Работа с родителями на 2006-2007 учебный год

Введение

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.


Не случайно среди специалистов и ученых в области семьи (Т.А.Марковой, О.Л.Зверевой, Е.П.Арнаутовой, В.П.Дубровой, И.В.Лапицкой и др.) считается признанным, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья… Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

· развитие интересов и потребностей ребенка;

· распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

· поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

· выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

· понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

· воспитание уважения к детству и родительству;

· взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

· повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

· оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

· использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации и доверительного взаимодействия между ДУ и семьей, являются следующие:

· изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

· открытость детского сада семье;

· ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

·

o Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

o Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

o Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

o Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

o Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы и выбираются формы сотрудничества.

Форма (латинское слово forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам работы с родителями относятсяследующие:

· Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

· собрание должно быть целенаправленным;

· отвечать запросам и интересам родителей;

· иметь четко обозначенный практический характер;

· проводиться в форме диалога;

· на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании (Приложение 3).

При подготовке к собранию можно пользоваться
следующим планом:

· Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

· Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.

· Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

· Подготовка конкурсов, выставок.

· Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

· Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).

· Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.

· Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями являются мини-собрания.Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.

· В работе с родителями можно и нужно использовать педагогические консилиумы. В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:

· наличие сведений об особенностях конкретной семьи;

· определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;

· разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

· В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?» (приложение 6).

· Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д.

· Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

· Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов – вечеров вопросов и ответов. Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

· В работе с родителями следует использовать такую форму, как «Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

· «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).

· «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).

· «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).

Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.
Должны найти место в работе с родителями: домашние педсоветы, лектории, устные журналы, дни открытых дверей, клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы и т.д. (Приложение 2).
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

· Одним из распространенных методов диагностики является анкетирование (Приложение 10).

· Следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу родителям: они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:

· быть тактичным при посещении семьи;

· не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;

· не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;

Составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.

· Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.

Беседы должны отвечать определенным требованиям:

·

o быть конкретными и содержательными;

o давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

o пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

o повышать чувство ответственности за воспитание детей.

· Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации.Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. (Приложение 9).

· С родителями также можно использовать индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Главная задача наглядной пропаганды – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.

· Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

· материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

· материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

· Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д. Выставки также могут работать, демонстрируя родителям важный раздел программы, например: «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль»,

· Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:

· объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

· просьбы о помощи;

· благодарность добровольным помощникам и т.д.

· Памятки для родителей.

· Родительская газетаоформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

· Папки–передвижки,которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Эффективность форм работы с родителями в воспитании
и развитии личности ребенка

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

· проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

· возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

· ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

· увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

· стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

· размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

· повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Предлагаем вам практический материал из опыта работы ДУ №63 Железнодорожного района и слушателей проблемных курсов «Взаимодействие детского сада, семьи и общественности в воспитании и развитии детей» и надеемся, что он окажет Вам эффективную помощь, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Приложение 1

Общие родительские собрания

Тема, повестка собрания Время проведения Ответственный Вып
1. Основные направления работы дошкольного учреждения на 2006-2007 учебный год. 2. Защита прав и достоинства ребенка в ДУ и семье (в свете Закона РБ «О правах ребенка».) 3.Ознакомление с родительским договором. 4. Выборы родительского комитета. 5.Выставка детских рисунков «Мир глазами ребенка» Сентябрь Заведующая   я/с Педагог- психолог Заведующая я/с Зам. зав. по основной деятельности, воспитатели Зам. зав. по основной деятельности, воспитатели  


Приложение 2

План работы заседания родительского клуба
«Семейный очаг» на год

Сентябрь. «Давайте познакомимся» (информационная встреча)
Октябрь. «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» (информационно-развлекательная программа)
Ноябрь. «Традиции и праздники в нашей семье» (тренинг)
Декабрь. «Фольклор в жизни детей» (музыкальная гостиная)
Январь. «Дни рождения в вашей семье» (заседание)
Февраль. «Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств» (диспут-встреча)
Март. «Мама, милая моя» (музыкальная гостиная)
Апрель. «Здоровая семья – здоровое общество (спортивный праздник)
Май. «Души обитель» (творческая встреча)

Приложение 3

Родительское собрание в группе «Почемучки»
«Ребёнок и его здоровье»

План подготовки

· Анкетирование родителей по теме.

