Тема №2. Орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка

Орфоэпические и акцентологические нормы (произношение, акцент, интонация). Особенности русской интонации. Логическое ударение. Смыслоразличительные функции ударения и интонации в русском языке.

Тема №3. Лексические нормы современного русского литературного языка

Некодифицированные подсистемы национального языка: территориальные диалекты, городское койне (городское просторечие), профессиональные и социальные жаргоны. Правильность, точность и уместность словоупотребления. Лексические нормы. Понятие лексической сочетаемости. Лексический состав русского языка. Иноязычная лексика. Понятие точности высказывания. Лексическая сочетаемость и нарушение ее правил. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Тавтология, плеоназм. Паронимы, синонимы, омонимы, антонимы, их стилистические возможности. Эвфемизмы и их выразительные возможности. Штампы и канцеляризмы.

Тема №4. Морфологические нормы современного русского литературного языка

Морфологические нормы современного русского литературного языка. Трудности в определении рода существительных. Род аббревиатур. Особенности склонения имен собственных. Существительные склоняемые и несклоняемые. Предложно-падежные конструкции и ошибки, связанные с их употреблением. Трудные случаи употребления числа и падежа. Трудные случаи употребления имён существительных. Имя собственное и нормы его употребления. Имя прилагательное и нормы его употребления. Имя числительное и нормы его употребления. Трудные случаи употребления местоимений. Употребление форм русского глагола.

Тема №5. Синтаксические нормы современного русского литературного языка

Синтаксические нормы и культура речи. Понятие связи слов в предложении как единице высказывания. Трудные случаи согласования. Глагольное и именное управление. Особенности синтаксического примыкания. Правильность построения фразы; порядок слов. Неверное осмысление грамматических связей между словами в предложении.

Модуль 2. Стилистика

Тема №6. Функциональные стили современного русского литературного языка

Функциональные стили современного русского языка. Понятие функционального стиля. Разговорный стиль, его языковые особенности. Художественный стиль, выразительные средства, применяемые в данном стиле. Научный стиль, сфера его функционирования. Жанровое разнообразие. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Публицистический стиль. Устное публичное выступление. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

Модуль 3. Риторика

Тема №7. Структура речевой деятельности. Речевое общение

Речевое общение и его основные единицы. Виды речевого взаимодействия. Условия успешного общения. Позитивный коммуникационный климат. Организация вербального (речевого) взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации.

Тема №8. Культура ораторской речи

Предмет риторики и виды красноречия. Последовательностью подготовки к выступлению. Выбор темы и названия информативной и убеждающей речи. Сбор материала. Структура речи. Цели основной части выступления. Композиция. Способы изложения материала. План. Типы планов. Выбор аргументации для убеждающей речи. Составление вступительной части выступления. Составление заключительной части выступления.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Предмет и задачи, основные понятия курса «Культура речи»

Цель ‒ представить русский язык и культуру речи как учебную дисциплину, определить её предмет и основные задачи курса, повысить уровень грамотности студентов.

План занятия

1. Русский язык и культура речи как учебная и научная дисциплина; ее

основные задачи.

2. Коммуникативные качества речи.

3. Три аспекта культуры речи.

4. Состояние современного русского языка.

5. Формы существования языка.

6. Литературный язык как высшая форма национального языка.

7. Коммуникативная компетенция и её роль в профессиональной деятель-

ности.

8. Понятие и виды языковых норм.

Практические задания

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов:

уч…ный, ч…лн, ш…рстка, чеч…тка, ч…рточка, печ…нка, трещ…тка, крыж…вник, пч…лы, ч…лка, ж…луди, ж…м, ш…тландка, ш…ссе, сч…т, ш…пот, тяж…лый, ш…рох; ож…г лица, реш…тка сада, укрыться плащ…м, спорить горяч…, подж…г сарая, вощ…ная бумага, печ…ный хлеб, деш…вый товар.

Задание 2. Вcтавьте пропущенные буквы, объясните правописание.

Карти…ная галерея, песча…ная насыпь, торжестве…ная встреча, серебря…ный перстень, масл…ные краски, искре…няя радость, безветре…ный день, стекля…ная ваза, ветре…ный человек, дискуссио…ный вопрос, кипяче…ая вода, рискова…ный посупок, воспита…ный человек, беше…ая скорость, краше…ная в мастерской шерсть.

