Соотношение понятий «язык» — «речь»

Речь Язык
- отражает опыт индивидуума; - фиксирует опыт коллектива;
- материальна, воспринимается - абстрактен, существует вне
органами чувств; зрения, слуха;
- предполагает последователь- - имеет уровневую организацию в
ность слов, она линейна; иерархической системе отношений;
- стремится к слиянию слов в рече-  
- вом потоке; - язык сохраняет отдельность слов;
- может быть истинна и ложна;  
- конкретна и неповторима; - безотносителен к понятию истины;
- актуальна;  
- допускает элементы случайности; - воспроизводим;
- преднамеренна и устремлена к - потенциален;
определенной цели; - регулярен в отношениях между
- ситуативно обусловлена; единицами;
- развертывается во времени и. - нецеленаправлен;
пространстве; - независим от ситуации общения;
- она динамична;  
- подвижна; - не соотносится с конкретным
- бесконечна; временем, он статичен;
- вариативна; - стабилен;
- субъективна и произвольна, это - ограничен определенным набором
вид творческой деятельности его составляющих;
  - инвариантен в каждый период
  своего существования;
  - он объективен и обязателен

Схема 2

Функции языка, осуществляемые посредством

Речевой деятельности

Соотношение понятий «язык» — «речь» - student2.ru

Проверьте себя

1. Что такое язык? Назовите его основные признаки.

2. Что такое речь? В каких разновидностях еще существует?

3. Чем отличаются язык и речь?

4. Что объединяет эти понятия?

5. Каковы основные признаки национального языка?

6. Какими признаками характеризуется речь?

7. В какой зависимости находятся язык — речь — мышление?

УПРАЖНЕНИЯ

Поразмышляем вместе

1. Речь — это бесценный дар, данный человеку. Вы­скажите свое мнение о том, считать ли речь толь­ко даром или, может быть, и наказанием.

Образец размышления 1

Я — учитель. Правда, пока еще будущий, потому что лишь через год я смогу с гордостью произнести эту фразу. А пока — лекции, семинары, уроки в школе в качестве практиканта-словесника. Часто приходится за­менять учителей по просьбе администрации, и, возвра­щаясь вечером домой, еле передвигая ноги от усталости и с трудом ворочая языком, спрашиваю себя: «Почему так тяжело дается детям этот предмет? Ведь это русский язык, столь любимый мной. Почему очень редко я слы­шу красивую речь даже на занятиях по литературе? Неужели так сложно овладеть ею, нашей русской ре­чью, тому, кто рожден здесь, в России?» Пытаюсь отве­тить на этот вопрос сама себе, и получается вот что.

Мы научились говорить давным-давно, окруженные теплом, заботой, лаской родных нам людей. Нам каза­лось, что возможность говорить — это все равно, что есть, пить, двигаться. Правда, редко приходит в голо­ву мысль, что ходить мы учились достаточно долго. Держать ложку и резать хлеб ножом, пользоваться вил­кой, иглой когда-то было тоже очень тяжело, но мы справились (хотя не все владеют иглой так, как это могут мастера-профессионалы). Значит, кроме дара дви­гаться, действовать, у нас есть дар чувствовать и пере­живать, петь и танцевать, созидать и предвидеть. Но, главное, есть дар обо всем этом рассказать, поведать, сообщить, двигаясь и действуя, созидая и предвидя, чувствуя и переживая.

Удивительная мысль — все нам было дано, оказыва­ется, от рождения, но только благодаря тщательной и кропотливой работе всем этим мы сможем овладеть в совершенстве. А как же речь? «Родной, любимый, един­ственный, спи, солнышко, усни» — слышит только что появившийся на свет малыш из уст баюкающей его ма­тери, и мелодика ее речи услаждает слух, рождает же­лание сказать что-то в ответ. Не спеши, малыш, еще научишься, ведь ты получил дар речи вместе с возмож­ностью появления на свет. «Я люблю тебя, мамочка», — радостно произнес ребенок и подарил маме свое пер­вое стихотворение, где, как мог, выразил свои чувства, свою благодарность той, что помогает ему жить, радо­ваться жизни. Он разумно использовал свой дар.