· Изготовление приглашений (в виде аппликации) с участием детей. (В приглашении указываются полные имя, отчество отца и матери; вручаются за неделю до родительского собрания; за несколько дней вывешивается объявление. Хорошо, если на родительском собрании будут присутствовать оба родителя).

· Изготовление памяток с советами по обсуждаемым вопросам.

· Анализ состояния здоровья детей.

· Изготовление плаката «Средства личной гигиены или Чистюля».

· Подготовка «Ящика вопросов».

· Оформление выставки литературы и других материалов по теме.

· Подбор музыкального оформления.

Примечание.
ОКНО – очень короткие новости.
План проведения собрания
1. Вступление
Цель: настроить на тему предстоящего разговора, создать располагающую эмоциональную обстановку. Что такое здоровье? Что такое здоровый образ жизни?
2. «За папу, за маму...»:

· питание ребенка в ДУ и дома;

· задание родителям (мама и папа; 2 одинаковых задания; вычеркнуть из списка продуктов «вредные»);

· ОКНО;

· проверка и обсуждение задания;

Памятка для родителей

· Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребенка.

· Помните — способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребенка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают большое воздействие на личность.

· Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у Вас есть.

· Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Структуры мозга формируются к трем годам. Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации. Но ребенок запоминает только то, что ему интересно.

· Многие навыки невозможно приобрести, если ребенок не усвоил их в детстве.

· Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.

· Не сюсюкайте с ребенком. Реагируйте на его плач.

· Даже новорожденный чувствует ссоры родителей. Нервозность родителей заразна.

· Отец должен чаще общаться со своим ребенком.

· Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.

· Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.

· Ребенка лучше похвалить, чем отругать.

· Интерес ребенка нуждается в подкреплении. Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка.

· Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребенком потешки, короткие стишки.

· Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Разберитесь с игрушками ребенка.

· Игрушки должны быть приятными на ощупь.

· Игры развивают творческие задатки ребенка. Больше играйте со своим малышом. Желаем Вам успехов в воспитании ребенка.

Приложение 5

Приложение 7

План-конспект лекции
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

Цель: дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка. Показать возможности самостоятельной психокоррекциионнойработы с детьми посредством положительного воздействия слова,
Вступительная часть
В актовом зале расположены стулья, образующие круг. Посередине круга находится журнальный столик с интересными книгами и проспектами по психологии? популярными текстами (например, «Умеете ли Вы воспитывать детей?», «Ребенок в Вашей жизни», «Ваш стиль воспитания детей») Под музыку родители заходят в зал, рассаживаются. Пока собираются опоздавшие родители, просматривают предложенный материал.
Круг общения
В начале родители по очереди называют свои имена. После этого про­водится игра «Оттенки чувств». Для ее проведения нужны карточки по числу присутствующих («громко», «тихо», «кратко», «растянуто, «заикаясь», вызывающе», «иронически», «ласково» и т.д). Карточки раздаются, ведущий называет любое слово, и каждый по очереди произносит его в соответствии с заданием на карточке. Проводится 3 - 4 раза.
Лекция
«Слово лечит, оно же и калечит» - гласит народная мудрость.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Представьте себе, что в одной руке у Вас лимон, а в другом – нож. Вы берете тарелку, кладете на нее лимон и начинаете его разрезать тонкими дольками. Наконец лимон разрезан. Вы берете ложечку сахара и посыпаете лимон. А теперь Вы берете одну дольку и отправляете ее в рот. Но не глотаете сразу, а недолго держите на языке. Какой же он кислый! А теперь откройте глаза и ответьте: выделилась ли у Вас слюна в результате эксперимента? У большинства из Вас, наверняка, при упоминании о лимоне, слюна выделилась в достаточно большом количестве. Так организм отреагировал на слово «лимон», «кислый». Точно также организм реагирует на каждое произнесенное слово.
Нередко самая безобидная, на первый взгляд, фраза может привести к образованию стойкого невроза. В учебниках по психологии описано много случаев, когда руководители предприятий, учителя, родители, исходя из це­лесообразных, на их взгляд, воспитательных целей, наносили вред своему собеседнику. Для иллюстрации приведем один пример; молодая женщина 1 раз в два-четыре дня буквально набрасывалась на воду, выпивая по 3 - 5 литров за считанные минуты. В дальнейшем эта непреодолимая тяга к воде переросла в алкоголизм. Впервые потребность в употреблении большого коли­чества воды «возникла у нее еще в 4 - 5-летнем возрасте, когда родители за­прещали ей пить в «неположенное время», в электричке, например, добиваясь от нее послушания»
К сожалению, очень часто приходится видеть молодых родителей, которые, не стесняясь окружающих, издеваются над своими детьми. Нередко можно услышать от таких родителей «унижающие» фразы, оскорбляющие ребенка, выставляющие его на посмешище в глазах сверстников.
Психологи проанализировали типичные реакции со стороны родителей, оказывающие на детей негативное воздействие. К наиболее распространенным можно отнести:

