Тема 4. Морфологические нормы современного русского языка

Цель – усвоить основные морфологические нормы существительных в русском языке.

План занятия

1. Категория рода имен существительных.

2. Категория числа имен существительных.

3. Варианты падежных окончаний имен существительных.

4. Трудные случаи в системе склонения имен и фамилий.

5. Особенности употребления в речи имен прилагательных, глаголов, местоимений.

6. Склонение количественных числительных. Особенности употребления в речи порядковых числительных.

Практические задания

Задание 1. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.

Авеню, бигуди, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, Сочи, евро, сабо, салями, сулугуни, танго, импресарио, кабальеро, кюре, мафиози, пони, какаду, фойе, фрау, хинди, цеце, шимпанзе, бикини, бунгало, портье, рантье, рефери, Токио, Дели, Баку, варьете, виски, видео, жалюзи, зеро, макраме, пенсне, ранчо, сомбреро, шасси, шоссе, шоу.

Задание 2. Определите род аббревиатур:

ЗАГС, ТЮЗ, ВГИК, ГЭС, ЖЭК, ВАК, ФСБ, СНГ, НИИ, МИД, МГУ, ТАСС, РИА, ООН.

Задание 3. Поставьте существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуйте выбор формы. Выделите существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм.

Купить килограмм (абрикос, ананас, апельсин), группа (армянин), урожай (баклажан), сочинитель многих (басня), пачка (вафля), засеять пять (гектар), нет (грабли), двести (грамм), отряд (гренадер, драгун), поджарить группа (грузин), много (дело), нет (деньги), пара (джинсы), несколько (доля), несколько (зеркало, зеркальце), несколько (калмык), бриллиант в несколько (карат), пара (кеды), несколько (киловатт), много (килограмм, километр), пять (кочерга), много свободных (место), несколько (новоселье), вынуть из (ножны), пара (носок), нет (одеяло, одеяльце), много (оладья), китель без (погоны), несколько чистых (полотенце), салат из (помидор), много старинных (сабля), отряд (сапёр), пара (сапог), зажечь несколько (свеча), группа (таджик, татарин, узбек, якут), пара (чулок), несколько (шило), банка (шпрота), восемь (щупальце), несколько (юноша), пять (яблоня, яблоко), из новых (ясли).

Задание 4. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Доктор, выбор, контейнер, орден, адрес, герб, холод, промысел, шофер, парус, хутор, клевер, торт, вечер, жемчуг, погреб, автор, лектор, край, токарь, инженер, договор, тополь, волос, отпуск, сектор, хлеб, якорь, прожектор, трактор, месяц, редактор, инспектор, кузов, писарь, стог.

Задание 5. Закончите предложения, раскрывая скобки и употребляя следующие фамилии в нужном падеже. Аргументируйте правильность своего решения.

(1) Мы хорошо знаем имена известных российских и зарубежных писателей: (Владимир Короленко, Александр Блок, Константин Бальмонт, Агния Барто, Александр Дюма, Бернард Шоу). (2) Зрители высоко ценят талантливых актёров: (Вячеслав Шалевич, Галина Польских, Владимир Этуш, Сергей Никоненко). (3) Стоит побывать на концертах: (Иосиф Кобзон, Валерий Меладзе, Елена Воробей, Гедеон Кремер, Елена Степаненко и Евгений Петросян). (4) Убедительно звучат в судах речи известных современных адвокатов: (Генри Резник, Генрих Падва, Карина Москаленко).

Задание 6. Просклоняйте числительные:

5679, 665, три студента, полтора килограмма, одна целая двадцать четыре сотых, трое студентов, шестьдесят пять процентов, сто сорок пять человек,

две пары сапог.

Задание 7.Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти - пятерых) женщин; (три - трое) красивых (коня - коней); (шесть - шестеро) работниц завода; (четыре - четверо) (ножницы- ножниц); (два - двое) знакомых (лица - лиц); (четыре - четверо) (студентки - студенток); (три - трое) (профессора - профессоров).

Задание 8.Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые они должны замещать, неверный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения.

1. После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год.

2. В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки.

3. Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно.

4. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

5. В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

Задание 9.Укажите ошибки в употреблении прилагательных, исправьте их.

(1) Оценка знаний абитуриентов должна быть гибче, чем сейчас. (2) Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми по отношению к детям. (3) Писатель показывает, как человек с самыми человеческими задатками теряет их. (4) Решение этой проблемы является наиболее важнейшей задачей. (5) Наши наблюдения показали, что все это требует наиболее серьезного подхода к делу. (6) Цифры — самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции. (7) Пушкин сыграл очень выдающуюся роль в развитии русской литературы. (8) Моя сестра была бойчее меня. (9) Герой Шолохова не согласный с новой жизнью. (10) Герой повести всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.

Задание 10. Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены в данных примерах? Исправьте эти предложения.

(1). Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. (2). Это ещё более худший вариант решения проблемы. (3). Она выглядела сегодня ещё более красивее. (4). Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. (5). Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады.

Задание 11. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления форм времени и наклонения глагола, исправьте предложения:

(1) Наверху целый день движут мебель. (2) Прочитайте текст и выправите ошибки. (3) За последний год спортсмены достигнули больших успехов. (4) Бунин, как и все русские писатели, переживал за свой народ и очень остро ощущает драматичность жизни. (5) Ученые двигают науку вперед. (6) В это время рыба метает икру.

Задание 12. Укажите случаи неправильного или стилистического неоправданного употребления причастий и деепричастий. Исправьте предложения.

(1). Граждане, не застроящие полученные участки в течение трех лет, лишаются права на их владение. (2). Рабочие и служащие завода, приедущие отдыхать в этот живописный уголок Подмосковья, найдут все условия для настоящего отдыха. (3). Лицам, приобревшим путевки и не выехавшим в срок, путевки продляться не будут. (4). Пастухи долго не могли отыскать несколько отбившихся и забревших на клеверное поле коров. (5). Нарушивши правила, водитель попытался скрыться. (6). Среди молодежи можно найти немало юношей и девушек, пожелавших бы принять участие в этом конкурсе. (7). Лидировав на протяжении всего сезона, группа все же уступила первенство.

Самостоятельная работа

I.Сделайте конспект главы «Словообразовательные нормы» из учебного пособия Русский язык и культура речи. Нормативный аспект. / Сост. Е.А. Торохова. - Ижевск, 2013.

II.Ответьте на следующие вопросы:

Какое употребление верно или предпочтительнее: выход на пенсию или уход на пенсию?

Как правильно сказать: агентство города Казани или агентство города Казань?

Как правильно: господину Бондарь или господину Бондарю?

Склоняется ли фамилия Чубара в женском роде?

Рекомендуемая литература:[8], [11], [20], [21], [27], [30].

Словари: [6], [7], [15].

Наши рекомендации