«Словом можно убить, словом можно спасти, сло­вом можно беду от себя отвести» — эти слова подтвер­ждают силу и мощь нашей речи. Как же быть человеку с этим бесценным даром, который мы получили только потому, что родились в человеческом обществе, «за так»!? Уверяю вас: его нужно беречь, лелеять, охра­нять, преумножать, заботиться о нем, как о самом до­рогом существе! Ведь возможность пользоваться речью сделала человека человеком, выделила из мира живот­ных. Чем нужнее подарок, тем ценнее, так говорят. Насколько была бы менее интересна наша жизнь, если бы мы не могли передать при помощи речи тысячи оттенков мысли, сотни различных интонаций, десятки вариантов высказываний! Где уж лисицам, владеющим двадцатью словами-понятиями, как утверждают психо­логи, передать все то богатство мира, который нас ок­ружает? Речь — дар. Да здравствует наша речь!

Резниченко Мария,

студентка Донского

педагогического колледжа

Образец размышления 2

Речь — это, несомненно, бесценный дар. Подумайте сами, о чем можно говорить, используя ее саму? Обо всем, в том числе и о речи. Только она одновременно может быть талантливой и бездарной, умной и пустой, безуп­речной и корявой, безукоризненной и ошибочной, бес­смысленной и толковой, возвышенной и низкой. Наша речь, вразумительная, действенная, убедительная, при­зывная, увлекающая, зовет за собой. Речь — живая, за­дорная, искренняя — заводит, веселит и радует. А иде­альная, гениальная, талантливая — заставляет взяться за ум, служит образцом, к которому следует стремиться. Речь нежная — ласкает, окрыляющая — дает силы, афо­ристичная — нравится, артистичная — привлекает. Наша речь не только ласкает. Она может быть гневной, безжа­лостной, дерзкой, циничной. Речь передает и состояние души, и человеческий опыт, и мудрость, и ограничен­ность. Такое количество эпитетов, раскрывающих раз­личные стороны речи, говорит само за себя. Речь воисти­ну бесценный дар, человеку врученный.

Акопян Светлана,

студентка Донского

педагогического колледжа

2. Прочитайте высказывания о языке. Прокомменти­руйте их.

Развитие родного языка начинается со свободного спонтанного пользования речью и завершается осозна­нием форм и овладением ими.

(Л.С. Выготский)

Язык есть важнейшее средство человеческого об­щения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем са­мым и человека. Без языка не может быть и мышле­ния, т.е. понимания человеком действительности и себя в ней.

(А.А. Реформатский)

Язык по своей цели — прежде всего знаковая систе­ма; чтобы полностью удовлетворять этой цели, он все­гда должен быть готов к образованию новых знаков, новых слов или новых корней. При условии неограни­ченного числа знаков это достигается тем, что все зна­ки строятся из незнаков, число которых ограничено. Такие незнаки, входящие в знаковую систему как часть знаков, мы называем фигурами... Таким образом, язык организован так, что с помощью горстки фигур и бла­годаря их все новым и новым расположениям можно построить легион знаков...

(Л. Ельмслев)

Язык творит речь и в то же время сам творится в речи.

(Ф. де Соссюр)

Умен ты или глуп, велик ты или мал, Не знаем мы, пока ты слова не сказал.

(Саади)

Речь есть нечто больше, чем механически произво­димый ряд звуков, который выражает мимолетные на­блюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь — это человек в целом.

(П. Сопер)

Умейте же беречь хоть в меру сил в дни злобы и страданья наш дар бесценный — речь.

(И. Бунин)

Язык так же древен, как и сознание; язык есть прак­тическое, существующее и для других людей лишь тем самым существующее и для меня самого, действитель­ное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости об­щения с другими людьми. Процесс мышления так же социален, как и речь. Мысль зарождается не внутри человеческого мозга, а в социальном окружении. Ситу­ация и аудитория заставляют мысль, а затем и речь выстраиваться в определенную внешнюю форму.

(Ч. Далецкий)

Язык не замкнут в себе и не статичен, он не гото­вое, раз и навсегда сделанное, а творимое, динамичное, проявляющееся в своем постоянном движении, в своем развитии.