· Приказ, распоряжение,команда («Не трогай!»; «Марш домой!»; «Перестань вертеться!»);

· Предупреждение,предостережение, угроза («Если ты сейчас же не пойдешь спать, то я тебя накажу»; «Если ты еще раз так сделаешь, то горько об этом пожалеешь»);

· Увещевание, наставление,проповедь («Ты не должен так говорить»; «Ты обязан нас слушаться»);

· Совет, предложение решений («Делай так, как мы сказали»; «Мы с мамой знаем, что лучше»);

· Поучение, логическаяаргументация («Если ты будешь так себя вести, то тебя никто не будет любить»; «Ты думаешь, что все на свете знаешь?»);

· Осуждение,критика, несогласие, порицание («Нет, ты не прав!»; «Ну разве можно так делать?»);

· Похвала,выражение согласия («Ох, как здорово! Ты – настоящий художник»; «Какой же ты умный. Такой маленький, а уже всезнаешь!»);

· Обзывание,высмеивание, посрамление («Ну ты и лентяй!»; «Посмотрите на него - маменькин сыночек»);

· Интерпретации, анализ, постановка диагноза («Я вижу тебя насквозь»; «Я знаю, почему ты так сделал»);

· Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка(«Лучше бы ты мне этого не говорил»; «Не расстраивайся, все будет нормально»);

- Зондирование, допрос(«Ты вымыл руки, как я тебе сказала?»; «Почему ты мне этого не сказал?»);
- Увод в сторону, отшучивание, отвлечение внимания («Подрастешь, тогда узнаешь»; «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»).
Как отражаются на детях подобные негативные реакции со стороны родителей? В большинстве случаев они развивают безынициативность, низкую самооценку, чувство вины, замкнутость, боязливость, нерешительность, лживость...
Порой мы слышим, но не слушаем детей. А если ребенок что-то попросит, то сразу же отвечаем отказом. Через шесть-семь лет наш малыш станет подростком. Шесть-семь лет… Как это много и как это мало, чтобы потерять его, разорвать с ним дружеские, доверительные отношения.
Иногда мы сами формируем негативные отношения в семье, провоцируем регрессивное развитие наших детей. Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» устами главного героя говорит об этом так; «Все читалина моем лице признаки дурных свойств, которых не было, но ихпредполагали - и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавст­ве; я стал скрытен... Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой…»
Игра «Анализ»
Присутствующим раздаются карточки с описанием различных проблемных ситуаций, складывающихся между ребенком и родителями, необходимо определить, есть ли в описанной ситуации негативное воздействие слова или нет.
Вот примерные ситуации с негативным воздействием:
Ситуация 1.
Ребенкане могут уложить в постель. Наконец мать в сердцах говорит; «Что за несносный ребенок! Сколько можно тебе говорить! Немедленно ук­ладывайся и спи!».
Ситуация 2.
Мать с сыном идут из магазина, неся вместе тяжелую сумку за руки. Сын жалобным голосом говорит; «Мама, у меня рука заболела. Давай поме­няемся».
«Какие же у тебя руки слабые! Давай сюда сумку», – отвечает мать, от­бирает сумку и дальше несет ее одна.
Ситуация 3.
Ребенок садится за обеденный стол с грязными руками. Отец недо­вольно спрашивает: «Почему ты не умылся перед едой? Сколько можно на­поминать? Не память, а дырявое решето!»
Ситуация 4.
Сын обещал сходить в магазин за хлебом, но заигрался и забыл. Семья осталась без хлеба. За ужином отец раздраженно ворчит; «Ничего тебе поручить нельзя. Ты целый день бьешь баклуши. Хоть бы немного о нас подумал».
Ситуация 5.
Сын забирается к отцу на колени, когда тот присел на диван почитать газету, и просит; «Папа, поиграй со мной»,
«Не мешай мне. Иди, займись делом», – отмахивается отец.
Этаже ситуация с положительным эффектом будет выглядеть в другой карточке иначе.
Ситуация 6.
Сынзабирается котцу на колени, когда тот присел на диван почитать газету, и просит; «Папа, поиграй со мной».
«Сынуля, я так устал на работе, что хочется тихонько посидеть в ти­шине и почитать газету. Давай поиграем через 15 минут. Хорошо?»,
На обработку проблемных ситуаций отводится 1-2 минуты, После этого родители по очереди зачитывают свои ситуации и анализируют их. Ве­дущий уточняет, есть ли негативное воздействие или нет.Поочередно забирая карточки, он прикрепляет их в соответствии с ответами к двум табличкам:

