Характеристика фундаментальных проблем физической культуры.
Рассмотрим некоторые из фундаментальных проблем физической культуры, существующих в современности. Одна из основных проблем – это совершенствование понятийного аппарата теории и методики физической культуры. Она начинается с самого определения понятия «физическая культура», хотя само понятие в мире используется, начиная с XIX, а по некоторым данным даже с XVIII века. Проблема, в частности, в том, что в определениях нарушаются правила их построения, не учитывается культурологический подход, не всегда выделяется главная сущность понятия, не учитываются родо-видовые связи используемых в понятии терминов. Наиболее обоснованным считается понятие, приведенное в учебнике «Теория и методика физической культуры» (Курамшин Ю.Ф. с соавт., 2004). Оно звучит следующим образом: «Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязательств». Анализ в течение многих лет совокупности различных определений понятия «физическая культура» по данным литературы, изданной в СССР, России и зарубежных странах привел к необходимости и возможности разработать специальную формулу для построения этого определения (Собянин Ф.И. 2007 и др.). Формула выглядит следующим образом:
ФК = ВКО + ИДП + СФК, где ФК = физическая культура, ВКО – вид культуры общества, ИДП – интерпретация деятельностного подхода, СФК – специфика физической культуры. Первая часть формулы является необходимой потому, что она показывает какое соотношение имеет физическая культура в системе общей культуры, вводит в специальное понятийное поле. Вторая составляющая формулы предназначена для интерпретации деятельностного подхода, который является ведущим в исследовании культуры общества. Третья составляющая формулы предназначена для того, в отличие от первых двух, чтобы показать главную специфику физической культуры, как вида культуры. Пример построения определения понятия выглядит следующим образом: «Физическая культура – это вид культуры общества, специфическая нравственно содержательная деятельность, направленная на физическое совершенствование людей». Данное определение было впервые озвучено в докладе и статье на V конгрессе FIEP (FÉDÉRATION INTERNATIONALE D´ÉDUCATION PHYSIQUE) в 2009 году (Сербия, Ниш), а затем оно было принято решением резолюции по итогам VII конгресса FIEP Европы (Испания, Барселона, 2012) в качестве родового понятия.
Существуют и другие проблемы в понятийном аппарате. Например, нет точного определения понятия «физическое воспитание». В ряде версий оно представлено, например: как особая педагогическая система воспитания, как деятельность по формированию мотивации в сфере физической культуры и даже в качестве аналога самой физической культуры. Такое положение дезориентирует специалистов. Предлагается (Собянин Ф.И., 2011 и др.) заменить «физическое воспитание», поскольку оно морально устарело, на «физкультурное образование», куда включать понятия – «обучение в сфере физкультурного образования», «воспитание в сфере физкультурного образования» (в узком смысле слова – как процесс формирования социально значимых свойств личности), «развитие» - процесс изменения уровня проявления физических качеств, свойств психики, психомоторики, «оздоровление» - формирование, укрепление, сохранение здоровья.
Существуют также разногласия в трактовке понятия «физическое развитие». Некоторые специалисты в области медицины и физической культуры считают, что физическое развитие заканчивается примерно в 25 лет. Однако, это противоречит логике. Ведь сущность понятия «развитие» - это изменение, которое может происходить как в положительную сторону, так и в отрицательную. Поэтому в 25 лет завершается активный рост некоторых показателей физического развития, а само это развитие продолжается у человека до тех пор, пока он жив.
Имеются некоторые проблемы при соотношении между собой видов физической культуры, исходя из их сущности. Например, даже специалисты иногда путают физическую рекреацию и физическую реабилитацию. Однако, сущность физической рекреации заключается в получении удовольствия, наслаждения от применения физических упражнений, проведения приятного досуга. Здесь отличительные черты – большой диапазон свободы действия, режима, объема, интенсивности нагрузки и т.д. Физическая реабилитация предназначена для восстановления организма, при этом занятия не всегда сопровождаются приятными ощущениями, но зато требуется строгий режим при выполнении физической нагрузки, ограничение количества занимающихся. Иными словами физическая реабилитация более нормативная в отличие от физической рекреации. Возможно, сбивающим фактором в различении понятий является тот факт, что в обоих случаях может происходить восстановление функций организма, хотя к этому приходят разными путями.
Проблемы выявления общих закономерностей реакции человеческого организма на физическую нагрузку. Казалось бы, эти проблемы давно изучены в исследованиях еще 50-60-х годов прошлого века, но это не так. Особенно актуальна в связи с современным образом жизни населения, когда на службе человека удобный транспорт, энергономичные условия труда, большие возможности для пассивного отдыха, перенасыщение электронной техникой, кардинальное ухудшение состава и качества питательных продуктов и т.д. Организм человека становится другим. Необходимо исследовать специфику организма современного среднестатистического человека. На основе этой модели необходимо скорректировать все нормативные требования со стороны физической культуры. Кроме того, существуют новые мало изученные факты изменения состояния человеческого организма. Так, С.И..Вовк выявил, что спортсмены обоего пола после периода вынужденного прекращения тренировок вдруг оказываются способными не только к быстрому восстановлению уровня тренированности, но и способны показывать существенно более высокие результаты, чем предполагаемые. Это противоречит основным положениям механизма формирования спортивной формы. Интересна также и мало изучена проблема необходимого и достаточного временного периода физической подготовки для достоверного увеличения уровня проявления физических качеств. Весьма перспективна проблема уточнения используемых средств физической культуры, обоснования новых принципов, методов физической культуры.
К фундаментальным проблемам общей физической культуры следует отнести, например: проблемы совершенствования, разработки понятийного аппарата; проблемы связи между видами физической культуры; проблемы связи физической культуры с другими видами культуры общества; проблемы определения значения физической культуры в меняющемся обществе; проблемы возможной взаимосвязи теории и методики физической культуры с другими науками; проблемы выявления общих закономерностей реакции человеческого организма на физическую нагрузку; проблемы построения тренировочного процесса с различным возрастным контингентом; проблемы обучения двигательным действиям; проблемы развития физических качеств человека; проблемы теории техники физического упражнения; подходы к классификации физических упражнений и в целом средств физической культуры; проблемы обоснования и применения принципов обучения, воспитания, развития, оздоровления человека средствами физической культуры; обоснование методов воздействия на человека в сфере физической культуры; проблемы разработки форм организации занятий физической культурой; проблемы контроля за динамикой изменений в человеке, происходящих под воздействием средств физической культуры и другие.