Физическая культура и спорт, как общественное явление
Физическая культура и спорт, как специфическая сфера деятельности человека, обособленная от труда, возникла 40-30 тыс. лет до н.э. Сам факт зарождения и последующего развития физических упражнений в народном быту задолго до появления государственных форм физического воспитания говорит об объективной необходимости его существования. Почему физические упражнения стали отделяться от собственно трудовой деятельности?
Во-первых, существует биологическая предпосылка - двигательная деятельность является естественной потребностью человека, которую он стремится реализовать на всех этапах своего развития.
Во-вторых, сознание того, что, выполняя подготовительные физические упражнения, человек мог более успешно справляться с любой работой. А в период древней истории эффективность той или иной деятельности зависела исключительно от физической подготовленности.
В основе зарождения современных видов физкультурно-спортивной деятельности были труд, военное дело (стрельба, метание, борьба и др.), необходимость преодолевать значительные расстояния и препятствия (конный спорт, гребля, кросс, плавание и др.).
Накопленный опыт врачевания жрецов, знахарей дал толчок к становлению лечебной физкультуры, массажу.
Позже, в XIX - начале XX в., развитие техники послужило стимулом для появления таких видов спорта, как велосипедный, мотоциклетный, автомобильный и др.
Таким образом, уже на начальных стадиях своего существования люди были вынуждены накапливать опыт в методах и средствах преодоления сил природы, совершенствовать производство и орудия труда.
Этот опыт было необходимо передавать подрастающему поколению. Так возникают организованные формы обучения и воспитания. На ранних ступенях первобытного общества это воспитание было преимущественно физическим. Но физические упражнения древнего человека еще не полностью отделились от трудовой деятельности, а входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры.
Значительное наследие в древней физической культуре оставила нам Древняя Греция, в частности, практику проведения агонов (агон-состязание, турнир, праздник). Самыми значительными были агоны в Олимпии - Олимпийские игры.
Современное Олимпийское движение тесно связано с древними агонами. Сама идея возрождения олимпиад, периодичность проведения олимпийских игр, их предназначение (способствовать установлению мира, укреплению дружбы и взаимопонимания между людьми, выявлять их физические возможности), виды спортивных состязаний (бег на различные дистанции, метание копья и диска, пятиборье и др.), термины (стадион, гимнастика, олимпиада, марафонский бег, пентатлон и др.) - вот далеко не полный перечень ценностей физической культуры, дошедших до наших дней.
До середины XIX в. системы физического воспитания назывались гимнастическими. Следует, однако, заметить, что “гимнастика” в то время еще не определила четко границы своего содержания и включала в себя самые различные виды физических упражнений. Например, в программу соревнований по гимнастике на Олимпийских играх 1900 г. были включены: прыжок в длину, комбинированный прыжок в высоту и в длину, прыжок с шестом, поднятие веса 50 кг. Лишь к началу XX в. физические упражнения стали подразделяться на гимнастику, спорт, игры и туризм. На Олимпийских играх 1924 г. гимнастика уже включала в себя чисто гимнастические (с современных позиций) виды упражнений.
В конце XIX - начале XX в. в России наиболее распространенным термином, обозначающим физическое воспитание, был “телесное воспитание”, тем самым подчеркивалось, что роль физического воспитания сводится к развитию форм тела человека.
В самом начале XX в. основоположник отечественной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт (1837-1909) вводит понятие “физическое образование”, обращая внимание на наличие тесной связи между умственным и физическим развитием человека, т.к. занятия физическими упражнениями требуют знаний в области анатомии, физиологии, гигиены, медицины и т.п.
В настоящее время программы по физическому воспитанию многих развитых стран пополнились специальным теоретическим разделом, направленным на овладение основами знаний по физической культуре, что должно способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, укреплению здоровья, повышению работоспособности и профилактике заболеваний.
Физическая культура и спорт входят в структуру современного общества на международном, региональном и национальном уровнях.
На международном уровне насчитывается более 40 физкультурно-спортивных объединений, достаточно назвать некоторые из них: Комиссия по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры); Международный совет физического воспитания и спорта; Международный Олимпийский комитет (МОК); Международные федерации видов спорта и др.
На региональном уровне (Европа, Америка, Азия, Африка и др.) можно назвать Ассоциацию национальных олимпийских комитетов Европы; Панамериканская спортивная организация; Высший совет спорта Африки; Федерация Азиатских игр; федерации по видам спорта и др.
На национальном уровне, например, в России - это Российский Олимпийский комитет, федерации (ассоциации, союзы) по видам спорта.
Чем же объяснить такой всеобъемлющий характер физической культуры и спорта? Дело в том, что в систему общечеловеческих культурных ценностей входит высокий уровень здоровья и физической подготовленности людей, во многом определяющих возможности освоения всех остальных ценностей. Они служат как бы основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен. А физическая культура и спорт при правильном их использовании служат важнейшим, если не единственным, условием для укрепления здоровья людей и достижения ими физического совершенства.
Если понятие “культура” отражает уровень развития общества и человека, совокупность материальных и духовных ценностей, все то, что накоплено человечеством, то “физическая культура” - часть общей культуры общества и личности, социальная деятельность, направленная на укрепление здоровья и физическое развитие, совершенствование двигательных способностей и всего того, что необходимо для этой деятельности, а также ее результата.
