Составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, используя данные ниже слова.
Биография, деловое письмо, докладная записка, инструкция, лицензия, меморандум, облигация, патент, прейскурант.
14. Замените нейтральным синонимом данные ниже слова и словосочетания делового стиля.
Безотлагательно, вышеизложенные, препровождаем, проживаем, предоставить жилплощадь, устроить прием.
15. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов докладную записку о выполнении какого-либо задания.
16. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.
Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?
17. Письменно ответьте на вопросы, используя материал лекций.
17.1. Какова взаимосвязь понятий «речь - язык»? Что такое речевая деятельность?
17.2. Как классифицируются грамматические ошибки и какова причина их появления?
17.3. Что такое коммуникативно-целесообразная речь? С какой ступенью освоения литературного языка она соотносится?
17.4. Каково общепринятое значение понятий «культура», «культура речи»? Как характеризуется культура речи с лингвистической точки зрения (два значения)?
Контрольная работа (вариант № 2)
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Инструкция.
Текст контрольной работы должен быть представлен в рукописном виде в тетради с полями.
Тексты, написанные неразборчиво и неаккуратно, проверке не подлежат.
Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из приведенных ниже слов.
Абонемент, аккредитив, аттестат, анкета, бюллетень, характеристика, справка, расписка, протокол.
2. Замените нейтральные выражения стереотипами делового стиля.
Занятия по расписанию, из-за болезни, решили на собрании, дали отпуск, помогли, участвовал.
3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов расписку в получении книг в кабинете информатики.
4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.
Шьют ли в ателье пальто из их материала?
5. Составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных ниже слов.
Ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, автобиография, акт, доверенность, заявление.
6. Замените нейтральные конструкции выражениями-клише делового стиля.
В прошедшем году, в настоящем месяце, сообщить, отдать распоряжение, предоставить жилплощадь, осуществить руководство.
Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их другими словами, соответствующими разговорному стилю речи.
Сегодня я ходил в магазин с целью покупки магнитофона. Надень головной убор, на улице холодно.
Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов доверенность на получение посылки.
9. Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их другими словами, соответствующими разговорному стилю речи.
Мы должны произвести запись этих лекций, потому что у нас нет учебника. Он пытался провозглашать на практике свои идеи.
10. Выполните следующие задания.
1. Прочитайте текст стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
2. Ответьте письменно на вопросы:
- Какие стилистические фигуры используются здесь, какова их роль?
- Какова цель использования тропов в этом тексте? Приведите примеры.
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней, зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.