Материалы и оборудование для игровой деятельности
Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений имеющих государственную аккредитацию.
1.2. Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования.
1.3. Инвариантная часть настоящих требований к предметной развивающей среде адресована ДОУ третьей категории или дошкольным группам других типов учреждений, работающих аналогично.
1.4. Вариативная часть настоящих требований к предметной развивающей среде адресована различным видам дошкольных образовательных учреждений первой и второй категории, или дошкольным группам других типов учреждений, работающих аналогично, с дифференциацией по видам в зависимости от приоритетности тех или иных направлений развития ребенка.
1.5.Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды пересматриваются и устанавливаются не реже одного раза в десять лет.
1.6. Аккредитация дошкольных образовательных учреждений осуществляется на основе настоящих требований.
Основные понятия
«Предметная развивающая среда»— система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Сертификация» — наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования.
«Безопасность материалов и оборудования»— обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
«Детская игра» — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами
«Сюжетная игра» – выполнение условных действий в воображаемой ситуации. Различается ролевая режиссерская сюжетная игра.
«Игра с правилами» – тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу).
«Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).
«Эргономика» –научная дисциплина, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности.
«Продуктивные виды детской деятельности» –рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из различных материалов.
«Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания)»—широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов.
«Образно-символический материал»—так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений.
«Нормативно-знаковый материал» –материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.
3. Область применения.
3.1. Федеральные государственные образовательные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны быть обязательными для применения и соблюдения всеми образовательными учреждениями (дошкольными образовательными группами), имеющими государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм.
3.2. Основными пользователями федеральных государственных требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:
• педагогические коллективы образовательных учреждений (дошкольных образовательных групп), ответственные за качественную разработку и реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
• родители (законные представители) воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;
• органы управления образованием всех уровней управления, руководители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ответственные за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного образования в пределах своей компетенции и полномочий;
• организации и учреждения, обеспечивающие разработку примерных основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также осуществляющие разработку вариативных образовательных программ в сфере дошкольного образования;
• органы, обеспечивающие финансирование дошкольного образования;
• уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную аккредитацию и контроль качества дошкольного образования;
• уполномоченные органы исполнительной власти, обеспечивающие надзор и контроль соблюдения законодательства в сфере дошкольного образования;
• организации и учреждения, осуществляющие подготовку специалистов дошкольного и начального общего образования в системе среднего и высшего профессионального образования;
• организации и учреждения, осуществляющие повышение квалификации работников дошкольного образования.
4. Функции требований
Основными функциями федеральных государственных требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:
• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.
• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.
• Критериально – оценочная функция.
5. Психолого – педагогические требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
5.1.Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
5.2. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).
5.3. При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
•полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
•трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
•вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
5.4. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
5.5. Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
5.6. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
5.7. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
5.8.Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
5.9.Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
• Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
• Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей ( в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
• Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
• Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
5.10. В данных требованиях материалы классифицируются по типам. Принципом разделения на типы является структура и развивающее значение каждого вида деятельности.
5.11. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждого детского сада: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.
5.12. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами (Приложение 1).
5.12.1.Материал для сюжетной игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.
5.12.2.Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.
5.13.Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения (Приложение 2).
5.13.1.Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации.
5.13.2.Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
5.13.3.Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации основной общеобразовательной программы.
5.14.Материалы и оборудование для познавательно – исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал (Приложение 3).
5.14.1.Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.).
5.14.2.Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.
5.14.3.Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.
5.15. Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования: для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений (Приложение 4).
5.16. При создании предметной развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
5.17.Предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.
5.18. Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.
5.19. При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
5.20.Систематически проводить анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)
5.21. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:
5.21.1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
5.21.2. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.
5.21.3. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
5.21.4. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.
5.21.4.1 Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры:уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны)
5.21.4.2Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.
5. 21.4.3Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка
5.22.5. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.
5.22. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
5.23. Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
6. Организационные требования к созданию предметной развивающей в различных моделях и формах дошкольного образования.
6.1. При реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах дошкольного образования предметная развивающая среда должна в обязательной (инвариантной) части полностью соответствовать настоящим требованиям.
6.2. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы при реализации вариативной части программы предметная развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать видовое разнообразие учреждений (групп) дошкольного образования, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.