“Спорт” входит составной частью в “физическую культуру”, для него характерны наиболее действенные средства и методы воздействия на физическую и духовную сферу человека. В собственном значении “спорт” - исторически сложившаяся человеческая деятельность, основу которой составляют соревнования, а продуктом этой деятельности являются победители соревнования, спортивные результаты.
С понятием “спорт” тесно связано понятие “спортивная подготовка” - это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям и максимальное проявление возможностей спортсмена в момент главных соревнований. Огромная популярность спорта и его роль в обществе объясняются многообразием функций, которые ему присущи: кроме соревновательной (основной) - это воспитательная, оздоровительная, познавательная, интегративная, зрелищная, экономическая.
Спорт многообразен. В нем выделяют “спорт высших достижений” (элитный спорт), “массовый спорт” (спорт для всех), “профессиональный спорт”; детско-юношеский спорт, связанный со спортом высших достижений (спортивные резервы) и с массовым спортом (при решении задач физического воспитания детей и молодежи).
Основными показателями состояния физической культуры и спорта в обществе служат: уровень здоровья, физического развития и подготовленности людей; степень использования физической культуры и спорта в сфере образования и воспитания, на производстве, в быту, в формировании здорового образа жизни; спортивные достижения на международном уровне; материально-техническое и научно-методическое обеспечение.
Когда мы говорим о физической культуре, то речь идет о всех людях: от самых маленьких до пенсионеров, сильных и слабых, совершенно здоровых и больных или перенесших болезни (лечебная физкультура), инвалидах и детях с отклонениями в физическом и умственном развитии. Когда речь идет о спорте, то надо иметь в виду, что массовый спорт имеет те же цели, что и физическая культура. Спорт высших достижений и профессиональный спорт предъявляют более высокие требования к занимающимся, т.к. они связаны с предельными физическими и психическими напряжениями и поэтому доступны людям, обладающим необходимыми данными.
2.3. Двигательная активность - источник жизнедеятельности
организма человека
Потребность в движении является одной из общебиологических особенностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности. На всех этапах эволюции человека формирование всех его органов и систем происходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, отсюда закономерна и неоспорима связь двигательной активности с состоянием здоровья человека: физического и духовного.
Необходимо подчеркнуть особую значимость воздействия физической культуры на организм женщины, будущей матери. Дефицит двигательной активности может выступать в качестве тормозящего фактора реализации интеллектуального и физического потенциала не только самой женщины, но и фактора, тормозящего развитие будущего ребенка. По данным доктора медицинских наук И.А. Аршевского, народившемуся ребенку с первых месяцев его существования необходимо обеспечивать определенную двигательную активность, и это - задача матери. Получая меньше кислорода и питательных веществ (до определенного предела), народившийся ребенок реагирует на это сокращением мышц. Если же будущая мать переедает и мало двигается, у нее возникает избыток слабо расходуемых и постоянно накапливаемых питательных веществ. В таких условиях ребенок лишается стимулов к двигательной активности, мышцы включаются реже, рост тормозится, развитие идет медленнее.
Не менее важно и умелое воспитание родившегося ребенка в семье. Обеспечение ему двигательной свободы, нормальных температурных условий, систематические водные процедуры дают возможность к проявлению самых неожиданных, на первый взгляд, результатов.
Здоровье человека можно определить как состояние полного физиологического, психического и социального благополучия. Состояние здоровья населения зависит от ряда факторов:
· успехи медицины и врачебной деятельности - 8%
· генетическая информация - 20%
· воздействие экологии - 22%
· образ жизни - 50%
Итак, главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья человека состоит в систематической активности в течение всей жизни, а не медицина, которая, как сказал академик Н.М. Амосов: “...чудесно лечит много болезней, но не способна сделать человека здоровым”. Чтобы стать здоровым, необходимо приложить собственные усилия, постоянные и значительные, которые нечем заменить.
В конечном счете, физическая активность должна стать необходимой составной частью образа жизни каждого человека, что очень важно сейчас, как для отдельной личности, так и для общества в целом.
В процессе физической активности организм при выполнении движений “включается” весь как живая система - от клетки до коры головного мозга, при этом развертываются физиологические и биохимические процессы обеспечения энергетики движения. Это открывает широкие возможности для влияния на решение воспитательно-образовательных задач.
Важно отметить, что объем двигательной активности индивидуален и зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня физического развития и подготовленности, образа жизни, условий труда и быта, географических и климатических условий, наследственных признаков. Для каждого человека определяют диапазон уровня двигательной активности, необходимого для нормального развития и функционирования организма, сохранения здоровья: минимальный, максимальный и оптимальный. Минимальный - определяет границу, ниже которой воздействие двигательной активности не дает заметного положительного эффекта; максимальный - определяет границу, выход за пределы которой, может быть связан с чрезмерными нагрузками и отрицательными последствиями (переутомление, перетренировка). Оптимальный уровень наиболее приемлем: при нем достигается самый высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма. При определении объема двигательной активности учитываются два момента: то, что выполняется в процессе профессиональной деятельности и то, что используется специально.