Диалектика традиции и новации в науке о физической культуре.
Диалектика традиции и новации в науке о физической культуре прослеживается в истории науки и подтверждается многочисленными примерами из физкультурно-спортивной практики. Много имеется примеров истории спорта. Так, впервые низкий старт был применен в беге на короткой дистанции на первых Олимпийских играх в 1896 году американцем Томасом Бэрком, а теперь низкий старт – это обычный атрибут любого квалифицированного спринтера. Научно доказано, что такой старт позволяет эффективнее, экономичнее и быстрее набрать скорость бегунам и показать более высокий результат на короткой дистанции. Появление способа прыжка в высоту «фосбери-флоп» принесло золотую медаль американскому прыгуну в высоту Дику Фосбери на Олимпийских играх в 1968 году в Мехико. Изучение техники прыжка показало, что она с точки зрения биомеханики самая эффективная для преодоления планки во время прыжка.
Однако, и в практике физической культуры и спорта, и в научной сфере наблюдается диалектика традиции и новации. Например, самым эффективным способом прыжка в высоту «фосбери-флопом» в СССР долго не пользовались. А передвижение коньковым ходом на лыжах скандинавские спортсмены применяли еще в начале 30-х годов прошлого столетия, затем новая волна его применения отмечалась в 60-е годы, а в 80-е годы увлечение коньковым ходом стало массовым среди лыжников, особенно на длинных дистанциях. В результате в 1986 году Международная федерация лыжного спорта приняла решение о разрешении пользоваться этим способом передвижения на лыжах по дистанции. Однако, в то же время появлялась резкая критика против применения конькового хода – это и есть факт противоборства традиции и новации в спорте. Со временем эта критика прекратилась, а коньковый ход применяют не только в лыжных гонках, но и в горных лыжах, в биатлоне и других видах спорта.
В науках о физической культуре и спорте отмечаются две закономерные тенденции: дифференциация и интеграция научного знания. Первоначально, когда еще происходит накопление научных данных, отмечается дифференциация знания. Например, первоначально был учебный предмет под названием теория и методика физического воспитания. Затем от него стали отделяться такие дисциплины, как история физической культуры, экономика физической культуры, управление физической культурой, социология физической культуры. Они стали самостоятельными предметами.
В некоторых случаях появившиеся предметы не выдерживают конкуренции с традиционными дисциплинами и исчезают. Так, например, в 90-е годы появился предмет «Валеология», однако он исчез из учебных планов институтов физической культуры. В то же время появились предметы с похожими названиями («Физкультурно-оздоровительные технологии», «Основы формирования здорового образа жизни» и другие аналоги).
Однако, ряд наук уверенно ориентируются на изучение проблем физической культуры и спорта и здесь видятся большие перспективы. Это свидетельствует о научных новациях, преодолевающих традиционное знание. Так, генетика постепенно внедряется в изучение проблем отбора в виды спорта, совершенствования спортивной тренировки, рационализации уровня физической нагрузки в тренировке и учебном процессе. Культурология исследует физическую культуру, как особый вид культуры общества и человека. Социология пытается изучать степень активности социальных групп по отношению к ведению здорового образа жизни. Показанные примеры убеждают в том, что диалектика традиции и новации в науках о физической культуре является достоверным фактом, который в последние годы определяет вектор научного и практического развития физической культуры и спорта.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1.Что такое «традиция»?
2.Чем отличается «новация» от «традиции»?
3.Какие научные сферы можно было бы назвать традиционными для науки о физической культуре?
4. Какие науки можно назвать новыми для изучения физической культуры?
5.Как взаимодействуют традиции и новации в науках о физической культуре и спорте?
Тема 3. Классификация наук о физической культуре.
Цель и задачи изучения темы
Создать представление об общей классификации наук, специфике классификации наук о физической культуре и спорте.
Образовательный результат
Знания и представления о способах классификации наук о физической культуре и соотношении с общенаучной классификацией.
История классификации наук.
Классификация науки – это дифференцирование научного знания по определенным группам, циклам на основе установленных критериев. Она необходима для ученых, начинающих исследователей и многих других специалистов, например, для ориентации в мире информации, науки и техники.
Люди давно начали задумываться над тем, как структурировать знания, распределить его по определенным областям, группам. Исторически общую научную классификацию и ее генезис кратко можно представить следующим образом:
- первый этап попыток классификации науки (наук) связан с оппозиционированием философии и остальных частных знаний (еще не называли науками). Если философия уже была признана обществом, то остальные знания под давлением церкви еще не были утверждены. Этот период начинался еще во времена Древности и захватил Средневековье;
- второй этап относится примерно в 15-18 векам. В 17 веке наука стала признаваться в обществе, помимо философии и религии. В этот период знания начали активно накапливаться и появилась насущная потребность в их разделении. Это был период дифференцирования знания на отдельные научные отрасли;
- следующий этап, который начался с 19 века, характеризуется не только дифференциацией наук, но и в особенности их интеграцией, попыткой связать все знания в единую тесно связанную систему (ampI77.spb.ru).