6.3. При реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать:
• критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ, в которых определено наличие специально выделенных помещений для работы с детьми и определены требования к условиям для развития детей в соответствии с видовым разнообразием;
• санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии количественными и качественными требованиями к оборудованию и инвентарю для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе, при проведении физкультурных занятий, при проведении занятий с детьми в бассейне;
• содержанию вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработку которой обеспечивают субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования; • требованиям, которые предъявляются к общему примерному объему образовательной нагрузки вариативной части Программы в блоке совместной образовательной деятельности взрослого и детей, которая рассчитывается с учетом времени, отведенном на реализацию инвариантной части Программы.
Приложение 1
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные (35-50 см.) | 3 разные |
Куклы средние (20-30 см.) | 7 разные | |
Мягкие антропоморфные животные, крупные | 3 разные | |
Мягкие антропоморфные животные, средние | 7 разные | |
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.) | 15-20 разные | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | ||
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | ||
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи | 2-3 | |
Набор солдатиков (среднего размера) | ||
Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.) | 10 разные | |
Белая шапочка | ||
Плащ-накидка | ||
Фуражка/бескозырка | ||
Каска | ||
Набор масок сказочных животных | ||
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды (крупной и средней) | |
Набор кухонной посуды (крупной и средней) | ||
Миски (тазики) | ||
Ведерки | ||
Молоток (пластмассовый) | ||
Набор овощей и фруктов (объемные – муляжи) | ||
Комплект кукольных постельных принадлежностей | ||
Утюг | ||
Гладильная доска | ||
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) | 3 разные | |
Тележка-ящик (крупная) | ||
Автомобили с открытым верхом, крупные | 2 разные | |
Автомобили с открытым верхом, средних размеров | 5 разные | |
Пожарная машина, средних размеров | ||
Машина "скорой помощи", средних размеров | ||
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров | ||
Лодка, средних размеров | ||
Самолет, средних размеров | ||
Кукольные коляски (складные) | ||
Конь или другие животные на колесах/качалка | ||
Конь на палочке | ||
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель) | ||
Полосатый жезл | ||
Бинокль (подзорная труба) | ||
Телефон | ||
Руль | ||
Весы | ||
Сумки, корзинки, рюкзачки | 7 разные | |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол (крупный) | |
Кукольный стул (крупный) | ||
Кукольная кровать | ||
Кукольный диванчик | ||
Шкафчик для кукольного белья | ||
Кухонная плита/шкафчик (соразмерная ребенку) | ||
Ширма-остов домика | ||
Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем | ||
Ширма-прилавок | ||
Набор мебели для кукол среднего размера | ||
Бензоколонка (крупная) | ||
Полифункциональные материалы | Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды) | |
Крупный строительный набор | ||
Ящик с мелкими предметами-заместителями | ||
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.) |
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные | 2 разные |
Куклы средние | 6 разные | |
Мягкие антропоморфные животные, крупные | 2 разные | |
Мягкие антропоморфные животные, средние | 6 разные | |
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см.) | 20 разные | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | ||
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | 2 разные | |
Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см.) | 10 разные | |
Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие) | 10 разные | |
Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см.) | 2 разные | |
Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7-15 см.) | 2-3 разные | |
Набор фигурок: семья (7-15 см.) | ||
Белая шапочка | ||
Плащ-накидка | 3 разные | |
Фуражка/бескозырка | ||
Каска | ||
Набор масок (животные; сказочные персонажи) | 2-3 разные | |
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды, крупный | |
Набор чайной посуды, средний | ||
Набор кухонной посуды | ||
Молоток | ||
Комплект кукольных постельных принадлежностей | ||
Грузовик, крупный | ||
Тележка-ящик, крупная | ||
Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров | 5-7 разные | |
Пожарная машина, средних размеров | ||
Машина "скорой помощи", средних размеров | ||
Подъемный кран, крупный | ||
Набор: железная дорога (средних размеров) | ||
Кораблики, лодки, самолеты, средних размеров | по 1 каждого наимен. | |
Ракета-робот (трансформер), средних размеров | ||
Автомобили мелкие | 10 разные | |
Кукольная коляска, средних размеров (складная) | ||
Набор медицинских принадлежностей | ||
