I. Найдите ошибки в данных предложениях, исправьте и объясните характер нарушения синтаксической нормы.

1.Вопреки скептического мнения некоторых современников о М.Булгакове, его книги нашли своего читателя.

2.Об этом недостатке студенту не раз указывал научный руководитель.

3.ГИБДД прислал извещение о необходимости уплаты штрафа.

4.Надо гордиться и любить свою родину.

5.Вследствие предстоящей командировки наша встреча откладывается.

6.Группа запорожцев написали письмо турецкому султану.

7.Дети любовались то на море, то на картину.

8. Почти треть опрошенных безоговорочно отдавали предпочтение кандидату «Единой России».

9.Открывая дверь, она страшно заскрипела.

10.Эти факты лишний раз убеждают нас о том, что необходима охрана окружающей среды.

11.Многие ребята мечтают и стремятся к полетам в космос.

12.ЗАГС находилась в старом здании.

13.Я люблю и всегда восторгаюсь природой средней полосы России.

14.В магазине состоялась выставка - продажа одежды для детей российского производства.

II. Какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных предложениях?

(1). Я просмотрела этот сериал. (2).Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю. (3). Учитель отобрал несколько книг. (4). Э..э..э..я, как говорится, имел ввиду…э..э..э.. совсем другое, как говорится, так что…э..э..э..необижайтесь. (5). Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт. (6). Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя. (7). Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. (8). Мы взяли с собой на рыбалку удочки и меньшого брата. (9). Террористов надо мочить без жалости. (10). Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ. (11). Невнимательное отношение администрации рождает текучесть кадров. (12). Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя в трапезе.

Рекомендуемая литература:[3], [6], [19], [22], [23], [30].

Словари: [12], [13], [14].

Тема 6. Стили современного русского литературного языка

Цель -закрепление теоретических вопросов о стилях речи, отработка навыков лингвостилистического анализа текста.

План занятия

1.Понятие стиля. Принципы выделения стилей современного русского литературного языка. Характеристика стилей.

2. Научный стиль: стилевые и жанровые особенности.

3. Официально-деловой стиль и его особенности.

4. Служебные документы.

5. Особенности юридических документов.

6. Деловое письмо.

Практические задания

Задание 1. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных – необходимые глаголы:

а) приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение;

б) приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.

Задание 2. Прочитайте шуточный приказ, составленный К. И. Чуковским. На чем основан его юмористический эффект? Составьте приказ о поощрении, дав оценку выполненной работе и указав факт и меру поощрения.

Приказ

Наши женщины хорошо поработали, да и в общественной жизни себя неплохо показали. Надо их порадовать, скоро ведь 8 Марта наступит! Мы тут посоветовались и решили дать грамоты…

Задание 3. Напишите заявление о предоставлении академического отпуска по болезни.

Задание 4.Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность на получение вашей заработной платы в связи с Вашим отъездом в командировку.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

Задание 5. Для поступления на интересующую Вас работу составьте резюме.

Задание 6. Напишите автобиографию.

Задание 7.Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности.

Абсолютно новый документ; собранные вместе материалы; продолжающиеся далее инциденты; сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает, что…; приложенное при этом заявление; точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается не решенным; я прошу вас.

Задание 8. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор, то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях. По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются. Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета, счета Клиента, открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора закрываются.

Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течение установленного законом срока исковой давности.

Б. Американский писатель Уэйн Б. Егер даже книгу выпустил «Техника профессионального карманника», которая стала настоящим бестселлером в США. Еще бы ведь в Нью-Йорке ежегодно от щипачей страдает полмиллиона людей. Автор утверждает, что карманное воровство не только простое и выгодное, но также и достаточно безопасное занятие. В России этот вид кражи относится к разряду трудно раскрываемых преступлений. Тем не менее полиция продолжает бороться с любителями порыться в чужих карманах, сумках, кошельках. Уголовный кодекс РФ не либеральничает с преступниками. В нем есть сто пятьдесят восьмая статья предусматривающая максимальное наказание до трех лет лишения свободы, а если преступление совершено ранее судимым или организованной группой - до десяти лет.

В. Наиболее бросающееся в глаза изменение научно-технического потенциала в России в ходе реформ - это его резкое сокращение за счет падения государственного финансирования объемов работ и соответственно уменьшение числа занятых в сфере науки и научного обслуживания. Сокращение это происходит неравномерно в разных секторах разных категориях работников разных специальностях, но сам факт крупных кадровых потерь российской науки очевиден и наглядно демонстрируется данными статистики. Вопрос не в доказательстве этого обстоятельства, а в его оценке Мнения высказываемые по данному поводу разноречивы.

Задание 9.На научное произведение (по выбору) дать аннотацию, написать реферат, отзыв, рецензию. При выполнении упражнения необходимо помнить, что: аннотация - краткая характеристика, обобщенное описание научного текста; реферат- это композиционно-организованное, обобщенное изложение содержания источника информации с выводами референта; рецензия - письменный разбор научного текста, предполагающий комментирование основных положений, выражение своего отношения к постановке проблемы, обобщенную аргументированную оценку, выводы о значимости работы; отзыв - самая общая характеристика текста без подробного анализа, но с практическими рекомендациями референта.

Задание 10.Подберите антонимы в официально-деловом стиле к следующим терминам:

Государственное предприятия, заключение договора, регистрация брака, истец, кормилец, поставка товара, нести ответственность.

Самостоятельная работа

Наши рекомендации