Занятие 8. Мир наших эмоций и чувств
Цель: ознакомление с методикой изучения эмоциональных состояний; выявление соотношения положительных и отрицательных эмоций и их влияния на человека, его поведение. Осознание необходимости овладения эмоциональной культурой.
Примерное содержание занятия
I. Рефлексия прошлого занятия и процесса выполнения домашнего задания.
II. Творческая разминка. Упражнение «Умейте расслабляться». Расположитесь удобно. Поочередно проделайте все указанные
ниже действия:
Сожмите кулаки... сильнее... еще сильнее... разожмите.
Втяните живот насколько возможно, замрите в этом положении. Расслабьтесь.
Стисните зубы... сильнее... еще сильнее... расслабьтесь.
Сожмите веки так сильно, как только сможете. Расслабьте веки.
Втяните голову в плечи... глубже. Расслабьтесь.
Вдохните, задержите дыхание. Выдохните.
Вытяните руки и ноги... сильнее. Расслабьтесь.
Теперь попытайтесь все эти действия выполнить одновременно. Представьте, что по вашему телу распространяется мягкая теплая волна. Сделайте глубокий вдох и выдох, подышите спокойно. Представьте ситуацию, максимально способствующую расслаблению. Прочувствуйте ее до мельчайших деталей, ощутите ее звуки, запахи, прикосновение. Теперь ваш дух и тело готовы принять программу сегодняшнего дня. Ощутите радость от своего хорошего настроения. Считая от 10 до 1, выйдите из состояния релаксации.
III. Экспресс-диагностика эмоционального состояния. Обсуждение вопросов:
От чего зависит наше настроение?
Что нам дает экспресс-диагностика эмоциональных состояний?
Какое настроение у вас чаще всего преобладает? С чем это связано?
Умеете ли вы регулировать свое настроение? С помощью каких приемов вам удается это делать?
IV. Работа с тестом на самопознание «Мои привычные эмоции».
Мои привычные эмоции
№ п/п | Эмоциональные реакции | Выраженность в баллах | ||||||||
вовсе нет | редко | часто | всегда | |||||||
Я бываю спокоен | ||||||||||
Обычно уверен в себе | ||||||||||
Мне свойственно чувство напряженности | ||||||||||
Мне трудно быть уверенным в себе | ||||||||||
Я чувствую себя способным на многое | ||||||||||
Мне больше приходится радоваться, чем грустить | ||||||||||
Меня волнуют всевозможные неудачи | ||||||||||
Мне чаще свойствен упадок активности, вялость, усталость | ||||||||||
Я испытываю чувство удовлетворения собой, своими делами | ||||||||||
Я бываю приятно возбужден и активен | ||||||||||
Я бываю взволнован так, что не нахожу себе места | ||||||||||
Я с тревогой думаю о разных беспокоящих меня вещах | ||||||||||
Я испытываю чувство страха | ||||||||||
Я предпочитаю тихую грусть и размышления веселью | ||||||||||
Мне свойственно спокойное переживание своих эмоций | ||||||||||
Я испытываю чувства беспокойства и напряженности | ||||||||||
Я не чувствую себя счастливым | ||||||||||
Я бываю пессимистичным | ||||||||||
Тест содержит 18 эмоциональных реакций и их оценку в баллах. Каждая эмоциональная реакция определяется четырьмя высказываниями: «вовсе нет», «редко», «часто», «всегда».
Внимательно прочитайте все эмоциональные реакции и оцените степень их выраженности у вас, взяв в кружок соответствующую цифру.
Закончив самооценку, подсчитайте общий балл группы положительных эмоций, затем — группы отрицательных эмоций.
Если сумма положительных эмоций больше суммы отрицательных, то у вас все в порядке. Вам свойствен оптимистический настрой в жизни.
Если сумма положительных эмоций равна сумме отрицательных или меньше ее, то вы человек тревожный, мнительный, пессимистичный.
Далее проанализируйте особенности ваших эмоциональных реакций. К положительным реакциям относятся следующие номера — 1, 2, 5, 6, 9, 10, 14, 15, к отрицательным — 3, 4, 7, 8, 11, 12, 13, 16, 17, 18.
Выделите те отрицательные реакции, которые дали максимальный балл, и сосредоточьтесь на них. Подумайте, почему они вам свойственны, что следует сделать для того, чтобы они исчезли. Этот тест пригоден для оценки своего привычного эмоционального реагирования по мере того, как вы будете овладевать навыками культуры эмоций.
После заполнения теста предлагается обменяться мнениями, отрефлексировать свои ощущения, чувства, состояния, мысли.
V. Задание на углубление самопознания. Заполните схему:
Мои ценности | Радости (что больше всего радует, приводит в хорошее расположение духа) | Огорчения (что раздражает, подавляет, приводит в скверное настроение) |
Выстройте ряд в убывающем порядке: от самого значимого до незначительных мелочей. Ряд должен включать не менее 10 пунктов, максимум — 20. Сопоставьте соответствующие пункты после заполнения. Что вы видите? Почему, на ваш взгляд, иерархия ценностей и чувств по конкретным поводам не согласуется, исчезает логика? В чем дело? Почему крупные события жизни оставляют нас странным образом равнодушными, а мелочи будоражат? Ценность и значимость — это одно и то же? Как достигнуть их гармонизации?
VI. Прослушивание музыкального фрагмента.
Зафиксируйте те эмоции и чувства, которые вызывает данная музыка.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Понаблюдайте за собой. Определите, какие эмоциональные проявления являются для вас типичными.
Задание 2. Внимательно изучите приведенные ниже шесть способов взаимодействия с отрицательными эмоциями и определите, какой способ взаимодействия с подобными эмоциями у вас преобладает.
Поразмышляйте, может быть, есть смысл сменить его на другой...