Задание 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

А…умулятор, ц…стерна, а…е…яция, а…улировать, а…истент, к…мп…стировать, а…оциативный, ин…циалы, а…омп…немент, д…кл…мация, б…летень, в…н…грет, ан…л…гичный, а…ракцион, б…икада, ж…кет, инте…ектуальный, ба…отироваться, ко…ектор, б…ел…етристика, ижд…венец, к…бура, п…лисадник, п…н…рама, л…ндшафт, м…нифест, пр…в…легии, баци…ла, б…ктерии, ди…ертация, г…раж, р…скошный, п…р…петии, д…зинфекция, г…лерея, д…з…нтерия, ант…г…нист, ап…л…дисменты, артил…ерист, к…ридор, а…юминий, ко…квиум, ц…тата, ко…юнике, конгре…мен, …белиск, криста…ический, криста…ьный, мета…ический, аб…н…мент, д…ф…рамб, энтуз…азм, ар…ергард, пер…он, су…огат, к…росин, б…т…рея, к…мпания (друзей), к…мпания (предвыборная), к…мпетенция, сакв…яж, тр…котаж, тр…туар, д…сант, …ляповатый, ге…заметр, ш…ренга, эксп…нат.

Задание 4. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните.

(Н…) чуть (н…) изменился, (н…) кем заменить, (н…) с кем передать письмо, делать было (н…) чего, (н…) кто (н…) какой тревоги (н…) ощущал, (н…) где отдохнуть, (н…) когда (н…) забуду, (н…) у кого просить, (н…) у кого просить (н…) буду, (н…) кто (н…) забыт, рассказывал (н…) что интересное, (н…) читал книгу, (н…) рыбешки (н…) поймал, в поле (н…) былинки, (н…) мог (н…) слышать крик, (н…) льзя (н…) думать о победе, в доме (н…) кусочка.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните, чем вызвано обособление определений, стоящих перед определяемым словом.

Рассея…ный и неспособный он постоян…о подвергался наказаниям (А. Горький). Выр…сший в нищ…те и голоде Павел враждебно относился к тем кто был в его понимани… богатым (Н. Островский). В стоявш…м в комнате комоде кроме белья и кое-какого хламу тоже ничего не было (Ф. Тютчев). Набежавший туман на некоторое время скрыл от нас японское разведочное судно (А. Новиков-Прибой). Посеребре…ый волшебно…матовым лун…ым сиянием снег пронзительно ви…жал под полозьями, лошади мчались как беше…ные (Ф. Тютчев). Утомле…ый длин…ой речью я закрыл глаза и заснул (М. Лермонтов). Точно выреза…ые из ч…рного дерева силуэты двигаются вокруг костра (И. Бунин).

Задание 6.Расставьте недостающие знаки препинания.

Трудно было решить с первого разу к какому сословию принадлежал этот Геркулес; он не походил ни на дворового ни на мещанина ни на обедневшего подьячего в отставке ни на мелкопоместного разорившегося дворянина – псаря и драчуна: он был уж точно сам по себе. Дикий Барин так его прозвали настоящее же его имя было Перевлесов пользовался огромным влиянием во всей округе. В этом человеке было много загадочного казалось какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем как бы зная что раз поднявшись что сорвавшись раз на волю они должны разрушить себе и все до чего они коснутся. (По И. Тургеневу)

Задание 7. Расставьте недостающие знаки препинания.

Самолюбие как длительное стремление к совершенству есть источник великого (И. Тургенев). Левин как гостеприимный хозяин остался у экипажа (Л. Толстой). Андрей знал Ростовцева как одного из лучших специалистов по антеннам (Д. Гранин). Ее как южанку страшно пугали полярные холода Якутской области (В. Короленко). Глаза твои как море голубым колышутся огнем (С. Есенин).

Самостоятельная работа

I. Подготовка докладов по темам:

1. История становления русского литературного языка.

2.Русский язык советского периода.

3. Состояние современного русского языка.

4. Русский язык в странах ближнего и дальнего зарубежья.

II. Написание эссе на тему «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» (Л.С. Сухоруков).

III.Воспользовавшись орфографическим словарем,объясните, какое написание слов будет верным:

Масс-медиа или массмедиа, риэлтор или риелтор, придти или прийти, заём или займ, матрац и матрас.

IV. Ознакомление с Интернет-ресурсами русской зоны:

www.gramota.ru, www.slovari.ru, www.gramma.ru, www.rusyaz.ru, www.ruscenter.ru,www.philology.ru.,www.ruthenia.ru/apr/,www.binetti.ru,www.udmurtology.narod.ru, www.rusword.com.ua.rus.

