Виды учебных письменных работ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – письменная форма (домашняя, текущая и экзаменационная) контроля и учета знаний, умений и навыков обучающихся. Контрольные работы в вузе бывают аудиторные (выполняемые во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя) и домашние, которые задают на дом к определенному сроку; текущие, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме, и экзаменационные, оценка по которой имеет статус итоговой; фронтальные, которые одновременно выполняет вся группа, и индивидуальные.
При заочной форме обучения контрольная работа является основной формой межсессионного контроля студенческих знаний. Выполнение их несколько отличается от выполнения текущих контрольных работ студентами очного отделения. Во-первых, заочники сами выбирают тему контрольной работы по списку. Во-вторых, написание такой контрольной больше похоже на написание реферата: подбирается необходимая литература, составляются выписки или конспекты, выстраивается план изложения и в соответствии с планом пишется текст.
Цель контрольной работы - проверка объема и глубины усвоения материала, закрепление знаний студента, полученных при изучении дисциплины.
Задачи контрольной работы:
· проверка знаний студентов, являющихся базовыми для изучения дисциплины (отдельной темы дисциплины);
· закрепление теоретических знаний по темам изучаемой дисциплины;
· формирование практических навыков решения прикладных задач по темам изучаемой дисциплины;
· проверка остаточных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины.
Объем контрольной работы должен составлять не более 10 печатных страниц.Необходимые требования к оформлению: наличие титульного листа и развернутого плана. Критерии оценки: отсутствие грубых ошибок и приемлемая степень раскрытия вопросов. Дословное списывание источников недопустимо!
РЕФЕРАТ – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т.д. Эта форма научной работы студента используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных прикладных дисциплин.
Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одного (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблему, которой посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором.
Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обосновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует.
Монографический реферат имеет структуру основной части:
· Конспективной, когда ее построение полностью соответствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (главы, разделы, подразделы и т.д.);
· Фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдельные части (обычно, таким образом, реферируются большие по объему и многопроблемные источники);
· Аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае составляется план реферата, в соответствии с которым и излагается содержание.
Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру. Разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список реферируемой литературы.
Требуется не просто выделить основное содержание изучаемых источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы (теории) раскрывается в каждой из работ. Композиционно такие рефераты также могут быть различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определенной последовательности (по времени появления, по значимости работы и т. д.) или аналитически, т.е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в различных источниках.