Негативное воздействие есть   Негативного воздействия нет

После того, как все родители зачитают свои карточки и ведущих рас­пределит их по табличкам, он обращает внимание родителей, что в карточ­ках, имеющих негативное воздействие слова, имеются «Ты-сообщения» (сколько можно ТЕБЕ говорить; какие у ТЕБЯ руки слабые; почему ТЫ не умылся; ТЫ целый день бьешь баклуши). А в ситуациях, не имеющих негативного воздействия - «Я-сообщения» (Я так устал на работе; маленькая моя..; Я так спешу...; Я знаю, что у тебя руки сильные, но сумка такая тяжелая.., и т.д.)
Родители подводятся к мысли о том, что на первом этапе работы с детьми необходимо свои «Ты-сообщения» переводить в «Я-сообщения». Для ограничения ребенка от негативного воздействия слов.
Решение проблемных ситуаций
Родителям предлагаются 4-5 ситуаций с «Ты-сообщением». Необходимо подобрать такие «Я-сообщения», чтобы негативный эффект перерос в положительный.
Заключительная часть
Организуется чаепитие за сладким столом (заранее выпекается боль­шой пирог) под музыкальное сопровождение. На память присутствующим вручаются юмористические инструкции для родителей.

Приложение 8

Работа с семьёй по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства

Работа с неблагополучной семьей
Поступление сигнала об ущемлении прав ребенка в семье.

Сбор информации о семье (детский сад, школа, детская поликлиника, отделение милиции, соседи и др.)
Цель: получение первичных сведений об уровне проблемности семьи

Беседа с ребенком
Цель: определение уровня риска семьи как среды пребывания ребенка

Встреча с семьей
Цель: уточнение социальных характеристик семьи как субъекта воспитания

Изложение собранной информации о семье на комиссии при органах опеки и попечения
Цель: принятие коллегиального решения о наличии (отсутствии) необходимости срочного изъятия ребенка из семьи

Подписание соглашения с семьей о проведении реабилитационной работы с ней и при ее участии
Цель: повышение воспитательного потенциала семьи

Практическая реализация соглашения
Цель: создание в семье жизненных условий, соответствующих потребностям ребенка

Вынесение результатов работы по соглашению на обсуждение комиссии при органах опеки и попечения
Цель: оценка ситуации в семье после реабилитационных мероприятий и окончательное решение судьбы ребенка: оставить в семье или передать в учреждение защиты детства
Семьи, которые входят в группу социального риска

· Неполная семья.

· Многодетная семья.

· Семья, где один или оба родителя являются несовершеннолетними.

· Малообеспеченные семьи.

· Семьи с родителями (или одним родителем) инвалидами.

· Семьи с детьми-инвалидами.

· Замещающие семьи:

· опекунские семьи;

· семьи с приемными родителями.

· Фостерные («измененные») семьи.

· Семьи беженцев, не имеющие гражданства.