Рекомендуемая литература:[4], [6], [27], [30].

Словари:[9], [12], [13]

Тема 2. Орфоэпические и акцентологические нормы

Цель – усвоить основные нормы русского литературного произношения и особенности постановки ударения в акцентных вариантах.

План занятия

1. Понятие орфоэпии.

2. Практическое значение орфоэпии.

3. Источники отступлений от литературного произношения.

4. Нормы русского ударения, их характеристика.

5. Причины изменения и колебания ударения в русском языке.

Практические задания

Задание 1. Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение.

Ассамблея, ассорти, терраса, касса, корректура, масса, ассимиляция, массивный, аллея, тоннель, иррегулярный, суббота, балласт, грамматика, гамма, группировать, миллион, диффузия, беллетристика, аккуратный, аттестат, аккомпанемент, аккумулятор, аппарат, апперцепция, аппликата, аппликатура, аннулировать, аннексировать.

Задание 2. В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный [о]?

Бокал, бордовый, вето, конкретный, концерт, коттедж, оазис, портфель, поэзия, поэтесса, роман, сомбреро, соната, трио, хаос, Боккаччо, Вольтер, Мольер, Роллан, Роман, Роден, Флобер, Шопен, Мопассан, Проспер.

Задание 3. Определите произношение Е или Ё в словах:

Истекший срок годности, новорожденный, лососевый, истекший кровью, желчь, острие, оседлый, маневры, платежеспособный, афера, опека, никчемный, завороженный.

Задание 4. Определите, мягко или твердо произносятся согласные перед [э] в следующих словах? В каких словах допускаются варианты (выписать отдельно).

Айсберг, бактерия, безе, деликатес, декан, депрессия, агрессия, профессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одесский, орхидея, патент, пантера, сессия, свитер, синтез, терапевт, термин, термос, тест, фланель, фанера, штемпель, энергия, эффект, артерия, бутерброд, бассейн, генезис, генератор, декадент, декольте, дирекция, детектив, кратер, крепдешин, плиссе, гофре, полонез, сессия, сейф, сонет, стенд, тезис, тенор, темп, террор, термин, теннис, тет-а-тет, фонема, фонетика, шинель, шоссейный, эдем, экстерн, эссенция, этногенез.

Задание 5. Определите, в каких словах произносится [шн]. Возможны ли варианты произношения?

Булочная, конечно, подсвечник, будничный, молочный, скучно, сливочный, Ильинична, яичница, клубничный, коричневый, ячневый, скворечник, порядочный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, двоечник, перечница, спичечный, к шапочному разбору, горчичник, нарочно.

Задание 6. Расставьте ударения в следующих словах.

Газопровод, сливовый, досуг, дремота, знамение, догмат, древко, ломоть, мусоропровод, мышление, пасквиль, духовник, приданое, свекла, ходатайство, щавель, ишиас, еретик, гастрономия, донельзя, генезис, диспансер, мастерски, жизнеобеспечение, камбала, иконопись, квартал, некролог, нефтепровод, искра, кожух, колосс, пуловер, партер, премирование, пурпур, лассо, столяр, христианин, экслибрис, свекольный, торты, августовский, форзац, ядровый, осведомить, исчерпать, арахис, бунгало, сабо, флюорография, фетиш, шарфы, зубчатый, трубчатый, агрономия, ветеринария, зоотехния, ревень, мытарства, мозаичный, банты.

Задание 7. Расставьте ударения в выделенных словах.

Занятой учебой студент, этот цветок красивеевсех остальных, группа избраласвоих представителей, прочный кремень, сделать мотивированные предложения, испытывать серьезную неприязнь, уведомленный о новых задах, зеленый суп из щавеля, вертящийся шар, избалованный всеобщим вниманием, он примирит своих друзей, сосредоточениев центре города, она клялась говорить правду, ходатайствоватьза друга, обговоренныепредложения, ядовитое снадобье, вернуться с похорон умершего врача, составить каталог, поставить апостроф, включиттелевизор, едут сваты, вручитграмоту.

Задание 8. Расставьте ударения в выделенных словах.

Красивее других; принудить к действию; издала книгу; баловать ребенка; включенный в договор; информационное обеспечение; упрочение позиций; врученные верительные грамоты; бомбардировать противника; потерялась белая туфля; студенты созвонятся перед экзаменом; авторитетный эксперт; им было завидно; изнурительный коклюш; знаменитая танцовщица; старинное факсимиле; выпустить шасси; всевозможные блага; моющие средства; закупорить бутылку; вертикальные жалюзи; оптовый рынок; ты звонишь по средам.