Виды классификации наук.
На протяжении всей истории классификации научного знания было немало примеров и попыток, которые остались в истории, как специфические подходы и виды классификации. Во времена античности одной из первых попыток классифицировать науки пытался великий Аристотель считал необходимым выделять три основные группы знаний:
1. Теоретические знания, куда включались философия и физика. Эти знания Аристотель делил далее на «первую философию» или метафизика, позволяющая умозрительно не включая органы чувств постигать высшие смыслы, первопричины мироздания и всего сущего; затем математика; физика (состояние тел в природе).
2. Практические знания, необходимые для организации поведения человека и управления обществом, государством (этика и политика).
3. Творческие знания для познания категории прекрасного, возвышенного (эстетика) (https://ru.wikipedia.org/wiki/).
Более широкий подход во времена Древности к научной классификации предложил римский мыслитель М. Варрон. В результате он в свою классификацию включал такие науки: диалектика, риторика, грамматика, арифметика, геометрия, музыка, астрология, архитектура, медицина. (https://ru.wikipedia.org/wiki/).Данный подход был сугубо практичный и объяснялся невысоким уровнем наличия знаний в разных областях. На основе этой классификации уже выстраивалось частное обучение и обучение в организованных образовательных учреждениях.
Арабские ученые выстраивали классификацию наук на основе критерия принадлежности научного знания к отечественным наукам или зарубежным. Так, в качестве арабских наук выделяли ораторское искусство и поэтику, а к зарубежным наукам относили медицину, математику, астрономию.
В Средневековье на основе классификации наук Аристотеля создавались новые классификации, а также появлялись другие оригинальные, обусловленные постепенным накоплением знаний. Так, Гуго Сен-Викторский, также, как и Аристотель, выделял теоретические науки (физика, математика), практические науки, а далее еще включал в свою классификацию механические науки (охота, театр, навигация, медицина, сельское хозяйство), логику (грамматика, риторика). Как видим, данная классификация не отличается особой строгостью в комплектовании наук по специфическому единому для группы признаку, отмечается некоторая нелогичность, хаотичность дифференцирования.
В основу своей классификации Ф. Бекон положил ведущие на его взгляд познавательные способности – память, рассудок, воображение. Исходя из этого появилась классификация, включающая три группы наук: 1) для развития памяти – история (естественная и гражданская); 2) для развития рассудка теоретические науки или философия в широком смысле; 3) для развития воображения – искусство вообще, поэзия, литература (https://ru.wikipedia.org/wiki/).
Что касается настоящего времени, то создание общенаучной классификации, несмотря на огромный объем накопленной информации, не облегчилось, а стало еще более затруднительным. Науки различаются объектом исследования, методами познания, сферой деятельности и прочими факторами.
Развитие науки в видении современных ученых сводится к нескольким моделям: Формированию и становлению дисциплины посредством исследования современными учеными работ своих предшественников. Развитию посредством осуществления научных революций. Данная модель предполагает регулярную смену преобладающих представлений, переход от «спокойного этапа» к «кризисной стадии». Развитию дисциплины посредством приближения к познавательным нормам естествознания. В рамках этой модели в качестве эталона выступают теоретические схемы и приемы, главным образом из области физики. Это и обуславливает критерии любого знания: возможность экспериментальной проверки, доказательность, точность. Развитию посредством интеграции знания. В этом случае построение системы осуществляется в соответствии с извлечением элементов из разных отраслей при помощи методов и теорий из прочих сфер познания. Разделение на виды наук осуществляется по предмету (объекту), практическому использованию и методу (http://fb.ru/article/61489/vidyi-nauk-sovremennaya-klassifikatsiya).
К первой группе относятся общественные науки, естественные, науки о мышлении. Виды наук о природе являют собой самый простейший раздел первого класса. Итог естественнонаучного познания предполагает исключение всего того, что было принесено самим исследователем в процессе познания. Другими словами, закон природы или теория оказываются верными, в случае если объективны по содержанию. Виды наук, объединенные в категорию общественных, представляют собой несколько более сложный и развернутый раздел. В этих дисциплинах удержание субъективного момента осуществляется не только с использованием понятийной формы, но и конкретного указания на исторический, социальный субъект. Виды наук о мышлении, наряду с общественными отраслями, объединены в категорию гуманитарных. При этом первые имеют особенность, проявляющуюся в том, что в качестве объекта выступает нечто, выраженное в индивидуальном или общественном сознании человека.
Ко второй группе относят науки, отличающиеся по методам исследования. Выбор того или иного приема осуществляется в соответствии с природой исследуемого предмета (объекта). При этом дополнительно в выборе присутствует некая доля субъективности.
К третьей группе относятся виды наук прикладного, практического, технического характера. В этом случае объективная сторона сохраняет обуславливающее значение, а субъективная - увеличивается при определении практического значения достижений. Все отрасли этого класса основываются на сочетании. Оно предполагает взаимодействие объективной стороны (природного закона) и субъективного момента. (http://fb.ru/article/61489/vidyi-nauk-sovremennaya-klassifikatsiya).