10. Семьи переселенцев.
11. Семьи с неблагополучным воспитательным фоном:

· родители пьют;

· родители не оказывают должного внимания детям;

· родители не справляются с воспитанием ребенка;

· родители с аморальным поведением.

Приложение 9

Приложение 10

Анкеты для выявления уровня
педагогической культуры родителей
1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка (нужное подчеркнуть):

· слушаете передачи по радио и телевидению;

· посещаете лекции для родителей;

· на основе рекомендации психологов;

· используя жизненный опыт;

· читаете педагогическую литературу.

2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными (нужное подчеркнуть):

· поощрение;

· наказание;

· требование;

· убеждение;

· приучение.

3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего (нужное подчеркнуть):

· словесная похвала;

· подарки;

· ласки.

4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (нужное подчеркнуть):

· физическое наказание;

· словесная угроза;

· лишение развлечения;

· проявление вами обиды

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты к встрече на тему: "Как помочь учиться".

· Чему Вы больше отдаёте предпочтение: обучение чтению, счёту или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?

· Каким бы Вы желали видеть своего ребёнка на пороге школы?

· С радостью ли пойдёт Ваш ребёнок в школу?

· Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребёнок к школе? Почему?

· Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки к школе?

· Чем интересуется Ваш ребёнок больше всего?

· Как часто ребёнок задаёт Вам вопросы? Какие?

· Считаете ли Вы, что у вас есть взаимопонимание с ребёнком? Аргументируйте ответ.

· Трудно ли Вам удаётся воспитать в ребёнке умение управлять собой? Почему?

· Какие знания, умения, навыки должен приобрести ребёнок в детском саду, чтобы было легче учиться в школе?

· На какие вопросы по теме встречи Вы желали бы получить ответ?

Спасибо за участие

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

· Ф.И.О.___________________________________________________

· Возраст _________________________________________________

· Место работы_____________________________________________

· Состав семьи (кто совместно проживает, возраст, образование, профессия)

5. Жилищные условия (отдельная квартира, общежитие и т.д.). _____ ________________________________________________________________
6. Материальное положение семьи (удовлетворительное, неудовлетворительное) ____________________________________________________
7. Увлечение родителей:
отец _______________________________________________________
мать_______________________________________________________
и др._______________________________________________________
8. Как Вы представляете себе участие в жизни группы? (никогда, по мере необходимости, иногда, постоянно помогаю)_____________________
9. Как Вы представляете себе работу родительской команды в дошкольном учреждении? ___________________________________________
10. Какие трудности испытываете в воспитании Вашего ребенка? __ ________________________________________________________________
11. Какие консультации по воспитанию хотели бы получить? ______ ________________________________________________________________
12. Каким опытом семейного воспитания могли бы Вы поделиться?_ ________________________________________________________________
13. Ваши пожелания._________________________________________

Литература

· Башлакова, А. Сотрудничество детского сада и семей в условиях открытой образовательной системы: методические рекомендации / Л.А.Башлакова, Л.Н.Ласлинская, С.А.Брыскина. – Мн., 2001.

· Громыко, Н.М. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников / Н.М.Громыко, И.В.Лапицкая. – Мн., 2000.

· Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи / В.П.Дуброва. – Мн., 1997.

· Чечет, В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В.В.Чечет, Т.М.Коростелёва. – Мн: Университетское ,2000.

· Зайцева, Н.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в воспитании гуманности у детей / Н.В.Зайцева, Л.М.Подолинская. – Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2003.

· Детский сад и семья – Рука об руку (Авторы-составители А.П.Холипова, И.Ф. Телепнева. Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2003.

· Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П.Арнаутова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

· Никитина, Л.А. Семья или детский сад? / Л.А.Никитина, Л.А.Балудова– М: Знание, 1997.

· Ерошенко, В.Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду / В.Г.Ерошенко. – Мн.: «Мет», 2002.

Источник: Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: практический материал. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 62с.

Составитель: Н.А.Сердюкова, методист отдела дошкольного образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»
Рецензенты: В.И.Жук, начальник отдела дошкольного образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», Г.И.Масько, заместитель заведующего по основной деятельности ДУ № 69 Октябрьского района г.Витебска

Введение

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.


Не случайно среди специалистов и ученых в области семьи

Наши рекомендации