Задание 9. От существительных образуйте родительный падеж и поставьте ударение.

Бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, ксендз, торт, ясли.

Задание 10. Расставьте ударение в следующих глагольных формах.

Плыл – плыла – плыло – плыли, понял – поняла – поняло – поняли, пролил – пролила – пролило – пролили, принял – приняла – приняло – приняли, врал – врала – врало – врали.

Самостоятельная работа

Объясните постановку ударений в следующих словах:

Догово'р или до'говор? Ма'ркетинг или маркети'нг? Ка'шица или каши'ца? Выход запа'сный или запасно'й?

Подготовка докладов – презентаций.

1. Акцентологические варианты

2. Особенности русского ударения.

Рекомендуемая литература:[5], [9], [14], [26], [30].

Словари:[2], [5], [11], [13], [19], [20].

Тема 3. Лексические нормы

Цель – научиться семантически точно и стилистически уместно использовать лексические средства языка в устной и письменной речи.

План занятия

1.Многозначность слов.

2. Употребление синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

3. Плеоназмы, тавтология.

4.Употребление фразеологизмов.

5. Стилистически окрашенная лексика.

6. Экспрессивно окрашенная лексика.

7. Нормативная и ненормативная лексика.

8. Заимствованная лексика.

9. Устаревшая лексика.

Практические задания

Задание 1. Определите различия в значении слов:

Импресарио, меценат, спонсор, продюсер; аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы; грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция.

Задание 2. Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.

1. Артистический - артистичный, архаический - архаичный, асимметрический - асимметричный, завладеть - овладеть, обессилить - обессилеть,

стать - встать, основать - обосновать, героизм - героика - героичность, тема - тематика, реально - реалистически, индивидуальный - индивидуалистический, оклик - отклик, соседний - соседский, аллегоричный - аллегорический.

2. Дипломант - дипломник, значимый - значительный, нетерпимый - нетерпеливый, опростить - упростить, патриотичный - патриотический, типичный - типический, трагичный - трагический, сценичный - сценический, заразный - заразительный, проблема - проблематика, плодовитый - плодотворный, туристский - туристический, психически - психологически, комедия - комизм, акцент - акцентирование.

3. Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить, отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный - читательский.

Задание 3. Неправильный выбор синонимов привел к неточности словоупотребления. Исправьте ошибки.

(1). Екатерина была поставлена на престол. (2). Ей удалось обогнать Кейт Мосс, давно уже считающуюся иконой стиля в туманном Альбионе. (3). Имя драматурга знакомо во многих странах. (4). Теннис культивируется в нашем городе с 1950 года. (5). Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. (6). Около палаток сновали ребята, торопя друг друга, чтобы установить палатки до дождя. (7). Старый моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе. (8). Благодаря плохой подготовке он не сдал экзамен. (9). Оратор выдвинул инициативу, но его не поддержали. (10). Молодой предприниматель быстро узрел деловитость своего менеджера.

Задание 4.Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, а в каких – в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное-невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

Задание 5. Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные:

Народный фольклор, хронометраж времени, свободная вакансия, автобиография жизни, демобилизация из армии, временный интерьер, временный цейтнот, мемориал памяти, реальная действительность, информационное сообщение.

Задание 6. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

(1). Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. (2). У него сразу вспотели ладони рук. (3). Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. (4). Прейскурант цен вывешен на витрине. (5). Гость попытался собрать осколки сломанной вазы. (6). В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. (7). Впереди лидирует гонщик под номером 5. (8). Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. (9). Работа была выполнена небрежно и неряшливо. (10). Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. (11). Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку. (12). В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. (13). Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть. (14). Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. (15). Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией. (16). А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности. (17). В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов. (18). На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. (19). В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. (20). Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. (21). Мы его видели и в сбоку, и в профиль. (22). Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными. (23). Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов. (24). Обмен имеющимся опытом был очень полезен. (25). Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. (26). Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. (27). Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. (28). Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам. (29). Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу. (30). Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

Задание 7. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки:

Он привык беречь каждую минуту времени. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. На первый взгляд эта работа кажется простой и незамысловатой. Деятельность центра будет способствовать совместному сотрудничеству между народами разных стран. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. При таком обработке много древесины пропадает зря.

