект лекции
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»
Цель: дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка. Показать возможности самостоятельной психокоррекциионнойработы с детьми посредством положительного воздействия слова,
Вступительная часть
В актовом зале расположены стулья, образующие круг. Посередине круга находится журнальный столик с интересными книгами и проспектами по психологии? популярными текстами (например, «Умеете ли Вы воспитывать детей?», «Ребенок в Вашей жизни», «Ваш стиль воспитания детей») Под музыку родители заходят в зал, рассаживаются. Пока собираются опоздавшие родители, просматривают предложенный материал.
Круг общения
В начале родители по очереди называют свои имена. После этого проводится игра «Оттенки чувств». Для ее проведения нужны карточки по числу присутствующих («громко», «тихо», «кратко», «растянуто, «заикаясь», вызывающе», «иронически», «ласково» и т.д). Карточки раздаются, ведущий называет любое слово, и каждый по очереди произносит его в соответствии с заданием на карточке. Проводится 3 - 4 раза.
Лекция
«Слово лечит, оно же и калечит» - гласит народная мудрость.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Представьте себе, что в одной руке у Вас лимон, а в другом – нож. Вы берете тарелку, кладете на нее лимон и начинаете его разрезать тонкими дольками. Наконец лимон разрезан. Вы берете ложечку сахара и посыпаете лимон. А теперь Вы берете одну дольку и отправляете ее в рот. Но не глотаете сразу, а недолго держите на языке. Какой же он кислый! А теперь откройте глаза и ответьте: выделилась ли у Вас слюна в результате эксперимента? У большинства из Вас, наверняка, при упоминании о лимоне, слюна выделилась в достаточно большом количестве. Так организм отреагировал на слово «лимон», «кислый». Точно также организм реагирует на каждое произнесенное слово.
Нередко самая безобидная, на первый взгляд, фраза может привести к образованию стойкого невроза. В учебниках по психологии описано много случаев, когда руководители предприятий, учителя, родители, исходя из целесообразных, на их взгляд, воспитательных целей, наносили вред своему собеседнику. Для иллюстрации приведем один пример; молодая женщина 1 раз в два-четыре дня буквально набрасывалась на воду, выпивая по 3 - 5 литров за считанные минуты. В дальнейшем эта непреодолимая тяга к воде переросла в алкоголизм. Впервые потребность в употреблении большого количества воды «возникла у нее еще в 4 - 5-летнем возрасте, когда родители запрещали ей пить в «неположенное время», в электричке, например, добиваясь от нее послушания»
К сожалению, очень часто приходится видеть молодых родителей, которые, не стесняясь окружающих, издеваются над своими детьми. Нередко можно услышать от таких родителей «унижающие» фразы, оскорбляющие ребенка, выставляющие его на посмешище в глазах сверстников.
Психологи проанализировали типичные реакции со стороны родителей, оказывающие на детей негативное воздействие. К наиболее распространенным можно отнести:
· Приказ, распоряжение,команда («Не трогай!»; «Марш домой!»; «Перестань вертеться!»);
· Предупреждение,предостережение, угроза («Если ты сейчас же не пойдешь спать, то я тебя накажу»; «Если ты еще раз так сделаешь, то горько об этом пожалеешь»);
· Увещевание, наставление,проповедь («Ты не должен так говорить»; «Ты обязан нас слушаться»);
· Совет, предложение решений («Делай так, как мы сказали»; «Мы с мамой знаем, что лучше»);
· Поучение, логическаяаргументация («Если ты будешь так себя вести, то тебя никто не будет любить»; «Ты думаешь, что все на свете знаешь?»);
· Осуждение,критика, несогласие, порицание («Нет, ты не прав!»; «Ну разве можно так делать?»);
· Похвала,выражение согласия («Ох, как здорово! Ты – настоящий художник»; «Какой же ты умный. Такой маленький, а уже всезнаешь!»);
· Обзывание,высмеивание, посрамление («Ну ты и лентяй!»; «Посмотрите на него - маменькин сыночек»);
· Интерпретации, анализ, постановка диагноза («Я вижу тебя насквозь»; «Я знаю, почему ты так сделал»);
· Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка(«Лучше бы ты мне этого не говорил»; «Не расстраивайся, все будет нормально»);
- Зондирование, допрос(«Ты вымыл руки, как я тебе сказала?»; «Почему ты мне этого не сказал?»);
- Увод в сторону, отшучивание, отвлечение внимания («Подрастешь, тогда узнаешь»; «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»).
Как отражаются на детях подобные негативные реакции со стороны родителей? В большинстве случаев они развивают безынициативность, низкую самооценку, чувство вины, замкнутость, боязливость, нерешительность, лживость...
Порой мы слышим, но не слушаем детей. А если ребенок что-то попросит, то сразу же отвечаем отказом. Через шесть-семь лет наш малыш станет подростком. Шесть-семь лет… Как это много и как это мало, чтобы потерять его, разорвать с ним дружеские, доверительные отношения.
Иногда мы сами формируем негативные отношения в семье, провоцируем регрессивное развитие наших детей. Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» устами главного героя говорит об этом так; «Все читалина моем лице признаки дурных свойств, которых не было, но ихпредполагали - и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве; я стал скрытен... Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой…»
Игра «Анализ»
Присутствующим раздаются карточки с описанием различных проблемных ситуаций, складывающихся между ребенком и родителями, необходимо определить, есть ли в описанной ситуации негативное воздействие слова или нет.
