Виды педагогической деятельности и соответствующие
Им педагогические действия
Виды педагогической деятельности | Педагогические действия |
Прогностическая — предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса | Анализ педагогической ситуации; выдвижение педагогических целей; отбор возможных способов их достижения; предвидение результатов; определение этапов педагогического процесса и распределение времени |
Проектировочная и конструктивная — проектирование и планирование педагогического процесса | Конкретизация целей и задач на основе диагностики потребностей, интересов и возможностей учащихся; определение этапов и способов их реализации; отбор и композиция учебного материала; определение педагогических условий: материальных, организаторских, психологических; планирование своих действий и действий учащихся |
Организаторская — организация своих педагогических действий и деятельности учащихся | Создание мотивации у учеников к предстоящей деятельности; интеграция и адаптация учебного материала к уровню подготовленности обучающихся, их жизненному опыту; организация совместной деятельности школьников с помощью разнообразных форм и методов; стимулирование познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся |
Коммуникативная — построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса | Восприятие (перцепция) психологического состояния партнеров по общению; определение их индивидуальных особенностей на основе адекватной интеграции внешних сигналов; осуществление коммуникативной атаки — привлечения к себе внимания; установление психологического контакта с классом, с каждым учеником; управление общением в процессе совместной деятельности: распределение внимания, быстрое реагирование на возникающие барьеры в общении и их преодоление на основе сотрудничества и равноправного партнерства |
Рефлексивная — подведение итогов своей педагогической деятельности | Контроль результатов образовательного процесса; анализ и оценка полученных результатов с точки зрения их соответствия замыслу и условиям; выяснение причин успехов и неудач; определение направлений коррекции своей деятельности и профессионального совершенствования |
Основные компоненты педагогической деятельности, обеспечивая ее целостность, в то же время отражают ее многофункциональный характер, что позволило исследователям выделить данные компоненты как самостоятельные деятельности, определить составляющие их действия, освоение которых учителем обеспечивает его профессиональную умелость и компетентность. На основе анализа существующих подходов (Н.В.Кузьмина, Е.И.Рогов, В.А.Сластенин) выстраивается следующая система данных деятельностей и действий (табл. 3).
Представленная в таблице 3 структура педагогических действий, безусловно, не отражает полностью их многообразия. Необходимо помнить также, что педагогический процесс состоит из двух равно значимых составляющих — обучения и воспитания, которые сами по себе являются специфичными сферами педагогической деятельности и имеют свои особенности. Вместе с тем каждая из них включает в себя данные действия, овладение которыми дает возможность учителю строить целостный педагогический процесс системно и технологично.
ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ
Только уважая учителя, можешь сам стать учителем.
Вьетнамская поговорка
Тысяча учителей — тысяча методов.
Китайская поговорка
Строгому учителю учеников не видать.
Бенгальская поговорка
В наших руках величайшая из всех ценностей мира — Человек. Мы творим человека как скульптор творит свое изваяние из бесформенного куска мрамора: где-то в глубине этой мертвой глыбы лежат прекрасные черты, которые надо добыть, очистить от всего лишнего... Только тот, кто верит в Человека, может стать настоящим мастером.
В. А. Сухомлинский
Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Д. Лихачев
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Конфуций
Толковый и стоящий человек делает то, что может, платит ли ему общество за это или нет. Люди бестолковые предлагают свою бестолковость тому, кто дает больше, и вечно рассчитывают получить влиятельную должность.
Г. Д. Торо
В упоминании священного слова «творчество» уже заключается залог того, что вы не пойдете омертвелыми обычными путями. Вы широко раздвинете рамки возможностей. Вы поймете и оттеплите каждую индивидуальность. Вы обогреете каждое наболевшее от невыраженных чувств сердце. Ведь в этих священных болях крепнет зерно прекрасных достижений.
Н. К. Рерих
Воспитание — это наука, научающая наших детей обходиться без нас.
Э. Легуве
Воспитывать — значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.
А. Моруа
Если культура — это то, что остается, когда все забыто, то воспитание остается, когда все потеряно.
Н. Ротшильд
От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Д. Локк
Образование метода мышления, помыслов и нравов — вот что заслуживает имени воспитания, а никак не преподавание, обучение.
И. Гердер
Обучать ребенка — значит помочь ему познать суть свободы и полноты жизни.
Д. Кришнамурти
Глубоко, даже блестяще знать свой предмет — еще не значит быть педагогом. Хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, от борьбы за переустройство мира и человека — значит плохо делать свое главное учительское дело — ваяние личности учеников.
М. П. Щетинин
Воспитание строится по Закону Неповторимости: каждый человек может быть Образован только один раз. Детство не дается повторно, чтобы можно было начать все с нуля, избрать другую идею Образования в противовес той, которая не оправдала надежды. Идти путем проб и ошибок, с целью поиска лучших педагогических достижений опасно тем, что если будут допущены ошибки, то их уже не стереть с помощью других проб. Упущение в развитии ребенка какой-либо «мелочи» может завершиться печально и даже трагично. Искажение пути раскрытия Образа отдаляет ребенка от своего назначения в жизни.