Задание 8. Распределите слова по группам нейтральная, книжная, разговорная лексика):

Лес, темный, лгать, смекалка, шагать, синий, поляна, смазливый, воспламениться, дерзание, воспеть, бегать, зачинатель, предначертание, страж, грядущий, кляуза, отчизна, труженик, барахлить, ланиты, нерукотворный, скорбь, чмокнуть, журить, предписание, афишировать, батальон, бинокль, блестеть, блистать, братва, букварь, буквоед, бытие, дрыхнуть, консолидация, крутой, лифт, маячить, одежда, одеяние, работяга, синий, творение, тряпье, явиться.

Задание 9. Выпишите из текста диалектную лексику:

Мать с ухватами не сладится

Хутор был слишком высок,

чтобы подняться на него

Испекла нам мама на праздник каравайцы

И затянул пастух свою проголосную песню

На праздник традиционно пеклись пышные шаньги.

Задание 10. Прочитайте примеры употребления жаргонной лексики. Подберите к ним синонимы из литературного языка.

Оттянуться в казино, отмывать черный нал, покручивать деньги, умыть конкурентов.

Задание 11. Выявите и откорректируйте речевые ошибки.

(1). Мне нужно замотивировать людей на производство. (2). Это сделано по германской технологии. (3). Это явно дефект воспитания. (4). Недостоверные факты должны настораживать. (5). Это вне сферы моей компетентности. (6). Данные новации могут оказаться весьма продуктивными. (7). Урожайность с га будет повышена за счет внесения удобрений. (8). Состоялся форум модельеров, на котором демонстрировались новые модели. (9). Наши главные приоритеты связаны с внедрением инноваций. (10). К сожалению, мы не в состоянии составить конкуренцию столичным вузам. (11). Ему предоставлен полный карт-бланш. (12). Он кивнул головой в ответ. (13). Увеличение товарооборота с финансовой точки зрения уменьшает объем капитальных вложений. (14). На кафедре принято аналогичное решение. (15). Предупреждаю Вас о невозможности повторения подобных прецедентов.

Задание 12.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением а) фразеологизмов, б) устойчивых оборотов:

а) Чего там есть? Супа-то кот поплакал. Авария на нефтебазе оказала вред окружающей среде. Нечего биться головой об лед. Тесть попался на дешевую удочку рекламы. Положив руку на сердце, хочу сказать. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. Под лежачим камнем вода не течет. Как кильки в банке.

Задание 13. Укажите речевые ошибки, возникшие при употреблении архаизмов. Сделайте лексические замены.

(1). Мария долго искала мужа в карьере, еще не ведая, что он в это время был доставлен в городскую больницу. (2). Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы. (3). Тот факт, что в «Динамо» плохо пестуют смену, еще раз красноречиво доказал проходивший в январе на Медео чемпионат. (4). Молодые артисты объехали с гастролями города и веси, всюду встречая радушный прием. (5). После двух туров впереди шествует советский шахматист. (6). Остаются втуне вопросы применения комплекса удобрений на мелиорируемых землях. (7). Установлено, что все склады забиты ходовым товаром, каковым являются мотоциклы и коляски к ним. (8). Свой отказ в учинении отметки перевозчик объясняет тем, что груз находится в пункте отправления, что он не утрачен. (9). Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят перераспределить средства... (10). Госналогслужба тщетно пытается воспрепятствовать сокращению внебюджетного фонда... Как провозгласили вчера на пресс-конференции, налоговая служба «может столкнуться с кризисом, связанным с отсутствием средств» (из газ.).

Самостоятельная работа

I. Подготовка докладов по темам:

1. Устаревшая лексика в современном русском языке.

2. Иноязычные слова в русской речи.

3. Молодежный жаргон.

4. Профессиональный жаргон.

5. Фразеологизмы и их роль в речевой культуре.

II. Написание эссе на тему «Модные словечки в современном русском языке».

III.Воспользовавшись толковым словарем и словарем иностранных слов, определите значение следующих слов: эскалация, экспансия, аннексия, преференция, профицит, девальвация, демпинг, статус-кво, реституция, статут, плебисцит, прецедент, карт-бланш, комильфо.

IV. Замените общеупотребительными словами диалектно-просторечную лексику: однёрка, заодним, заподряд, ладом, кисленка, обабок, паут, красноголовик, вичка, вехотка, кагонька, водиться, галить.

Рекомендуемая литература:[1], [7], [8], [10],[15], [16], [17], [26], [28], [30], [32].

Словари:[1], [4], [8], [10], [13], [16], [17], [18], [21], [22], [23].

Наши рекомендации