Вот примерные ситуации с негативным воздействием:
Ситуация 1.
Ребенкане могут уложить в постель. Наконец мать в сердцах говорит; «Что за несносный ребенок! Сколько можно тебе говорить! Немедленно укладывайся и спи!».
Ситуация 2.
Мать с сыном идут из магазина, неся вместе тяжелую сумку за руки. Сын жалобным голосом говорит; «Мама, у меня рука заболела. Давай поменяемся».
«Какие же у тебя руки слабые! Давай сюда сумку», – отвечает мать, отбирает сумку и дальше несет ее одна.
Ситуация 3.
Ребенок садится за обеденный стол с грязными руками. Отец недовольно спрашивает: «Почему ты не умылся перед едой? Сколько можно напоминать? Не память, а дырявое решето!»
Ситуация 4.
Сын обещал сходить в магазин за хлебом, но заигрался и забыл. Семья осталась без хлеба. За ужином отец раздраженно ворчит; «Ничего тебе поручить нельзя. Ты целый день бьешь баклуши. Хоть бы немного о нас подумал».
Ситуация 5.
Сын забирается к отцу на колени, когда тот присел на диван почитать газету, и просит; «Папа, поиграй со мной»,
«Не мешай мне. Иди, займись делом», – отмахивается отец.
Этаже ситуация с положительным эффектом будет выглядеть в другой карточке иначе.
Ситуация 6.
Сынзабирается котцу на колени, когда тот присел на диван почитать газету, и просит; «Папа, поиграй со мной».
«Сынуля, я так устал на работе, что хочется тихонько посидеть в тишине и почитать газету. Давай поиграем через 15 минут. Хорошо?»,
На обработку проблемных ситуаций отводится 1-2 минуты, После этого родители по очереди зачитывают свои ситуации и анализируют их. Ведущий уточняет, есть ли негативное воздействие или нет.Поочередно забирая карточки, он прикрепляет их в соответствии с ответами к двум табличкам:
Негативное воздействие есть | Негативного воздействия нет |
После того, как все родители зачитают свои карточки и ведущих распределит их по табличкам, он обращает внимание родителей, что в карточках, имеющих негативное воздействие слова, имеются «Ты-сообщения» (сколько можно ТЕБЕ говорить; какие у ТЕБЯ руки слабые; почему ТЫ не умылся; ТЫ целый день бьешь баклуши). А в ситуациях, не имеющих негативного воздействия - «Я-сообщения» (Я так устал на работе; маленькая моя..; Я так спешу...; Я знаю, что у тебя руки сильные, но сумка такая тяжелая.., и т.д.)
Родители подводятся к мысли о том, что на первом этапе работы с детьми необходимо свои «Ты-сообщения» переводить в «Я-сообщения». Для ограничения ребенка от негативного воздействия слов.
Решение проблемных ситуаций
Родителям предлагаются 4-5 ситуаций с «Ты-сообщением». Необходимо подобрать такие «Я-сообщения», чтобы негативный эффект перерос в положительный.
Заключительная часть
Организуется чаепитие за сладким столом (заранее выпекается большой пирог) под музыкальное сопровождение. На память присутствующим вручаются юмористические инструкции для родителей.
Приложение 8
Работа с семьёй по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства
Работа с неблагополучной семьей
Поступление сигнала об ущемлении прав ребенка в семье.
Сбор информации о семье (детский сад, школа, детская поликлиника, отделение милиции, соседи и др.)
Цель: получение первичных сведений об уровне проблемности семьи
Беседа с ребенком
Цель: определение уровня риска семьи как среды пребывания ребенка
Встреча с семьей
Цель: уточнение социальных характеристик семьи как субъекта воспитания
Изложение собранной информации о семье на комиссии при органах опеки и попечения
Цель: принятие коллегиального решения о наличии (отсутствии) необходимости срочного изъятия ребенка из семьи
Подписание соглашения с семьей о проведении реабилитационной работы с ней и при ее участии
Цель: повышение воспитательного потенциала семьи
Практическая реализация соглашения
Цель: создание в семье жизненных условий, соответствующих потребностям ребенка
Вынесение результатов работы по соглашению на обсуждение комиссии при органах опеки и попечения
Цель: оценка ситуации в семье после реабилитационных мероприятий и окончательное решение судьбы ребенка: оставить в семье или передать в учреждение защиты детства
Семьи, которые входят в группу социального риска
· Неполная семья.
· Многодетная семья.
· Семья, где один или оба родителя являются несовершеннолетними.
· Малообеспеченные семьи.
· Семьи с родителями (или одним родителем) инвалидами.
· Семьи с детьми-инвалидами.
· Замещающие семьи:
· опекунские семьи;
· семьи с приемными родителями.
· Фостерные («измененные») семьи.
· Семьи беженцев, не имеющие гражданства.
10. Семьи переселенцев.
11. Семьи с неблагополучным воспитательным фоном:
· родители пьют;
· родители не оказывают должного внимания детям;
· родители не справляются с воспитанием ребенка;
· родители с аморальным поведением.