Ш. А. Амонашвили
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Когда и почему возникла необходимость в педагогической деятельности и профессии?
2. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от
1. непрофессиональной?
2. Выделите наиболее существенные особенности педагогической деятельности, отличающие ее от любой другой профессиональной деятельности.
3. С чем связаны и в чем заключаются гуманистическая природа и творческий характер педагогического труда?
4. Существует мнение, что с развитием новых информационных технологий профессия учителя исчезнет. Согласны ли вы с этим утверждением?
5. Какие профессиональные функции должен выполнять педагог?
6. Определите на основе данных функций возможные профессиональные роли педагога.
7. Назовите основные виды профессиональной деятельности педагога и раскройте специфику каждой из них.
8. Каким образом связана научно-методическая деятельность учителя с другими видами педагогической деятельности?
9. Попробуйте выделить основные этапы управленческой деятельности классного руководителя, преподавателя.
10. Какова структура педагогической деятельности? Постройте на основе ее последовательность действий педагога, лежащих в основе преподавания.
Рекомендуемая литература
Алексин А. Школа — прежде всего учитель. — М., 1989.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1983.
БелухинД.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. — М., 1991.
Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. — М., 1965.
Дубровский А. А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей — будущее народа. — М., 1988.
Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Соч. — Т. 1. — М., 1983.
Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1972.
Глава 2
УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с ее субъекта, творца и созидателя. Существует философский принцип — подобное создается подобным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание — знанием, мастерство — мастерством. Никакие современные технологии обучения и воспитания не помогут учителю успешно осуществлять свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Не случайно в гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось личности учителя. Выдающийся педагог XIX в. К.Д.Ушинский считал, что помочь растущей личности воспитанника в ее становлении может только воспитатель, который сам является личностью, способной образовать сердце и волю ребенка: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитание изливается только из живого источника человеческой личности»[19].
Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен.
Прежде всего к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Близкое к нему комплексное свойство профессиональная компетентность отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм[20].
Основой профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя обычно считают педагогическую умелость:
владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности[21]. Составляющие мастерства педагога, предлагаемые разными авторами, достаточно многообразны и обширны. Но все они могут быть объединены в несколько групп (схема 1).
Ведущее место в сложном синтезе свойств, определяющих педагогическое мастерство учителя, принадлежит личностному компоненту как единству его мотивационно-ценностной составляющей (профессионально-педагогическая направленность) и индивидуально-психологических особенностей (общие и профессионально-педагогические способности). Утверждая, что педагогическое мастерство связано прежде всего со сферой деятельности учителя, Е.И.Рогов критически относится к стремлению расширить данное понятие и сместить его в сферу личности[22]. Но педагог включен в профессионально-педагогическую деятельность целостно, всей своей личностью. Уровень сформированности профессиональных умений и навыков зависит от его позиции, направленности его личности, системы ценностей, определяющих выбираемые им цели и задачи, способы педагогической деятельности, потребность и стремление к овладению ими и совершенствованию их.
Основу профессионализма и педагогического мастерства учителя прежде всего составляет его личностная готовность к профессиональной деятельности, которая зависит от уровня его общей и педагогической культуры, целостно проявляющейся в культуре педагогической деятельности как определенной степени ее совершенства. Педагог, чья деятельность по сути своей является «человекообразующей», должен сам воплощать тот образ человека культуры, который будет вдохновлять и побуждать его воспитанников к духовному восхождению и возрастанию. Он должен иметь свою философию жизни и профессиональной деятельности, осознанно представлять цели и назначение человеческой жизни в целом и своей собственной жизнедеятельности, ибо без этого он не способен стать руководителем, наставником юношества.
Система взглядов и представлений об окружающем мире, о целях и смыслах профессиональной деятельности оформляется в позицию педагога — устойчивую систему его отношений к определенным сторонам действительности и профессиональной деятельности, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках, характеризующихся непротиворечивостью и относительной стабильностью.
В основе профессиональной позиции педагога лежат его профессионально-ценностные ориентации как избирательные отношения к различным аспектам бытия и педагогической действительности, представляющим для него ценность и значимость. Профессионально-ценностные ориентации учителя обнаруживаются в его установках, представляющих собой наиболее устойчивую часть системы ценностных ориентации, через которую они находят свое реальное воплощение в поведении и активной деятельности личности.
Социальная и профессиональная позиция, профессионально-ценностные ориентации, установки учителя, отражающие его мотивационную готовность к осуществлению педагогической деятельности, целостно проявляются в профессионально-педагогической направленности его личности.
Степень теоретической и практической готовности к педагогической деятельности определяется уровнем овладения учителем системой специальных, общенаучных и психолого-педагогических знаний, а также педагогической технологией и техникой, образующими в своей целостности основу его профессиональной компетентности.
Наконец, успешное осуществление профессиональной деятельности и достижение педагогического мастерства во многом зависят от готовности педагога учитывать свои психофизиологические особенности и возможности, находить в соответствии с ними оптимальный индивидуальный стиль деятельности, обеспечивающий наилучшие результаты труда при наименьших затратах физических и душевных сил.