Синтаксические нормы и их особенности
Кто хочет говорить красиво, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство избранных речений к изображению своих мыслей.
М.В. Ломоносов
Синтаксис изучает строй связной речи. Как известно, основная функция языка — выражать мысли. Если фонетика, лексика, морфология рассматривают отдельные элементы языка, то синтаксис изучает те единицы, ради создания которых и существуют звуки, слова и морфемы, формирующие словоформы. Единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. О словосочетании говорят, что «это мысль в процессе становления» (Т.А. Фомичева), в предложении же мысль получает свое языковое выражение.
Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и предложении разнообразны. Прежде всего, это окончания, с помощью которых оформляется связь всех изменяемых слов. Связь между словами осуществляют предлоги и порядок слов, средством синтаксических отношений на уровне предложений (но не словосочетаний) служит интонация, а также союзыи частицы.
Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием языковых средств, благодаря чему в речи возможно использовать различные по структуре типы предложений, употреблять параллельные синтаксические конструкции, находить различные способы актуализации отдельных частей высказывания, то есть делать выбор той или иной синтаксической модели в зависимости от сферы, целей и характера высказывания. Однако этим разнообразием и богатством нужно умело пользоваться.
Каждый носитель языка должен помнить о правильности построения синтаксической конструкции, о необходимости выбора синтаксических средств выражения соотносительных значений и, наконец, о точности и коммуникативной обусловленности использования синтаксических средств речи. Все это и определяют синтаксические нормы, которые регулируют употребление слов в словосочетании, предложении, тексте.
Синтаксические нормы определяют:
правила координации подлежащего и сказуемого,
согласования и управления слов в словосочетании, а также
не допускают нарушения порядка слов в простом предложении и
порядка следования частей сложного предложения,
регулируют правила перевода прямой речи и в косвенную.
Нарушение синтаксических норм может происходить на уровне словосочетания, предложения, текста.
1. Определенные трудности у говорящего (пишущего) вызывает координация форм подлежащего и сказуемого.
· Чаще всего главные члены предложения имеют одинаковые грамматические формы рода, числа, лица, например: «Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна» (А.С. Пушкин). Однако в речи встречается немало случаев, когда формы подлежащего и сказуемого не совпадают и когда приходится делать выбор, какую форму употребить. Например: Большинство граждан приняли участие в голосовании (или приняло)? Синтаксическая норма в подобных случаях учитывает особенности контекста.
· Если в сочетании существительных со словами большинство, меньшинство, множество, ряд, часть подчеркивается активность действий лиц, то сказуемое ставится во множественном числе: Большинство граждан приняли участие в голосовании.
· Если эта активность не подчеркивается или если управляемые существительные обозначают предмет неодушевленный, предпочтительнее использовать форму единственного числа сказуемого: Ряд одаренных студентов был направлен на конкурс творческих работ. Большинство согласилось с оратором. Множество книг было представлено на выставке.
Следует помнить, что:
1) глагол может принимать форму как множественного, так и единственного числа,:
- если подлежащее выражено словом со значением количества: пришли (пришло) двое; -
- если подлежащее выражено сочетанием со значением совместности: пришли (пришел) папа с мамой;
- если подлежащее выражено местоимением (кто, кто-либо, кое-кто, кто-то, кто-нибудь), которое указывает на многие лица: все, кто хотел (хотели), пришли;
- если подлежащее выражено количественным сочетанием: писем сохранилось (сохранилась) самая малость.
Норма требует использовать форму только единственного числа
- при подлежащих, выраженных сочетанием «существительное с собирательным значением + существительное в родительном падеже множественного числа»: Стадо овец паслось, стая гусей летела;
- при подлежащем, выраженном сочетанием «неопределенно-количественное числительное + существительное»: Воспитывалось пятеро мальчиков.
Нарушение норм координации подлежащего и сказуемого в нашей речи связано также с неправильным
2) употреблением формы числа существительного, входящего в составное именное сказуемое, например: «72 метра» стали победителями проката. В этом случае целесообразнее употреблять родовые наименования (слово «фильм»): Фильм «72 метра» стал победителем проката.