Занятие 8. Мир наших эмоций и чувств

Цель: ознакомление с методикой изучения эмоциональных со­стояний; выявление соотношения положительных и отрицатель­ных эмоций и их влияния на человека, его поведение. Осознание необходимости овладения эмоциональной культурой.

Примерное содержание занятия

I. Рефлексия прошлого занятия и процесса выполнения домаш­него задания.

II. Творческая разминка. Упражнение «Умейте расслабляться». Расположитесь удобно. Поочередно проделайте все указанные

ниже действия:

Сожмите кулаки... сильнее... еще сильнее... разожмите.

Втяните живот насколько возможно, замрите в этом положе­нии. Расслабьтесь.

Стисните зубы... сильнее... еще сильнее... расслабьтесь.

Сожмите веки так сильно, как только сможете. Расслабьте веки.

Втяните голову в плечи... глубже. Расслабьтесь.

Вдохните, задержите дыхание. Выдохните.

Вытяните руки и ноги... сильнее. Расслабьтесь.

Теперь попытайтесь все эти действия выполнить одновремен­но. Представьте, что по вашему телу распространяется мягкая теплая волна. Сделайте глубокий вдох и выдох, подышите спо­койно. Представьте ситуацию, максимально способствующую рас­слаблению. Прочувствуйте ее до мельчайших деталей, ощутите ее звуки, запахи, прикосновение. Теперь ваш дух и тело готовы принять программу сегодняшнего дня. Ощутите радость от своего хорошего настроения. Считая от 10 до 1, выйдите из состояния релаксации.

III. Экспресс-диагностика эмоционального состояния. Обсуждение вопросов:

От чего зависит наше настроение?

Что нам дает экспресс-диагностика эмоциональных состояний?

Какое настроение у вас чаще всего преобладает? С чем это свя­зано?

Умеете ли вы регулировать свое настроение? С помощью каких приемов вам удается это делать?

IV. Работа с тестом на самопознание «Мои привычные эмо­ции».

Мои привычные эмоции

№ п/п Эмоциональные реакции Выраженность в баллах
вовсе нет редко часто всегда
Я бываю спокоен
Обычно уверен в себе
Мне свойственно чувство напряженности
Мне трудно быть уверенным в себе
Я чувствую себя способным на многое
Мне больше приходится радоваться, чем грустить
Меня волнуют всевозможные неудачи
Мне чаще свойствен упадок активности, вялость, усталость
Я испытываю чувство удовлет­ворения собой, своими делами
Я бываю приятно возбужден и активен
Я бываю взволнован так, что не нахожу себе места
Я с тревогой думаю о разных беспокоящих меня вещах
Я испытываю чувство страха
Я предпочитаю тихую грусть и размышления веселью  
Мне свойственно спокойное переживание своих эмоций  
Я испытываю чувства бес­покойства и напряженности  
Я не чувствую себя счастливым  
Я бываю пессимистичным  
                     


Тест содержит 18 эмоциональных реакций и их оценку в бал­лах. Каждая эмоциональная реакция определяется четырьмя выс­казываниями: «вовсе нет», «редко», «часто», «всегда».

Внимательно прочитайте все эмоциональные реакции и оце­ните степень их выраженности у вас, взяв в кружок соответствую­щую цифру.

Закончив самооценку, подсчитайте общий балл группы поло­жительных эмоций, затем — группы отрицательных эмоций.

Если сумма положительных эмоций больше суммы отрицатель­ных, то у вас все в порядке. Вам свойствен оптимистический на­строй в жизни.

Если сумма положительных эмоций равна сумме отрицатель­ных или меньше ее, то вы человек тревожный, мнительный, пес­симистичный.

Далее проанализируйте особенности ваших эмоциональных реакций. К положительным реакциям относятся следующие но­мера — 1, 2, 5, 6, 9, 10, 14, 15, к отрицательным — 3, 4, 7, 8, 11, 12, 13, 16, 17, 18.

Выделите те отрицательные реакции, которые дали максималь­ный балл, и сосредоточьтесь на них. Подумайте, почему они вам свойственны, что следует сделать для того, чтобы они исчезли. Этот тест пригоден для оценки своего привычного эмоциональ­ного реагирования по мере того, как вы будете овладевать навы­ками культуры эмоций.

После заполнения теста предлагается обменяться мнениями, отрефлексировать свои ощущения, чувства, состояния, мысли.

V. Задание на углубление самопознания. Заполните схему:

Мои ценности Радости (что больше всего радует, приводит в хорошее расположение духа) Огорчения (что раздражает, подавляет, приводит в скверное настроение)

Выстройте ряд в убывающем порядке: от самого значимого до незначительных мелочей. Ряд должен включать не менее 10 пунк­тов, максимум — 20. Сопоставьте соответствующие пункты после заполнения. Что вы видите? Почему, на ваш взгляд, иерархия цен­ностей и чувств по конкретным поводам не согласуется, исчезает логика? В чем дело? Почему крупные события жизни оставляют нас странным образом равнодушными, а мелочи будоражат? Цен­ность и значимость — это одно и то же? Как достигнуть их гармо­низации?

VI. Прослушивание музыкального фрагмента.

Зафиксируйте те эмоции и чувства, которые вызывает данная музыка.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Понаблюдайте за собой. Определите, какие эмоцио­нальные проявления являются для вас типичными.

Задание 2. Внимательно изучите приведенные ниже шесть спо­собов взаимодействия с отрицательными эмоциями и определи­те, какой способ взаимодействия с подобными эмоциями у вас преобладает.

Поразмышляйте, может быть, есть смысл сменить его на дру­гой...

Наши рекомендации