Инструкция по выполнению заданий обучающимися 9-11 классов.
Задания объединены в 3 группы:
1. Задания в закрытой форме, то есть с предложенными вариантами ответов. При выполнении этих заданий необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждения. Правильным является только одно – то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения.
Выбранные варианты отмечаются зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», «в» или «г».
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.
2. Задания в открытой форме, то есть без предложенных вариантов ответов. При выполнении этих заданий необходимо самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранное определение вписывайте в соответствующую графу бланка ответов. Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.
3. Задания в форме, предполагающей установление соответствиямежду понятиями и/или определениями. Каждое верное утверждение этой группы оценивается в 0,5 балла.
Время выполнения всех заданий – 45 минут.
Задания вынесены в приложения 1, 2, 3.
1.4. Практические задания
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Выполнение испытания осуществляется согласно распределению по забегам, отдельно среди мальчиков/юношей и девочек/девушек.
Старт забегов производится по сигналу (команде) судьи.
Методические указания к проведению испытания
1.Линии старта и финиша должны быть чётко обозначены, их ширина должна составлять не менее 5 см.
2.Перед проведением испытания дорожки стадиона должны быть очищены от посторонних предметов.
3.На дорожках стадиона во время проведения испытания не должно быть зрителей и других лиц, которые могут помешать проведению испытания.
4.Для проведения испытания участники распределяются по забегам в соответствии с личным стартовым номером. Перед началом испытания участник называет фамилию, имя, стартовый номер.
5.Все участники одного забега должны находиться в специально отведённом для них месте, их поведение не должно мешать другим участникам.
6.Прохождение испытания оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Первый судья располагается в зоне старта/финиша, даёт команды («На старт!» и «Марш!»/свисток») и вместе со вторым судьей фиксирует время преодоления дистанции. Третий судья располагается в зоне прохождения испытания и оценивает качество его выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей (помощник) следил за безопасностью участников в зоне выполнения испытаний.
Методика оценки результатов
1.Результатом выполнения испытаний является время (в минутах и секундах, с точностью до десятых долей секунды). Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
2.Чем меньше времени затрачено на выполнение испытания, тем выше итоговый результат.
Инвентарь и оборудование
Школьный стадион с беговыми дорожками со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсного испытания. Вокруг внешних беговых дорожек должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м полностью свободная от посторонних предметов и зрителей.
– секундомер – 2 шт.;
– свисток – 1 шт.;
– флажок – 1 шт.
Конкурсное испытание:
Девушки 5-6, 7-8, 9-11 кл., мальчики 5-6 кл.– 500 м.
Юноши 7-8, 9-11 кл.– 1000 м.
ГИМНАСТИКА
1.Испытания девочек/девушек и мальчиков/юношей проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.
2.Участник имеет право на одну попытку, в которой он должен выполнить
упражнение полностью.
3.В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается и участник получает 0,0 баллов.
4.Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, производится сбавка равная его стоимости, указанной в таблицах 1–6.
5.Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженное начало и окончание и должно выполняться без неоправданных пауз с фиксацией статических элементов, указанных как «держать», не менее двух секунд.
6.Каждый судья суммирует сбавки за ошибки в технике выполнения элементов и соединений, указанные в таблице 7, вычитая их из 10,0 баллов.
7.Судьи оценивают качество выполнения упражнений в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю их исполнения.
8.Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла; средними – 0,3 балла; грубыми – 0,5 балла.
9.Выполнение упражнения оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Судьи должны находиться друг от друга на расстоянии, не позволяющем обмениваться мнениями до выставления оценки.
10.При выставлении оценки бóльшая и меньшая из оценок судей отбрасываются, а оставшаяся оценка идёт в зачёт. При этом расхождение между максимальной и минимальной оценками судей не должно быть более 1,0 балла, а расхождение между оценкой, идущей в зачёт, и ближней к ней не должно превышать 0,3 балла.
11.Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.
12.Максимально возможная окончательная оценка – 10,0 баллов.
13.Упражнение должно выполняться на акробатической дорожке шириной не менее 1,5 метра и длиной не менее 12 метров.
14.Внешний вид участников должен быть опрятным. Девочки/девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами», а мальчики/юноши – в гимнастические майки, трико или спортивные шорты с открытыми коленями. Футболки и майки не должны быть надеты поверх шорт или трико. Участники испытаний могут выполнять упражнения в носках, гимнастических тапочках (чешках) или босиком.