(Е.С. Истрина)

3. Докажите, что речь ситуативна. Приведите приме­ры из художественной литературы.

4. Объясните положение, согласно которому речь представляет собой психофизиологическое явле­ние, будучи видом свободной творческой деятель­ности.

5. Докажите взаимосвязь лингвистических понятий «язык» и «речь» на конкретных примерах.

6. Обоснуйте правильность суждений, свидетельству­ющих о неоднозначности понятий «язык» и «речь».

7. Проведите аналогию между словами, закрепленны­ми в системе языка, и словами, имеющими своего автора (авторскими окказионализмами). Сделайте вывод о возможностях языковой системы.

Зелень — краснень, голубень.

Крикун — орун, плакун.

Галчата — стишата.

Бездумье — бессонье, безночье, безмыслье.

Разболеться — рассинеться.

Бездонность — бессонность, невымышленность.

Вечность — млечность.

Взойти — взорлить.

Обезуметь — ососулеть.

  1. Прочитайте текст. Почему Л. Успенский сближает понятия «язык» — орган вкуса и «язык» — реали­зованный в речи?

Язык — удивительное орудие, посредством кото­рого люди, общаясь между собой, передают друг дру­гу свои мысли... Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, — мя­систый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника — издавна именуются одним и тем же словом.

  1. Прочитайте текст. Какие функции речи перечисле­ны в высказывании М.В. Ломоносова (1748 г.)?

Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, стро­ить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела произ­водить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу.

  1. Какую функцию языка имел в виду А.С. Пушкин в своих знаменитой строке: «Глаголом жги сердца людей»?
  2. Прочитайте текст. О реализации какой функции язы­ка в русской речи с восхищением пишет Н.В. Гоголь?

Выражается сильно русский народ! И если награ­дит кого словцом, то и пойдет оно ему в род и потом­ство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света... Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.

  1. Прочитайте текст. Какие индивидуальные особен­ности речи могут выделять человека среди осталь­ных?

В. И. Даль превосходно изучил местные говоры. Однажды он вышел во двор, а тут собралось несколько нищих и сборщиков на церковное строение. Впереди всех стоял белокурый чистотелый монах. Даль обра­тился к нему:

— Какого, батюшка, монастыря?

— Вологжанин я, родненький, — отвечал монах.

— Да вы давно в том краю? — спросил Даль.

— Давно, я все там.

— Да откуда же вы родом?

— Я тамодний.

Только что успел он произнести это слово — та­модний вместо тамошний, как Даль поглядел на него с улыбкой и сказал:

— А не ярославские вы, батюшка?

Монах побагровел, потом побледнел, переглянулся с товарищем и отвечал:

— Не, родимый...

— О, да еще ростовский! — произнес Даль, рассме­явшись. В этом «не, родимый» Даль узнал коренного ростовца. Монах повалился в ноги:

— Не погубите!..

Оказалось, что под монашеской рясой скрывался ростовский продавец, укравший выручку и сбежавший. Язык выдал его Далю с головой.

(А. и К. Махровы)

  1. Прочитайте текст. Выскажите свое мнение о про­читанном. Почему Эзоп в одном случае говорит, что язык — лучшее на свете, а в другом — что самое худшее. Прочитайте те места в тексте, где говорит­ся о языке как о речи.

Знаменитый баснописец был рабом философа Ксан-фа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и прика­зал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел ку­пить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народа. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объяс­няться друг с другом, решать различные вопросы, про­сить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы­полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассужде­ние пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

Другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп при­обрел к обеду самое худшее. А Эзоп пошел опять поку­пать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худ­шее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посред­ством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врага­ми, он может вызвать войну, он приказывает разру­шать города и даже целые государства, он может вно­сить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

  1. Прочитайте текст. Почему писатель связывает во­едино понятия Родина, народ, его культура, его язык?

Русский народ создал русский язык, яркий, как ра­дуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певу­чий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? — это весь народ. Это его культура. Это его язык.

(А.Н. Толстой)

Лекция 4

Наши рекомендации