Раскройте скобки, выбрав нужную форму. Прокомментируйте свой выбор.
Образец: Посади мужика у порога, а уж он под образа лезет! (образ – икона). Образы главных героев его романов отличаются своей неповторимостью. (образ литературно-художественный)
1. Инженерам удалось подобрать (проводники, проводников), которым не были страшны условия тысячеградусной температуры и интенсивного облучения. 2. Дирекция была вынуждена наложить взыскание на (проводники, проводников), которыми не были сданы денежные отчеты. 3. Следует призвать к ответственности (лица, лиц), которые нарушают общественный порядок. 4. На фотографии нетрудно узнать (лица, лиц) друзей и знакомых. 5. Режиссерам, отказавшимся от услуг кинокомпаний, не приходится рассчитывать на (звезды, звезд) экрана. 6. Изучать (звезды, звезд) минимального уровня светимости помогает электронная радиоаппаратура. 7. Недалеко от города были построены новые заводские (корпуса, корпусы). 8. Лошади этой породы имеют мощные (корпуса, корпусы). 9. В начале тринадцатого века появились нищенствующие (ордена, ордены) – францисканцы и доминиканцы. 10. Вышел в свет обновленный каталог «(Ордена, Ордены) и медали России».
Освободите словосочетания и предложения от ненужного предлога по или замените его другим.
Образец: Простой буровой по техническим неполадкам – простой буровой из-за технических неполадок.
Опыт по выращиванию зерновых; план по освоению месторождения; план по эвакуации из здания; задачи по техническому прогрессу; программа по модернизации добычи нефти; меры по воздействию на алкоголиков и наркоманов; опыт по раздельной уборке хлебов; план по продаже молока и мяса; политика по разработке новых залежей нефти и газа; план-отчет по научной работе.
Укажите разницу между близкими по значению заимствованными и русскими словами (или словами, которые давно вошли в русский лексикон и не воспринимаются как иностранные). Составьте с ними предложения.
Образец: Макияж (из французского) – нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики. Мейкап (из английского) – название сценического макияжа.
Для работы в офисе сотрудницы фирмы должны использовать неброский макияж. У этой певицы всегда экстравагантный мейкап.
1. Антракт – перерыв. 2. Ассортимент – выбор. 3. Бутик – магазин. 4. Имидж – образ. 5. Креативный – творческий. 6. Легитимный – законный. 7. Мануальный – ручной. 8. Оранжерея – теплица. 9. Сэндвич – бутерброд. 10. Эмбарго – запрет.
Выделите в ряду синонимом доминанту.
Большой, гигантский, громадный, исполинский, колоссальный, огромный.
Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.
При обучении в школе основное внимание уделяется чтению, письму и счету, у детей стараются выработать навыки, отвлекающие ребенка от сенсорного опыта. Это отчуждение усиливается в старших классах, где потребность в словах и числах возрастает и приходится отказываться от детских представлений. Только в детских садах и начальной школе образование основано на соединении всех важнейших способностей человеческого разума; затем от этого соединения отказываются, ибо оно мешает развитию необходимого уровня абстрагирования.
Между тем мышление само по себе никогда не приводит ни к каким знаниям о внешних объектах. Исходным пунктом всех исследований служит чувственное восприятие. Истинность теоретического мышления достигается за счет связи его со всей суммой данных чувственного опыта. Более того, описывая процесс собственного научного мышления, Альберт Эйнштейн отмечал, что слова не играют, по-видимому, ни малейшей роли в механизме его собственного мышления. По утверждению ученого, психическими элементами его мышления являлись некие более или менее ясные знаки или образы, которые он мог произвольно воспроизводить и комбинировать. Эти элементы, по признанию Эйнштейна, были обычно визуального или изредка двигательного типа. Слова или другие условные знаки ему приходилось с трудом подыскивать только на второй стадии, когда эта игра ассоциаций давала некоторый результат и могла быть при желании воспроизведена в форме текста и условных знаков.
Напишите заявление и резюме с целью трудоустройства.
Напишите текст короткого информационного выступления на тему «Как бороться с плохим настроением?» из расчета, что время выступления должно занять 2 минуты.
Вариант 8
1. Запишите в первый столбик слова с буквой ё, во второй – слова с ударным [э].
Атлет, бесхребетный, двухведерный, жернов, молодежь, обыденный, острие, поименный, свекла.
Слова с твердыми согласными перед е выпишите в один столбик, а с мягкими – в другой. Если в слове две и более буквы е, согласные перед ними могут произноситься по-разному. В этом случае выпишите слово в оба столбика и подчеркните в соответствующем столбике, какой именно согласный звук вы имеете в виду.
Атеист, девальвация, депутат, интеграция, кредо, патент, резюме, тенденция, форель.