Таблица 1. Акробатическое упражнение, 5–6 классы (девочки)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1. | Шагом вперёд, согнуть правую (левую) вперёд, стопой коснуться колена опорной ноги, руки в стороны, держать | 1,5 |
2. | Приставляя правую (левую), кувырок вперёд – кувырок вперёд в сед в группировке | 1,0+0,5 |
3. | Лечь на спину, руки вверх – согнуть руки и ноги – «мост», держать – опуститься на спину | 2,0 |
4. | Лёжа на спине взять группировку – выйти в стойку на лопатках, держать – перекат вперёд в упор присев | 2,0 |
5. | Кувырок назад | 2,0 |
6. | Прыжок с поворотом на 180° | 1,0 |
Таблица 2. Акробатическое упражнение, 5–6 классы (мальчики)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1. | Шагом вперёд, согнуть правую (левую) вперёд, стопой коснуться колена опорной ноги, руки в стороны, держать | 1,5 |
2. | Приставляя ногу, кувырок вперёд – кувырок вперёд в сед | 1,0+0,5 |
3. | Наклон вперёд, держать | 2,0 |
4. | Перекат назад в стойку на лопатках, держать – перекат вперёд в упор присев | 2,0 |
5. | Кувырок назад | 2,0 |
6. | Прыжок вверх прогнувшись ноги врозь, руки вверх | 1,0 |
Таблица 3. Акробатическое упражнение, 7–8 классы (девочки)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1. | Шагом вперёд, правую (левую) в сторону на носок, руки в стороны – фронтальное равновесие (пятка поднятой ноги не ниже 45°), держать | 1,0 |
2. | Приставляя ногу, кувырок вперёд прыжком – кувырок вперёд в сед в группировке – лечь на спину, руки вверх | 1,0+1,0 |
3. | Согнуть руки и ноги «мост», держать – поворот кругом в упор присев | 2,0 |
4. | Перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук, держать – перекат вперёд в упор присев – кувырок назад – встать, руки вверх | 1,0+1,0 |
5. | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения | 2,0 |
6. | Прыжок с поворотом на 180° | 1,0 |
Таблица 4. Акробатическое упражнение, 7–8 классы (мальчики)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1. | Шагом вперёд, правую (левую) в сторону на носок, руки в стороны – фронтальное равновесие (пятка поднятой ноги не ниже 45°), держать | 1,0 |
2. | Приставляя ногу, кувырок вперёд прыжком – кувырок вперёд в сед в группировке | 1,0+1,0 |
3. | Перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук, держать – перекат вперёд в упор присев | 1,0 |
4. | Толчком, сгибая ноги, стойка на голове и руках (держать) – опуститься в упор присев – встать, руки вверх | 2,0 |
5. | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения | 2,0 |
6. | Прыжок с поворотом на 360° | 2,0 |
Таблица 5. Акробатическое упражнение, 9–11 классы (девушки)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1. | Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны («Ласточка»), держать | 1,0 |
2. | Приставляя ногу, выпрямиться в стойку, руки вверх – кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь, руки в стороны | 1,0 |
3. | Наклон вперёд прогнувшись – кувырок вперёд в стойку на лопатках, обозначить – стойка на лопатках без помощи рук, держать | 1,0+1,0 |
4. | Перекат вперёд в сед в группировке – сед углом руки в стороны, держать – лечь на спину руки вверх | 1,0 |
5. | Согнуть руки и ноги «мост», держать – поворот кругом в упор присев | 1,0+0,5 |
6. | Кувырок назад в полушпагат руки в стороны, держать – с опорой на руки перейти в упор присев – встать, руки вверх | 1,5 |
7. | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, поворот лицом в направлении движения | 1,0 |
8. | Прыжок с поворотом на 180° | 1,0 |
Таблица 6. Акробатическое упражнение, 9–11 классы (юноши)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1. | Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны («Ласточка»), держать | 1,0 |
2. | Приставляя ногу, выпрямиться в стойку, руки вверх – кувырок вперёд прыжком в стойку ноги врозь, руки в стороны | 1,0 |
3. | Наклон вперёд прогнувшись – кувырок вперёд в стойку на лопатках, обозначить – стойка на лопатках без помощи рук, держать – перекат вперёд в упор присев | 1,0+1,0 |
4. | Силой, сгибая ноги, стойка на голове и руках, держать – опуститься в упор присев | 2,0 |
5. | Кувырок назад согнувшись – выпрямиться в стойку, руки вверх | 1,5 |
6. | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо»), приставляя ногу, поворот в направлении движения | 1,0 |
7. | Прыжок с поворотом на 360° | 1,5 |
Таблица 7. Основные сбавки за нарушения техники выполнения
Отдельных элементов
№ | Ошибки исполнения | Сбавки |
1. | Сильное, до неузнаваемости, искажение элемента | Стоимость элемента |
2. | Недостаточная высота полётной фазы прыжков, искажение рабочей осанки, неточное положение туловища, сгибание и/или разведение рук и ног | до 0,5 балла |
3. | Отсутствие слитности, неоправданные задержки между элементами | до 0,3 балла каждый раз |
4. | Остановка при выполнении упражнения более семи секунд | Упражнение прекращается, и оценивается его выполненная часть |
5. | Фиксация статического положения, указанного как «держать», менее двух секунд | Стоимость элемента |
6. | Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом: – переступание и незначительное смещение шагом – широкий шаг или прыжок – касание пола одной рукой, падение | – 0,1 балла – 0,3 балла – 0,5 балла |
7. | Выход за пределы акробатической дорожки | 0,5 балла |
8. | Отсутствие чётко выраженного начала или окончания упражнения | 0,3 балла |
9. | Повторное выполнение упражнения после неудачного начала | 0,5 балла |
10. | Нарушение требований к спортивной форме | 0,5 балла |
Подведение итогов олимпиады
В общем зачете школьного этапа олимпиады определяются победители и призеры. Итоги подводятся отдельно среди юношей и девушек по группам: 5-6 классы; 7-8 классы и 9-11 классы.
Для определения победителей и призеров олимпиады, а также общего рейтинга участников олимпиады, рекомендуем использовать 100-бальную систему оценки результатов участникамиолимпиады. То есть, максимально возможное количество баллов, которое может набрать участник за оба тура олимпиады, составляет 100 баллов. Организаторы соответствующих этапов олимпиады должны установить удельный вес (или «зачетный» балл) каждого конкурсного испытания.
ТЕХНОЛОГИЯ