Полосатый жезл | ||
Весы | ||
Часы | 2 разные | |
Телефон | ||
Подзорная труба, бинокль | ||
Сумки, корзинки, рюкзачки | 5 разные | |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол, крупный | |
Кукольная кровать или диванчик (крупный) | ||
Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная) | ||
Набор мебели для кукол среднего размера | ||
Скамеечка на колесах со съемным рулем | ||
Руль на подставке | ||
Штурвал на подставке | ||
Универсальная складная рама/ширма – пятистворчатая (30-50 см. высотой) | ||
Трехстворчатая ширма/театр (70 см.) | ||
Кукольный дом (для кукол среднего размера) | ||
Бензозаправочная станция -гараж (для мелких автомобилей) | ||
Макет "скотный двор" (для фигурок животных средней величины) | ||
Ландшафтный макет | ||
Светофор | ||
Тематические строительные наборы: | ||
город | ||
замок (крепость) | ||
ферма (зоопарк) | ||
Поли-функциональныематериалы | Объемные модули, крупные, разных форм | |
Крупный строительный набор | ||
Крупный кнопочный конструктор | ||
Ящик с мелкими предметами-заместителями | ||
Крупные куски ткани (полотноо, разного цвета, 1х1 м.) | ||
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры |
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы (средние) | 5 разные |
Мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие) | 8-10 разные | |
Набор кукол: семья (средние) | ||
Наручные куклы би-ба-бо | 10 разные | |
Набор персонажей для плоскостного театра | 3-4 разные | |
Наборы мелких фигурок (5-7 см.): | ||
домашние животные | ||
дикие животные | ||
динозавры | ||
сказочные персонажи | 3-4 разные | |
фантастические персонажи | 2 разные | |
солдатики (рыцари, богатыри) | 3-4 разные | |
семья | ||
Условные фигурки человечков, мелкие (5-7 см.) | 10 разные | |
Белая шапочка | ||
Плащ-накидка | 5 разные | |
Фуражка/бескозырка | ||
Каска/шлем | ||
Корона, кокошник | 2-4 | |
Ремень ковбоя | ||
Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи) | 3-4 | |
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды (средний) | |
Набор кухонной посуды (средний) | ||
Набор чайной посуды (мелкий) | ||
Набор одежды и аксессуаров к куклам среднего размера | ||
"Приклад" к мелким куклам | ||
Набор медицинских принадлежностей | ||
Весы | ||
Чековая касса | ||
Коляска для средних кукол, складная | ||
Телефон | ||
Часы | ||
Бинокль/подзорная труба | ||
Грузовик средних размеров | ||
Автомобили разного назначения (средних размеров) | ||
Корабль, лодка (средних размеров) | ||
Самолет, вертолет (средних размеров) | ||
Ракета-трансформер (средних размеров) | ||
Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.) | 10 разные | |
Набор: военная техника | 2-3 | |
Набор: самолеты (мелкие) | ||
Набор: корабли (мелкие) | ||
Ракета-робот (трансформер), мелкая | ||
Подъемный кран (сборно-разборный, средний) | ||
Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная) | ||
Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль | по 1 каждого наимен. | |
Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением | ||
Маркеры игрового пространства | Универсальная складная ширма/рама | |
Стойка с рулем/штурвалом (съемным) | ||
Стойка-флагшток | ||
Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр) | ||
Ландшафтный макет | ||
Кукольный дом (макет) для средних кукол | ||
Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей) | ||
Макет: замок/крепость | ||
Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): | ||
город | ||
крестьянское подворье (ферма) | ||
зоопарк | ||
крепость | ||
домик (мелкий, сборно-разборный) | ||
гараж/бензозаправка (сборно-разборная) | ||
маяк | ||
Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта | ||
Набор мебели для средних кукол | ||
Набор мебели для мелких персонажей | ||
Набор мебели "школа" (для мелких персонажей) | ||
Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов) | 10-20 разные | |
Полифункциональные материалы | Объемные модули, крупные, разных форм | |
Крупный строительный набор | ||
Ящик с мелкими предметами-заместителями | ||
Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.) | ||
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры |
Приложение 3
Примерный набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансир-волчок | ||
Коврик массажный со следочками | |||
Шнур короткий (плетеный) | Длина 75 см | ||
Для прыжков | Обруч малый | Диаметр 55-65 см | |
Скакалка короткая | Длина 100-120 см | ||
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | ||
Кольцеброс (набор) | |||
Мешочек малый с грузом | Масса 150-200 г | ||
Мяч большой | Диаметр 18-20 см | ||
Мешочек с грузом большой | Масса 400 г | ||
Мяч для мини-баскетбола | Масса 0,5 кг | ||
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 350 г, 500 г, 1 кг | ||
Мяч-массажер | |||
Обруч большой | Диаметр 100 см | ||
Серсо (набор) | |||
Для ползания и лазанья | Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) | ||
Для общеразвивающих упражнений | Гантели детские | ||
Кольцо малое | Диаметр 13 см | ||
Лента короткая | Длина 50-60 см | ||
Мяч средн< Наши рекомендации
|